Энтузиасты из Петербурга научились выдувать стеклянные кирпичи точь-в-точь как в XIX веке. Вот их история
В Петербурге теперь есть мастерская, в которой изготавливают стеклянные кирпичи Фальконе. Возможно, вы видели такие стеклоблоки в дореволюционных петербургских домах. Их было нельзя восстановить — а теперь уже можно. Ключевую роль в этом сыграло личное желание нескольких очень увлеченных людей.
Кирпичи Фальконье — это выдуваемые вручную и полые внутри стеклоблоки. В 1880-х годах их придумал швейцарский архитектор Гюстав Фальконье. Изобретение быстро оценили: такие кирпичи пропускали свет, но были прочными, сохраняли тепло, не горели и не боялись воды.
В Петербурге теперь есть мастерская, в которой изготавливают стеклянные кирпичи Фальконе. Возможно, вы видели такие стеклоблоки в дореволюционных петербургских домах. Их было нельзя восстановить — а теперь уже можно. Ключевую роль в этом сыграло личное желание нескольких очень увлеченных людей.
Кирпичи Фальконье — это выдуваемые вручную и полые внутри стеклоблоки. В 1880 году их придумал швейцарский архитектор Гюстав Фальконье. Изобретение быстро оценили: такие кирпичи пропускали свет, но были прочными, изолировали тепло и звук, не горели и не боялись воды.
Фотограф Никита Мурузин рассказывает, что раньше окна со стеклянными кирпичами никто никто толком не реставрировал. Окна часто просто разбирали и закладывали: стеклоблоки охранного статуса не имеют. «Буквально недавно, месяца два назад, в особняке Столыпина на несколько таких окон разобрали, хотя они были практически на виду. Там находится частная школа. Видимо, они и решили разобрать. Поставят ли они их обратно? Сомневаюсь. Это не предмет охраны и не наказуемо», — объясняет он. Сейчас Никита консультирует проект, который изготавливает кирпичи Фальконье. В основном, конечно, для реставрации.
Идея восстановить технологию изготовления стеклоблоков Фальконье родилась после выставки музея Шато де Ньон в Швейцарии. Она проходила в родном городе архитектора Фальконье и была посвящена истории стеклянных кирпичей. На мероприятие попали несколько увлеченных стеклом людей. И все закрутилось.
«Посетив эту выставку, директор музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева предложила организовать выставку в Москве и рассказать историю не только швейцарскую и европейскую, но и русскую. В процессе работы над проектом возникла идея украсить часть проемов пространства флигеля, где будет проходить выставка, стеклянными кирпичами», — вспоминает куратор будущей выставки Анна Кистанова. Тогда же встал вопрос о том, где же их столько взять. Исторические — слишком хрупкие, да и нет такого количества. Решили попробовать восстановить технологию столетней давности и сделать свои.
Никита Мурузев, сокуратор выставки в Щусева, обратился с таким предложением к своим знакомым мастерам по стеклу и технологам из NWGlassLab: «Сейчас профессия выдувальщика — это мастерство, которое передается от мастера к подмастерью. В вузах такой специальности нет, можно только прийти на завод или в мастерскую, где тебя обучат обращаться со стеклодувной трубкой и другими инструментами, которыми пользуются выдувальщики. Я просто пришел и сказал: «Можем мы повторить? Технология не кажется сложной». И начались эксперименты с гипсовыми формами, с 3D-сканированием, построением форм, их вычищением».
К тому моменту у Никиты уже сформировалась небольшая коллекция оригинальных кирпичей Фальконье. Часть была собрана по заброшенным домам, чердакам и заложенным окнам, часть— куплена на «Авито» или eBay и выменяна. Имея несколько оригиналов, специалисты вывели все нужные величины.
На разработку ушло два года, не считая сбора информации на бумаге. Вот что рассказывает про этот процесс Тамара Ковалева, организатор производства: «Мы изучали все модификации и делали их самыми разными способами. Под конец решили сделать все совсем вручную, как раньше было, когда модели [стеклоблоков сначала] вырезались из дерева. Естественно, мы обладаем всеми необходимыми технологиями: у нас есть 3d-сканер и принтер, нужные программы. Но хочется же проверить, в чем магия и чудо, правда?»
Когда стало понятно, что сделать новые кирпичи возможно, музей Щусева заключил с петербургской фирмой контракт. Компания сделает для выставки более 1000 стеклоблоков. Несмотря на внушительную сумму контракта (около 4 млн рублей), пока это история не про прибыль: чтобы произвести тысячу кирпичей, реально нужно было сделать две, 500 из которых отправились на помойку. Тамара говорит, что все средства пока идут на развитие: «Наша главная ценность — это люди, которые очень точно понимают, зачем они работают и тратят на это свое время. На самом деле, сделать хорошо не сложно, восстановить — не сложно. В этом наша идея».
Несколько успешных проектов у петербуржцев уже есть: например, они полностью закончили работу над лестницей в Москве. Для Нижнего Новгорода мастера изготовили стеклоблоки, которые скоро превратятся в одно целое окно на брандмауэрной стене дома.
Возможно, скоро новые кирпичи Фальконье появятся и в Петербурге. По словам Тамары, уже изготовлены стеклоблоки для доходного дома Ерошенко, но часть вопросов с КГИОП пока еще не согласована. По официальной версии комитета, поиск организаций, которые могли бы восстановить стеклянные кирпичи, продолжается. В КГИОП «Фонтанке» сообщили, что разрешение на работы в доме Ерошенко действует до конца 2023 года.
Сейчас в доме в Басковом переулке реставрируют лепной декор и расчищают «деревянные оконные наполнения». Стеклоблоки Фальконье обнаружили там внезапно: все они были заколочены. В этом здании они украшали фасад и, как говорят специалисты, больше таких примеров в городе нет.