10 кресел на все времена: как инвестировать в дизайн и не пожалеть
![](https://etalon-it.bigcdn.ru/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-e568044.gif)
В мире дизайна уже давно сложился свой предметный Пантеон. В нем вещи, которые оказались не просто функциональными и красивыми, но знаковыми для своей эпохи. Они уместны и в частных пространствах (гостиной, спальне, кабинете), и в общественных.
1. КРЕСЛО WASSILY, ДИЗ. МАРСЕЛЬ БРОЙЕР. 1925
Кресло B3 создано в 1925 году, сейчас производится фирмой под более поздним названием. Его автор, — лидер функционализма, один из самых известных архитекторов и дизайнеров-модернистов, разработавших так называемый «интернациональный стиль». В 1925 году он создает стул B3 из стальных трубок, применив в мебели ту же технологию, что и при создании велосипедного руля.
Стул, позже названный в честь художника Василия Кандинского Wassily, дал толчок к проектированию из стальных трубок всего на свете: от шезлонгов до стеллажей, столиков и кроватей. Эти предметы стали ассоциироваться с мебельными достижениями . Их стали выпускать огромными тиражами: они лучше всего соответствовали духу времени — были экономичными, нравились своей четкой концепцией.
2. Кресло LC3, диз. Ле Корбюзье, Пьера Жаннере, Шарлотты Перриан, 1928
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-b28ed12.gif)
Кресло LC3 стало частью мебельной революции, совершенной , и : оно известно как версия модернистского клубного кресла. Архитекторы не просто вынесли каркас как «корзину для подушек» — они выполнили его из стальных трубок. Им было важно найти возможность выразить свое понимание новой универсальной роскоши, которая была бы понятна всем.
Кресло впервые было показано на выставке Salon d’Automne в 1929 году и произвело фурор. Оно также известно под именем Le Grand Confort Armchair («Кресло повышенной комфортности», иногда два названия используют вместе). Промышленный выпуск кресла инициировала Хейди Вебер, коллекционер и поклонница Ле Корбюзье из Швейцарии. Итальянская компания подхватила эстафету в 1965 году. Сейчас выпускаются и классические, и цветные версии культового кресла.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-1d28751.jpg)
3. Кресло Barcelona, диз. Людвиг Мис ван дер Роэ. 1929
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-9645d97.jpg)
называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня. «Меньше — значит больше» — принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов.
В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне — настоящий шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов — так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-2b2ad79.jpg)
4. Кресло B.K.F., диз. Антонио Бонет, Хуан Курчан, Хорхе Феррари Хардой, 1938
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-1864c97.gif)
Это кресло, которое находится в коллекции нью-йоркского Музея современного искусства, в разных местах и в разные годы называлось по-разному. Первое имя — B.K.F. chair — по первым буквам фамилий авторов: Антонио Бонета, Хуана Курчана, Хорхе Феррари Хардоя. Иногда перевешивает авторство Хардоя, и кресло превращается в Hardoy Сhair — это второе имя. Кожаный чехол, надетый на металлические стержни, напоминает крылья бабочки: третье название Butterfly Chair стало самым распространенным.
Походный дух, кожа, ремни, привлекли внимание любителей поохотиться в Западной Африке, поэтому «бабочка» превратилась в Safari Chair и т.д. Два первых экземпляра B.K.F. уехали в культовый «Дом у водопада», построенный Фрэнком Ллойдом Райтом для Эдгара Кауфманна Младшего недалеко от Питтсбурга. В конце 1940-х годов авторские права на производство кресла на территории США выкупила компания Knoll Associates.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-ce6f763.jpg)
5. Кресло Diamond, диз. Гарри Бертойя. 1952
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-0defa88.gif)
Американская компания Knoll — бренд с 78-летним портфолио. В нем — передовая дизайнерская мебель. Knoll издает шедевры Мис ван дер Роэ, Бройер, Сааринена, Альбини, Ауленти, Кастильони, Гери и т.д. Кресло Diamond по дизайну создано в 1952 году, оно стало результатом многолетней художественной практики скульптора. «Больше всего в предметах я стремлюсь к легкости, возможности двигаться и менять положение тела в них, удобство и способность вещи органично вписываться в пространство. При этом соответствие пропорциям человеческого тела остается одним из важнейших критериев, когда я работаю над дизайном.
Удобный стул я бы сравнил с хорошо сидящим пальто: вы просто не чувствуете, что оно на вас надето. Оно достаточно легкое, в нем не тесно, в нем легко двигаться», — говорил Бертойя о своем методе. Бертойя обратился к экспериментам с ацетиленовой горелкой. Этот способ обработки материалов позволил по-новому воздействовать на различные металлические сплавы и пластик, и получать при этом легкие формы.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-b43b34d.jpg)
6. Кресло Lounge Chair, диз. Чарльз и Рэй Имз. 1956
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-9f8602a.gif)
Lounge Chair украшает кабинеты и гостиные, виллы и маленькие квартиры. Первые модели, американских дизайнеров, имевшие колоссальный успех, назывались ECW (Eames Chair Wood, другие названия: DCW, LCW). Имзы стремились к созданию нового типа клубного английского кресла с помощью технологий, освоенных ими еще в ходе Второй мировой войны: они делали шины из гнутой фанеры для раненых армейцев, и хотели применить тот же способ в мебельном производстве.
Эксперименты над креслом велись несколько лет — только подлокотников было создано 13 вариантов. Основа кресла была из алюминия. Чарльз и Рэй Имзы хотели, чтобы кресло 670/671 (под таким номером оно было запущено в промышленное производство) имело вид хорошо потрепанной бейсбольной перчатки. Это относилось к качеству и внешнему виду кожи — она должна была выглядеть «вечной». В итоге кожа, которую применяют для обивки этой модели, имеет все свойства материала «бессрочного использования», поскольку на стадии окрашивания она пропитывается достаточным количеством масла, позволяющим поддерживать и сам цвет, и эластичность материала, и его устойчивость к различным воздействиям.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-e355366.jpg)
7. Кресло Egg, диз. Арне Якобсен, 1958
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-eb7aec8.jpg)
Кресло Egg в ряду с другими предметами были созданы для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, который проектировал в 1958 году. Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника. В лобби отеля они давали ощущение приватности, скрывали от взглядов. Такая форма, объединявшая спинку, сидении, подлокотники и «уши», стала настоящим откровением. Его до сих пор называют самым удачным воплощением классического «дедушкиного кресла», защищавшего от сквозняков.
Окончательный вариант создавался из пластика, армированного стекловолокном: такой литой цельный пластиковый каркас был использован впервые. Он был дополнен пенополиуретаном. Был также разработан рычаг, позволяющий регулировать наклон. Вес самого предмета для таких размеров совсем незначительный: около 8 кг. Сейчас Egg Chair производится датской мебельной компанией . Его тираж уже давно шагнул за миллион.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-95dda73.jpg)
8. Кресло Ball, диз. Ээро Аарнио, 1963
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-5676f42.jpg)
Значение этого кресла для мира дизайна сложно переоценить. Мебель такой формы никогда раньше не создавалась. Более того, для этой формы был найден идеальный материал — стекловолокно. вспоминает историю создания своего шедевра: «Когда я продумывал дизайн сферического кресла, мне предстояло понять, каким образом я смогу изготовить саму форму и какие материалы при этом возможно использовать. Была создана круглая форма из фанерных „меридианов“ и „параллелей“ наподобие глобуса. Ее покрыли бумагой, пропитанной так называемым „жидким стеклом“, или силикатом натрия. Со второй попытки мы достигли желаемой формы, и мы смогли приступить к заливке стекловолокном и полировке».
Первое кресло представила компания Asko в 1966 году на мебельной ярмарке в Кельне. За выставочную неделю его заказали покупатели из 30 стран. Сейчас кресло официально выпускается компанией .
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-958cbed.jpg)
9. Кресло Paulistano, диз. Паулу Мендес да Роша, 1957
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-d2b6c46.gif)
спроектировал Paulistano для одноименного стадиона и спортивного клуба в Сан Паулу (Бразилия) в 1957 году. Кресло Paulistano предназначалось в первую очередь для общественных пространств клуба. Форма кресла была вдохновлена гамаком, используемым в культурах коренных народов Бразилии.
Эстетическая внятность и несравненное удобство быстро сделали этот стул популярным. Он был легок в переноске, неприхотлив в уходе и выглядел с одной стороны непринужденно, с другой — современно. В 2004 году, на волне интереса к бразильскому брутализму, предмет был запущен в производство компанией Objekto. После того, как в 2006 году Мендес да Роша получил Притцкеровскую премию, интерес к предметам, спроектированным этим архитектором, еще больше вырос: Paulistano впервые за все время его истории стало возможным приобрести в Америке.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-f0e5e57.jpg)
10. Кресло Platner, диз. Уоррен Платнер, 1966
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-36beed9.gif)
Американского архитектора прославила коллекция скульптурной мебели, созданная из стальных прутьев. Кресло Platner, вошедшее в эту коллекцию, стало настоящей иконой модернистского дизайна. Платнер воплотил в нем все свои принципы: удобство (для него оно было на первом месте), визуальную легкость и декоративность. «Мне нужно было добиться декоративной, мягкой и утонченной формы», — говорил дизайнер. И он вспомнил о своем детском увлечении цветами. «Цветы меня всегда завораживали, я подолгу мог их рассматривать — как они устроены. Чашка цветка показалась мне подходящей формой, чтобы повторить ее в мебели. Но прежде всего я руководствовался комфортом, которое могло дать сиденье в форме цветка».
Платнер остановился на «прозрачной» форме из металлических прутьев — той, которая сейчас всемирно известна. Сейчас кресло и всю серию мебели Platner производит компания Knoll. Вариантов покрытия прутьев самые разнообразные: от хрома и бронзы до черной отделки и золота.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-3cdd746.jpg)
11. Кресло Pumpkin, диз. Пьер Полен, 1971
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-f30d546.gif)
В конце 1960-х президент Франции Жорж Помпиду, страстный собиратель искусства, и Жан Курал — глава Mobilier National (агентство французского Министерства культуры) решили, что лучшим способом привлечь внимание к дизайнерскому сектору страны — оформить новое крыло Елисейского дворца предметами авангардного дизайна. Человеком, который стал ответственным за интерьеры — молодой талантливый Пьер Полен.
Он бесконечно искал формы новых скульптурных диванов, его мастерская была завалена необычными стульями, он был одержим поиском форм будущего. Чаще всего для своих предметов в то время он использовал деревянные каркасы, пенообразный наполнитель и кожаную обивку. Серия кресел и диванов с округлыми формами была выполнена специально для гостиной в Елисейском дворце. Помимо эстетических качеств, они отличались редким удобством и гармонично сочетались с общими округлыми линиями, которые Полен выбрал для оформления стен и других интерьеров дворца.
![](/wp-content/uploads/2022/09/10-kresel-na-vse-vremena-kak-investirovat-v-dizajn-i-ne-pozhalet-7f11022.jpg)