100 лет сюрреализма в лондонском Музее дизайна
Выставка Objects of Desire: Surrealism and Design 1924 – Today в лондонском Музее дизайна — большое событие. Масштабный показ охватывает 350 произведений и широкий диапазон художников от Ман Рэя и Сальвадора Дали до Кристиана Диора и Бьорк. Впервые исследует отношения изобразительного искусства и дизайна на столь крупной выставке.
В проекте рассказывается о новаторском аспекте сюрреализма и о том, как он произвело революцию не только в искусстве, но и в дизайне: от мебели до интерьеров, моды, фотографии и кино. Выставка охватывает почти 100 лет. Некоторые из самых известных в мире сюрреалистических картин и скульптур, такие как «Телефон с лобстером» Дали и «Дар» Ман Рэя, выставлены вместе с десятками современных произведений искусства и дизайна. Почти треть экспонатов относится к прошлым 50 годам. Многие из них предоставлены Музеем дизайна Vitra в Германии.
«Объекты желания» разделены на четыре раздела, в которых основное внимание уделяется влиянию сюрреализма на повседневные предметы, дизайн интерьера, моду, тело и разум. Проект начинается с изучения зарождения сюрреализма в1920-х. Художники, в том числе Дали, Магритт, Мерет Оппенгейм и Ман Рэй, экспериментировали с совершенно новой формой скульптуры, создавая абсурдные объекты из найденных материалов и предметов. Посетители могут увидеть Porte-Bouteilles Марселя Дюшана (переиздание утерянного оригинала 1914 года), так называемое «готовое» произведение искусства, сделанное из полки для бутылок и считающееся одной из самых влиятельных скульптур XX века.
Скромный велосипед стал обычным мотивом, и посетители увидят Tour Гаэ Ауленти (1993) — стол, поддерживаемой четырьмя велосипедными колесами и Sella (1957) братьев Акилле и Пьера Джакомо Кастильони, который состоит из велосипедного седла, установленного на стойке.
Ни одно другое направление в современном искусстве и дизайне не уделяло столь пристального внимания телу, сексуальности и желанию. Выставка также освещает партнерство между Сальвадором Дали и британским поэтом и меценатом Эдвардом Джеймсом, чья дружба привела к созданию всемирно известных сюрреалистических предметов интерьера. К ним, например, относятся диваны Mae West Lips. Несколько художников-сюрреалистов также работали модными фотографами, в том числе Ли Миллер и Ман Рэй, а некоторые, такие как Дали и де Кирико, создавали обложки для модных журналов, таких как Vogue. Фотографии и копии журналов демонстрируются, чтобы подчеркнуть эти связи, и их можно увидеть вместе с современными фотографиями, такими как фотосессия Тима Уокера 213 года с актрисой Тильдой Суинтон для журнала W.
Посетители также увидят ансамбль Марии Грации Чуири «Сальвадор Дали», вдохновленный историческим сотрудничеством Дали с Кристианом Диором. Мэри Катранцу, Ирис ван Херпен и начинающий модельер, вдохновленный афро-сюрреалистами, Ясмина Атта также предоставили кутюр для выставки.
Piero Fornasetti, Silk print on porcelain. Fornasetti Archive
Тим Марлоу, генеральный директор Музея дизайна, прокомментировал: «С самого начала сюрреализм искал вдохновения в дизайне и повседневных предметах, но мало кто знает о решающем влиянии движения на дизайн. Эта поучительная выставка отправляет посетителей в увлекательное путешествие через 100 лет и впервые доводит историю до наших дней». Кэтрин Джонсон, куратор выставки Objects of Desire: Surrealism and Design 1924 — Today at the Design Museum, сказала: «Если вы думаете, что сюрреализм выдохся в 1960-х, подумайте еще раз. Эта выставка показывает, что он все еще жив и здоров и никогда не исчезал. Ранние сюрреалисты пережили Первую мировую войну и пандемию гриппа 1918 года, и их искусство отчасти было реакцией на эти ужасы. Сегодня, в контексте головокружительных технологических изменений, войны и очередной глобальной пандемии, дух сюрреализма чувствуется в современном дизайне более, чем когда-либо».
78.74 x 49.53 x 52.71 cm.© Sarah Lucas. Courtesy of Sadie Coles HQ, London.
Vitra Design Museum