40 минут жизни
Это я про урок. И про людей, на нем присутствующих. Учителя и учеников. Про 40 минут их жизни, вернее четыре раза по сорок, шесть раз по сорок, а иногда и больше каждый день, кроме выходных и каникул. Будут ли они важной частью жизни, по крайней мере, интересной или окажутся скукотищей?
В детстве школа вызывала смутное ощущение принуждения. Живешь себе, никого не трогаешь, болтаешь с подругами, бегаешь с собакой, валяешься в снегу, еще чем-то приятным занимаешься. И тут звонок. И надо идти на урок: «Здравствуйте-садитесь, откройте тетради, отступите пять клеток»… И начинается: то крючки надо писать по полстраницы, то алгебраические преобразования делать, то валентность считать. Зачем? Совершенно непонятно.
Более того, вторжение в твое личное пространство, навязывание ненужной тебе деятельности раздражает, только и думаешь, как ее избежать. Можно сидеть и думать о своем, или при первой возможности сбежать с урока, просто тихо игнорировать, не выполнять домашнее задание, не отвечать, или…, да что мне вам рассказывать, думаю, все через это проходили.
Исключить полностью принуждение и искусственность урока невозможно: есть заданные внешние параметры, обществу для нормального функционирования необходима система организованного образования, урок остается основной формой его реализации.
При этом мы являемся свидетелями новой тенденции — домашнего обучения. Одна из причин которой, на мой взгляд, нежелание родителей, чтобы их дети бессмысленно тратили время в школе, отсиживали на уроках, мечтая только о долгожданном звонке.
Буквально вчера состоялся диалог с бывшей ученицей:
« — Моя Сашуля каждый день идет в школу со слезами.. и когда я говорю ей, что школьные годы — это лучшее, что было в моей жизни, она смотрит на меня непонимающим взглядом, полным неверия и недоверия… и только иногда она спросит меня: "мама, а как вас учитель называла?", — я не понимая переспрошу: "в смысле?", а Саша грустно ответит: "нас учитель выкрикивает по фамилии и никогда не называет наши имена".
А еще рассказывает про уроки литературного чтения, когда всё тот же учитель, уткнувшись в компьютер, орет: "замолчите!!Мне некогда! Молча сидите и ждите!" а потом, захлопнув крышку ноута: «так, давайте быстро, о чем текст?!» И это — 2 класс!! Это ПЕРВАЯ учительница, образ которой должен врезаться в сердце на всю жизнь, привить любовь к знаниями, как бы высокопарно это не звучало..
Грустно..
— Она пишет в ноуте отчеты всякие, справки и пр. Неохота же этим заниматься в нерабочее время. Ей плевать на учеников, она в них людей не видит, на нее администрация школы плевать хотела, им тоже надо тысячу отчетов в день сдать. Система
— В том то и дело. Ну я просто очень расстроилась… я очень переживаю за Сашу, потому что она ненавидит школу. И жутко боится учительницу. Будем переводить в другую на следующий год, но вот тоже, знать бы наверняка куда и к кому».
Родители ищут возможность минимизировать вред таких уроков внешними способами, учителя пытаются найти решение проблемы изнутри.
Может, урок, как форма взаимодействия учитель-ученик, отомрет, а, может преобразуется, важно сейчас сделать его интересной частью жизни этих двоих — учителя и ученика.
Не претендуя на новизну и оригинальность, перечислю свой личный топ выводов:
1. Нужна осознанность. Надо чтобы было понятно и учителю и ученику, зачем мы здесь. И, по возможности, чтобы приятно было проводить друг с другом столько времени. Ведь время — ресурс невосполнимый, быстротечный и тратить его на имитацию бурной деятельности преступно.
А как этой осознанности добиться? Если не только студенты на практике, но и некоторые учителя не могут ответить на вопрос «Зачем я в школе, чего хочу от своей деятельности?» (Как бы не перескочить на сетования про бессмысленное заполнение кучи бумаг, бесцеремонно крадущих львиную часть времени на работе и дома)
И начинаешь искать, как другие проблему поиска осознанности решают.
Кто читал книги Евгения Николаевича Ильина, знает, что он предлагал «раскручивать урок через деталь»), через постановку вопроса, который сбивает с толку, заставляет по-новому взглянуть на привычное, через демонстрацию, что урок это про жизнь, вернее, что это и есть часть жизни, да еще такая насыщенная раздумьями, такая захватывающая.
Никогда не забуду встречу с этим гениальным человеком. Сначала я с упоением прочла все его книги, потом с сарказмом статью о нем в «Огоньке», уж слишком идеальным он там был представлен, каждый урок — огромной значимости событие, каждое слово — концентрация мысли, да не может такого быть. И тут объявление о встрече с ним в Академгородке Новосибирска. Полная решимости, разобраться, кто это, я первая влетела в зал.
На сцену вышел человек небольшого роста в синем, напоминающим школьную форму костюме, брюки короткие, едва доходят до косточки, через плечо синяя сумка из кожзаменителя с надписью «Спорт». «Ну вот», — хмыкнула я. И это было последнее мое сомнение.
Он заговорил, и только минут через 15 я поймала себя на том, что полностью вовлечена в его рассказ, что неприлично громко хохотала, когда он рассказывал о своем первом годе работы, о первом визите проверяющего на урок, о том, как он решил пустить пыль в глаза и предложил ученикам «как всегда» (а на самом деле впервые) прочесть басню по ролям, как дал роль гусеницы одной отличнице, а слов у гусеницы в басне не было, каким мудрым, полным женского сочувствия взглядом смотрела на него та девочка, как наполнены слезами были ее глаза, как жалко ей было своего учителя в тот унизительный миг его жизни.
2. Думаю, что на этой встрече к осознанности добавилась искренность, как необходимая составляющая того самого урока, который является частью жизни. Не надо стремиться казаться умнее, чем ты есть на самом деле, тебя все равно раскусят, оставайся собой, допускай мысль, что ученик может быть способнее тебя, может тоньше чувствовать, и даже (о, ужас!) больше знать по твоему предмету. Это прекрасно, кстати. Тебя бодрит и мотивирует и уроку драйва придает.
3. Третья составляющая в моем топе — деятельность. Поехал в Петербург на экскурсию — уже там начни делать презентацию «Петербург, каким увидела его я». Работает этот прием при условии, что, распространяется и на учителя.
Сюда же относятся рецензии на фильмы, обсуждение совместно прочитанной книги, отлично срабатывает издание газеты или журнала (шесть лет занималась этим на своей предыдущей работе, говорю не понаслышке). Правда, это внеурочная деятельность, но с уроком связана. Ведь это можно написать репортаж с урока географии, фотонаблюдения с последней парты, «5 главных мыслей, которые пришли в голову на уроке физики» и пр.
Да-да, я помню, что есть программа, планирование, что почти все, о чем я сказала выше, не вписывается в заданные сверху рамки, но ведь мы сейчас не о них, мы же о том, как не разбазарить попусту 40 минут нашей бесценной жизни, и не украсть их у наших учеников?
Прекрасная идея вертикальный зачет, спасибо тем, кто ее придумал. Старшеклассники принимают зачет у младших. И те и другие готовятся, одни, чтобы показать, другие, чтобы доказать свою осведомленность в конкретном вопросе темы.
В старших классах от конференций по истории культуры, когда каждый готовит презентацию (соблюдаем технические правила, презентация это видеоряд, текста в ней минимум, сопровождаем ее живым словом, без бумажки, так, чтобы все «заплакали слезами умиления»), переходим к семинарам, обсуждаем там только самое интересное, например, общественную мысль в России с 19 века до наших дней. Получается логически выстроенная серия уроков, примерно по два раза в четверть, ждем их, потому что они непредсказуемо выходят на новые темы, вызывают споры, рождают вопросы. Правда, это не всегда очевидно другим. Коллега, побывав на подобном уроке сказала: «Да, это известный прием, вы даете задание на дом, потом спрашиваете». По большому счету так оно и есть, главное, чтобы хотелось выполнить это задание, чтобы оно вызывало не отторжение, а желание совместной деятельности.
И, наконец, апофеоз «урока-части-твоей-жизни» — ученик в роли учителя. Сначала отдельные «особо выдающиеся личности», потом, желательно, дать возможность приобретения такого опыта каждому ученику. Заранее обсуждаешь тему, обсуждаешь основные проблемные точки, главные крючки, на которые цепляется интерес, внимание, логика изложения. Напоминаешь, что чужое время не крадем, а наполняем бездной смысла, и…
Иногда получается блестяще, иногда не очень, «я волновался, половину забыл, сказал не то», но урок состоялся. Ученик изнутри побывал в роли учителя, учитель другими глазами увидел своего ученика, остальные участники потом еще будут долго обсуждать разрыв шаблона, жизнь пополнилась сорокаминутным событием.
И этим событием был урок.
PS «Подозрительно смахивает на ФГОСы эта сумбурная писанина»,- подумает терпеливый человек, дочитавший ее до конца. И я соглашусь. Деятельностный подход, осознанность — это объективная необходимость. Другое дело, кто и как эти идеи внедряет. Министерство «сверху» через требования заполнять бесконечные бумаги про обученность ученика и его компетенции или сам учитель «снизу», потому что видит в этом смысл своей работы.