6 вопросов о «Разговорах о важном»: как оплачивается, какие материалы использовать и что делать с прогульщиками
Фотографии: АГН Москва. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Разбираемся с организационными тонкостями нового школьного урока.
Эти уроки обязательны к посещению?
Согласно Закону об образовании, образовательная программа реализуется в школах как в виде урочной, так и внеурочной деятельности. «Разговоры о важном» — это внеурочка.
В приказе Минобрнауки об утверждении ФГОС СОО, в п. 13 ч.3, говорится, что внеурочная деятельность реализуется «на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».
Однако в Минпросвещения настаивают на том, что эти уроки обязательны к посещению, ссылаясь на статью 43 ФЗ «Об образовании»(статья 43). В ней говорится об обязанностях и ответственности обучающихся «добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия».
Так как занятия «Разговоров о важном» входят в учебный план, то посещать их нужно, чтобы освоить образовательную программу в полном объеме.
Что будет, если пропускать «Разговоры о важном» без уважительной причины?
Как отмечает председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Путиловская, такой пропуск будет считаться прогулом и нарушением внутришкольной дисциплины. В таких случаях школа может принять меры в соответствии с правилами внутреннего распорядка — провести беседу с ребенком, родителями и т. д.
«Разговоры о важном» будут оплачивать отдельно?
Так как «Разговоры о важном» относятся к внеурочной деятельности, то за каждое занятие предусмотрена дополнительная оплата.
Это также следует из пункта 1.1. протокола по итогам совещания в министерстве, которое состоялось 2 августа 2022 года. Участники совещания постановили «поставить на особый контроль оплату труда педагогических работников, реализующих программу внеурочной деятельности в рамках реализации проекта «Разговоры о важном».
Обязательно ли использовать методические разработки Минпроса?
На сайте «Разговоров о важном» указано, что разработки, опубликованные на официальном сайте проекта, носят рекомендательный характер.
В соответствии с Письмом министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» классные руководители имеют право:
- самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности;
- выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
- а также самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях.
Но так как подготовка этим урокам — это дополнительная нагрузка, то проще использовать готовые методички — это удобно и сокращает время на подготовку к занятию.
Может ли педагог отказаться вести «Разговоры о важном»?
Так как это дополнительная нагрузка, то принуждать педагога к ней незаконно — требуется добровольное согласие. По словам оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольги Мирясовой, этот вопрос будет решаться в каждом регионе отдельно. Например, на совещании с учителями в Москве было объявлено, что педагогу, которые не может вести «Разговоры о важном» по личным причинам, найдут замену.
Есть ли в негосударственных школах уроки «Разговоры о важном»?
Эту информацию надо уточнять в самом образовательном учреждении.
Некоторые частные школы, например школа «Поколение» (г. Волгоград) и школа-интернат РЖД (г. Уссурийск), уже подхватили эту инициативу. Другие пока не спешат с нововведением.
Как поясняет директор монтессори-школы «Алиса» (г. Воронеж) Александр Могилев, здесь все зависит от статуса школы: есть ли у нее госаккредитация или школа функционирует ли как учреждение допобразования. Еще — от пожеланий тех, кто эту школу финансирует — ее учредителей и родителей:
«Строго говоря, „Разговоры о важном“ — это только рекомендации Минпросвещения. Сделать их обязательными может только Государственная Дума, приняв какой-нибудь закон по этому поводу. Поэтому частные школы ориентируются на вкусы и запросы родителей. Вообще, действует принцип: кто платит, тот и заказывает музыку».