10 главных мифов об электромобилях
1. Электромобили – это машины класса «люкс»
Говоря об электромобилях, мы сразу вспоминаем Tesla и прочие топовые авто. Действительно, если говорить о новых моделях, то по статистике в 2021 году в России продали больше дорогих электромобилей: первое место занял Porsche Taycan (по данным аналитического агентства «Автостат»). Если же смотреть в сторону вторичного рынка, то цифры будут совсем другими: пальма первенства принадлежит Nissan Leaf, который можно купить менее чем за миллион рублей.
Кроме того, принятая правительством стратегия развития электротранспорта предполагает субсидию на покупку электромобилей. Она составит до 35% по кредиту или лизингу. Так, уже поступивший в продажу Evolute i-Pro, сделанный в России, можно будет купить со скидкой до 925 тысяч рублей, и его цена составит чуть более 2 млн рублей.
Evolute i-Pro
Конструкция электромобилей отличается простотой по сравнению с традиционными автомобилями с ДВС. Владелец электрокара освобожден от многих забот: ему не требуется менять свечи, фильтры и другие комплектующие. Таким образом, обслуживание электромобилей также обходится дешевле.
Последний, но важный пункт: во многих регионах страны владельцы электромобилей, сделанных в России, освобождены от уплаты налога, а, например, в Москве они не должны оплачивать и городскую парковку. Причем уже начинают появляться специальные места, отмеченные знаком «только для электромобилей», а рядом с ними часто есть зарядная станция.
2. Электромобили подходят только для города
Многие считают, что электромобили подходят только для передвижения по городу, так как имеют небольшой запас хода. Но это не так.
Во-первых, аккумуляторы становятся все более емкими, а сами автомобили — более энергоэффективными, поэтому запас хода у них становится все больше. Современные электромобили могут проезжать более 300 км на одном заряде – мы рассказывали о таких моделях в недавней статье. С учетом того, что по статистике водитель в мегаполисе проезжает в среднем около 60 км в день, такого запаса хода вполне достаточно для более долгой дороги – даже между соседними городами.
Rivian R1T в топовой конфигурации имеет запас хода 640 км
Кстати, все больше производителей предлагают электрические внедорожники. Например, в России скоро поступит в продажу кроссовер Evolute i-Joy с запасом хода в 405 км.
Среди рекордсменом по запасу хода также выделим Tesla Model X AWD в конфигурации Plaid: она может проехать 560 км на одном заряде. А внедорожник-пикап не слишком известной молодой марки Rivian R1T способен преодолеть целых 640 км!
3. Электромобили очень долго заряжаются
Безусловно, заправить автомобиль с ДВС бензином гораздо быстрее, чем зарядить электромобиль. Однако длительность самого процесса зарядки электромобиля зависит от ЭЗС (электрозарядной станции) и емкости аккумулятора.
На домашней станции мощностью 3,5 кВт полная зарядка может занять всю ночь, а на медленной станции мощностью от 7 до 22 кВт — 5-7 часов в зависимости от батареи электромобиля. Конечно, это долго, но, скажем, в Европе до 70% владельцев электрокаров заряжают свои авто дома или на работе, по сути абсолютно не теряя времени.
Проблему подзарядки электрокаров в пути можно решить с помощью быстрых ЭЗС, которых постепенно становится больше и в России. Быстрая зарядка до 70-80% занимает не более 30-40 минут в зависимости от комплектации автомобиля. Такие зарядные станции устанавливают на парковках, возле торговых центров, кафе, офисных зданий. Таким образом, оставив электромобиль на зарядке, владелец может спокойно отправиться по делам, пойти за покупками или выпить чашку кофе, а затем продолжить путь на заряженном авто.
4. Аккумуляторы нужно менять каждые несколько лет
Скептики в качестве одного из аргументов против электромобилей заявляют, что литий-ионные аккумуляторы, которые используются в электрокарах, быстро теряют свою емкость, из-за чего их нужно менять каждые 50 000 км.
К сожалению, любой литий-ионный аккумулятор подвержен деградации (то есть снижению емкости со временем). С аккумуляторами электромобилей это действительно происходит, но пока никто не может точно сказать, как сильно уменьшится их мощность и насколько быстро это произойдет.
Производители, дабы оградить себя от претензий, дают гарантию на аккумуляторы не менее 8 лет, после чего рекомендуют заменить либо отдельные ячейки, либо аккумулятор целиком. Правда, некоторые компании гарантируют и более долгий срок службы: так, батарея в Tesla Model 3 Y имеет гарантию 16 лет, а в Nissan Leaf второго поколения — 22 года. Согласитесь, за этот срок вы скорее всего захотите сменить авто целиком, а не только батарею.
5. Электромобили экологичны
Создается впечатление, что электромобили совсем не вредят экологии, но на деле не все так однозначно.
Конечно, электрокары не выбрасывают вредные выхлопы, что позволяет сокращать концентрацию CO2 в окружающей среде. Кроме того, многие производители стараются использовать в отделке салона материалы, поддающиеся дальнейшей переработке. Однако минусы для экологии тоже есть.
Изготовление любых современных аккумуляторов — отнюдь не самый безвредный для природы процесс. На их производство тратят ценные ресурсы, добыча которых сопряжена с высокой нагрузкой на экологию, при этом утилизировать отработавшие свое батареи очень непросто. Безусловно, технологии не стоят на месте, и в будущем мы сможем утилизировать аккумуляторы без вреда для природы.
6. Электромобили негде заряжать, станций слишком мало
Еще недавно это утверждение было актуально для России. Однако сейчас его также можно считать мифом. Сейчас во многих современных ЖК электрозарядные станции устанавливают прямо на надземных и подземных парковках. А благодаря принятой правительством стратегии развития электротранспорта уже к 2025 году количество ЭЗС увеличится в разы: будет установлено 9400 зарядных станций, из которых 2900 — быстрые.
Кроме того, для электромобиля подходит стандартная розетка 220В: часа зарядки от нее хватит примерно на 7-14 км хода. Правда, этим способом не стоит злоупотреблять, чтобы не перегружать бытовую электросеть.
7. Электромобили пожароопасны
Вы наверняка слышали о случаях, когда аккумулятор электромобиля самовозгорался или взрывался. На самом деле, это редкость: согласно статистике электрические авто горят даже реже, чем автомобили с ДВС. Главная причина воспламенения аккумулятора — неисправное зарядное устройство или кабель. На втором месте — ДТП.
Страховая компания АХА инсценировала самовозгорание Tesla, чтобы привлечь внимание к статистике пожаров
Производители электрокаров делают все, чтобы минимизировать риски. Например, Tesla улучшили программное обеспечение, которое регулирует работу батареи: при столкновении она отключается, а передача энергии прекращается. Аккумуляторный отсек при этом укрепили пластинами из алюминия и титана, чтобы исключить риск физического повреждения аккумулятора
8. Электромобили боятся воды и их нельзя заряжать в дождь
Ездить на электромобиле в сырую погоду ничуть не опаснее, чем за рулем обычного автомобиля. Двигатель, батарея и другие важные элементы системы надежно защищены от попадания воды, а элементы кузова собраны из устойчивых к коррозии материалов. В случае попадания воды на какой-либо электрический контакт электромобиль отключит питание. Поскольку для его работы не нужен воздух или свечи зажигания, электрокар может двигаться на гораздо большей «глубине», чем авто с ДВС, так что лужи ему не страшны.
Второй вопрос, который беспокоит скептиков: можно ли заряжать электромобили в дождь. Да, можно! Электромобили специально спроектированы так, чтобы выдерживать дождь даже в процессе зарядки. Это же касается и уличных ЭЗС — во время дождя или снега ими можно пользоваться.
9. Электромобили боятся мороза
Это миф, иначе вряд ли их бы так активно покупали в Канаде, Финляндии и Норвегии. Правда, в очень холодном климате нужно помнить о некоторых правилах, которые могут несколько усложнить жизнь владельцам электрокаров.
Самое уязвимое место в электромобилях — батареи. Производители электромобилей указывают, что батареи могут выдерживать температуры до –40 °C при хранении, но для работы их необходимо прогреть до –20 °C.Таким образом, электромобиль тратит заряд на обогрев батареи, что отнимает около 40% от запаса хода.
Очень важный момент: при температуре ниже нуля процесс зарядки электромобиля длится гораздо дольше, поскольку ему опять-таки сначала приходится разогреть аккумулятор, а потом уже питать его энергией.
Зимой электрокары советуют хранить на крытых стоянках, следить за уровнем их заряда, использовать подогрев руля и сидений вместо обогрева салона, а также менять стиль вождения. А если у авто есть режим ЭКО для экономии энергии, то пользоваться им.
Конечно, автопроизводители и здесь вводят различные улучшения. Например, модели в “зимнем пакете”, предлагаемые для стран с суровым климатом, обязательно поддерживают автоматический подогрев аккумулятора во время стоянки и функцию “размораживания” автомобиля.
10. Если электромобиль сел, то спасет только эвакуатор
Для большинства электромобилей это не миф. При нулевом заряде у электромобиля не будут работать ни тормоза, ни усилитель руля, а потому взять его на буксир не получится. Правда, есть несколько выходов из такой неприятной ситуации.
Первый — служба технической помощи, которая может подвести генератор. Например, в Европе есть специальные машины техпомощи, оснащенные мощными генераторами с функцией быстрой подзарядки. 20 минут будет достаточно для того, чтобы подзарядить аккумулятор и доехать до ближайшей ЭЗС.
Tesla на эвакуаторе
Второй вариант – использовать «электромобиль-донор». Уже начали появляться машины, способные делиться энергией с другими электрокарами. Так что автовладельцы смогут “спасать” друг друга.
А, например, современные Tesla с севшими аккумуляторами способны запуститься в аварийном режиме для буксировки: заряда хватит примерно на 10 км исправной работы тормозов и усилителя руля.