5 «П» здорового школьного климата для профилактики травли
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Пока законодатели обсуждают законопроект против буллинга, дети каждый день сталкиваются с травлей в школе. Один из авторов инициативы, педагог и автор книги и одноименного канала «Травля: со взрослыми согласовано» Светлана Моторина рассказывает о том, что можно сделать прямо сейчас: как предотвратить травлю и создать эмоционально-безопасную образовательную среду по модели 5 «П».
П — Педагог
Согласно ФГОС, задача учителя — не только научить предмету, но и привить ребенку мягкие навыки (soft skills): умение понимать свои и чужие эмоции, договариваться, работать в команде и т. д. Это действенный способ профилактики травли. Исследования показывают, что ребенок с развитыми навыками критического мышления ставит под сомнение необоснованное мнение большинства. А навыки коммуникации и ценность кооперации позволяют выстроить эффективные стратегии взаимодействия в коллективе.
Учителя муниципальных школ жалуются, что времени на занятия по soft skills катастрофически не хватает. Но они в любом случае влияют на формирование этих навыков — осознанно или нет.
Простой пример: ребенок бросил рюкзак в проходе между партами. Что делать учителю?
Можно своим примером показать ценность бережного общения, спросив: «Могу ли я передвинуть твои вещи, чтобы он не мешали?».
А можно научить хамству: «Раскинулся тут, ты не у себя дома!»
Это касается и того, как педагог организует учебный процесс.
Например, можно провести урок по литературе в формате дискуссии, на которой дети (и учитель!) аргументируют свою позицию, слышат чужую точку зрения, взвешивают мнения, сомневаются в своей правоте.
А можно заявить, что ребенка тут никто не спрашивал, что прав только учитель и что есть только один верный ответ на вопрос о том, что хотел сказать автор.
Чтобы сформировать и развить в детях мягкие навыки и качества, которые предотвратят деструктивное поведение, учителю самому необходимо обладать ими.
П — Партнерство
Знаменитый психолог Жан Пиаже сказал:
«Знание нельзя передать от одного человека к другому. Можно сконструировать условия, в которых человек создаст свое знание самостоятельно».
Исследования последних десятилетий показывают, что Пиаже был прав: ученик не будет хорошо учиться из чувства долга или страха. Но его способен заинтересовать диалог с учителем — а это значит, что у ребенка должно быть право голоса. Он может и должен быть полноправным участником образовательного диалога.
Не только педагог может научить детей: чему-то и они могут научить учителя, а до некоторых истин получится дойти общими усилиями.
Например, как-то я наблюдала урок физики, на котором дети, изучая зоотроп, вместе с педагогом раскрутили модель, но отвлеклись на пыльный шарик внутри установки. Учитель тут же среагировал на это и вместо того, чтобы отмахнуться, начал собирать гипотезы о том, как этот шарик образовался, заодно напомнив еще пару тем по физике. Почему? Потому что любопытство, провоцирующее познание, прокачка нестандартного мышления — самое ценное, что может дать учитель. А вовсе не даты и факты.
У такого дето-центрированного педагога, который словом и делом показывает, что он готов следовать за любопытством детей, риск возникновения травли снижается в разы. Исследования показывают, что скука и агрессия взаимосвязаны: дети могут участвовать в травле просто потому, что им скучно.
П — Правила
Хорошо, когда школа сформулировала свои ценности, оформила на их основании правила и прописала их в уставе. Идеально, если этот устав не просто похоронен в виде буклета в учительской, а действительно воспроизводится в повседневной жизни школы. Но в реальности таких примеров немного.
Хорошая новость в том, что никто не мешает учителю самому прописать ценности для своего класса. И договориться с детьми о правилах, которые помогут их придерживаться.
Пример:
- Задавай вопросы.
- Уважай учителя и одноклассников.
- Соблюдай границы: физические и личностные.
- Уважай чужую собственность.
- Тяни руку, чтобы ответить.
- Используй позитивный язык.
- Участвуй в дискуссии.
- Говори только один (если это не дискуссия или штурм).
- Делись идеями, уважай чужие идеи.
- Сотрудничай с одноклассниками.
- Будь отзывчивым.
- Содержи класс и свое рабочее место в чистоте.
- Ходи (не бегай!) по коридору.
- Приходи вовремя.
- Соблюдай дресс-код.
П — Пространство
Само пространство класса, расстановка парт и рассадка учеников многое говорят о приоритетах учителя. Можно сколько угодно рассказывать детям про ценность сотрудничества, а потом посадить их в три ряда глазами в затылок и приправить все это словами: «Смотри в свою тетрадь!», «Оценку тоже на двоих поделю?».
Еще 30 лет назад педагог и психолог Спенсер Кейган прописал технологию кооперативного обучения. В России ее часто ошибочно называют «сингапурской методикой» на том лишь основании, что Сингапур — одна из стран, где она широко применяется. Согласно этой технологии, дети учатся в группах по четыре-шесть учеников. Существуют базовые команды, в которых дети работают по несколько месяцев, и случайные группы, в которые учитель хотя бы раз за урок смешивает детей. При этом столы в классе всегда стоят так, чтобы дети визуально делились на группы.
Эффективность кооперативного обучения доказана многочисленными исследованиями — так же, как и положительное влияние технологии на профилактику травли. Кстати, мало кто знает, что Кейган разработал свою методику основе работ Льва Выготского. Именно он первым сказал:
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Дети учатся в группе, а групповая работа — лучшая профилактика деструктивного поведения.
П — Приемы
Речь идет о специальных приемах, которые позволяют учителю добиваться глубинного понимания темы, прокачивать мягкие навыки и транслировать ценности сотрудничества и взаимопомощи. Только в упомянутой выше технологии Кооперативного обучения таких методик несколько сотен.
Пример: допустим, учителю математики нужно закрепить у детей тему множеств.
Можно провести фронтальный опрос: спросить с места Катю, Петю, Нину и Мишу «Что такое множество?». При этом остальные дети будут молчать, витать в облаках, спать или повторять про себя «только не меня!». Учитель впустую тратит время этих учеников и не прокачивает ничего, кроме знания о множествах.
А можно разделить детей на четверки, назначив им номера от первого до четвертого и дать инструкцию: «Сейчас вы по моей команде, начиная с номера один, будете по очереди рассказывать своей группе все, что вы знаете о множествах. У каждого из вас на это будет 30 секунд. Постарайтесь услышать ответы друг друга. Если кто-то затрудняется, помогите ему. Задание считается выполненным, если ответил каждый. Начали!».
Далее учитель четыре раза включает таймер на 30 секунд, одновременно ходит между группами (может, кстати, стоять около тех самых Кати, Пети, Нины и Маши, если важно услышать именно их ответы).
По завершении можно проверить активное слушание: «Маша, что в твоей группе сказал Петя?», «Нина, был ли ответ, с которым ты не согласна?».
Такой подход решает сразу несколько задач:
- Закрепили понимание определения.
- Прокачали навыки развернутого высказывания (кстати, обратите внимание на формулировку вопроса: не просто «Что такое…?», а «Расскажите все, что вы знаете о …?»).
- Закрепили ценность сотрудничества, сделали акцент на том, что можно и нужно помочь тому, кто затрудняется — вот она, профилактика травли!
- При этом задание построили так, что каждый несет ответственность за ответ: даже если ему помогут, он все равно должен ответить.
- Развили внимание, умение слушать и запоминать ответы друг друга.
- Напомнили о том, как важно после каждого образовательного опыта рефлексировать.
- Не украли время ни у одного ученика.
- Потратили на прием вместе с рефлексией те же минут 7-10, которые ушли бы на фронтальный опрос.