10 фильмов, которые на самом деле не основаны на правдивой истории
Автор: Олег Пека
Популярность документальных фильмов о настоящих преступлениях и реалити-шоу говорит о том, что на экране повсеместно распространено стремление к правдивой истории. Что-то в фильме, основанном на реальных событиях, выделяет его среди других. Ведь он предлагает зрителям увидеть что произошло с кем-то другим или может произойти с ними, что делает вымысел еще более сильным.
Признавая этот факт, режиссеры часто делают все, чтобы «продать» реальность своего вымысла, а маркетинговые команды делают все, чтобы продвинуть фильм. Но такой подход размывает границы между вымыслом и реальностью. Среди достоверных изображений людей и событий есть несколько фильмов, которые на самом деле не основаны на реальной истории. Конечно, режиссеры могут вдохновиться одним или двумя событиями и воплотить их в фильме, даже если они произошли в разное время или в разных местах.
Однако такие фильмы явно рекламируются как «основанные на реальной истории», но на самом деле они никогда не происходили так, как это изображено в фильме.
10 Фарго (1996)
Миннесотская черная комедия Джоэла и Итана Коэнов «Фарго» открывается титром, объявляющим «ЭТО ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ». Но это не так, не так было и никогда не будет.
Фарго» рассказывает историю незадачливого продавца автомобилей Джерри Лундегаарда (Уильям Х. Мэйси), который нанимает двух начинающих преступников для похищения своей жены, чтобы вымогать у своего тестя (владельца автосалона, где работает Джерри) деньги, которые позволят ему стать самостоятельным человеком. Но из-за усилий беременной шефа полиции (Фрэнсис МакДорманд), абсолютно ничего не идет по плану.
Фильм основан на событиях, произошедших в Миннесоте в 1987 году, только реальная история развивалась совсем по другому. Коэны позднее говорили, что они «хотели снять фильм именно в жанре правдивой истории. Не обязательно иметь правдивую историю, чтобы снять правдивый фильм».
Хотя Коэнам часто приписывают роль первооткрывателей хитрого вступительного титра — притворяться правдивой историей, эта традиция уходит корнями гораздо дальше….
9 Последний дом слева (1972)
Как и «Фарго», «Последний дом слева» открывается текстом: «События, свидетелями которых вы станете, являются правдой. Имена и места были изменены, чтобы защитить тех, кто еще жив». Но, как и в «Фарго», это всего лишь обман повествования.
Такое заявление было задумано режиссером Уэсом Крейвеном для того, чтобы держать зрителей в напряжении, настраивая их на что-то мрачное, гарантируя, что они купят то, что последует дальше. Особенно если речь идет о триллере, в центре которого — изнасилование и убийство молодой женщины и ее подруги, а также последующая кровавая месть ее родителей.
Стилистика фильма «Последний дом слева» во многом заимствована из документального формата. В фильме используется запись звука на месте и ручные камеры, потому что это основа ремесла Крейвена — это его первый полнометражный фильм, и до этого момента он занимался только производством документальных фильмов. Но, не будучи основанным на чем-то «правдивом», «Последний дом слева» на самом деле является вольным ремейком фильма Ингмара Бергмана «Весна-девственница» (1960).
8 Техасская резня бензопилой (1974)
Пользуясь коммерческим успехом и культовым влиянием фильма «Последний дом слева», который заработал 3 миллиона долларов при бюджете менее 100 000 долларов, «Техасская резня бензопилой» скопировала настроение вступительного сообщения своего предшественника с длинным текстом и сопроводительным дикторским текстом, утверждающим, что фильм рассказывает о трагедии из реальной жизни. Сейчас это может показаться глупым и банальным, но такая рекламная стратегия принесла свои плоды.
В то время как «Последний дом» подарил зрителям всего полтора часа жестокости и унижений, «Техасская бензопила» породила легенду: Кожаное лицо. Именно этот персонаж обеспечил долговечность фильма и породил в общей сложности восемь сиквелов, приквелов и перезагрузок.
К сожалению — а может быть, и к счастью — ни одна из этих историй не является правдой. На самом деле эта история возникла из разочарования режиссера Тоба Хупера от бешеной толпы во время рождественского шопинга в 1972 году. Подойдя к витрине с бензопилами, он представил себе, как пробирается сквозь толпу, чтобы получить желаемое, а остальное уже история; он поспешил домой и за один присест написал сюжетную обработку.
7 «Экипаж»(2012)
Роберт Земекис, режиссер, который не любит томить зрителей, наиболее известен такими душевными и семейными фильмами, как «Назад в будущее» и «Форрест Гамп». И тем не менее, гораздо более жесткая драма-триллер Дензела Вашингтона «Экипаж», в которой пилоту-алкоголику Уипу Уитакеру удается посадить терпящий бедствие самолет, а после этого проводится расследование, была ошибочно представлена в СМИ как основанная на реальной истории.
Позже Земекис заявил в интервью, что фильм «полностью выдуман», а вместо него использована смесь неисправностей и аварий предыдущих десятилетий, которые были собраны вместе и подвергнуты сенсационной голливудской обработке.
Тем не менее, «Полет» принес неплохую прибыль в прокате, в пять раз превысив свой бюджет. Кроме того, он вдохновил на создание еще одного драматического фильма, основанного на авиации: фильма Тома Хэнкса «Салли», в центре которого находится достоверно реальный пилот, посадивший самолет на реку Гудзон в 2009 году.
6 Незнакомцы (2008)
Фильм «Незнакомцы» сыграл важную роль в возрождении фильма ужасов о вторжении в дом, популяризировал этот жанр среди нового поколения и проложил путь для таких хитов, как франшиза «Судная ночь».
Вступительное повествование и текст в стиле «Техасской бензопилы» представляют главных героев Кристен (Лив Тайлер) и Джеймса (Скотт Спидман) как реальную пару, чей отпуск в летнем доме их семьи в 2005 году становится мрачным, когда трое незнакомцев в масках начинают смертельное нападение на дом.
Но такой пары никогда не существовало. Сценарист и режиссер Брайан Бертино признался, что сплел эту историю на основе своих знаний об убийствах семьи Мэнсона. Интерес к истории Мэнсона возник из детской одержимости, которая началась с того, что отец дал ему книгу «Helter Skelter» — рассказ адвоката Винсента Буглиози о делах Мэнсона, которые он вел. Бертино утверждает, что его завораживали переживания жертв, и ему было интересно узнать, какой будет их нерассказанная история.
5 Пикник у Висячей скалы (1975)
Действие фильма «Пикник у Висячей скалы» происходит в школе для девочек в Австралии начала 1900-х годов, где поездка на пикник в День святого Валентина приводит к таинственному исчезновению трех девочек и их учительницы.
Все экранизации «Пикника у Висячей скалы» и книги Джоан Линдсей 1967 года, на которой он основан, претендуют на то, что это реальные истории, но ни одна из них не является таковой. Однако легенда о них настолько распространена, что эта история вышла за рамки поп-культуры и проникла в социальную и народную историю, широко, но неточно признаваясь реальным событием.
По словам домработницы Линдси, Рэй Клементс, автор написала роман в течение короткого времени, основываясь на особенно ярком сне, в центре которого был летний пикник у самой настоящей Висячей скалы, которую Джоан посещала много раз в детстве. Тот факт, что самое важное место в фильме и романе является реальным, только усилил таинственность и чувство фольклорной сопричастности, которое местные жители испытывают к этой сказке, подстегивая ее и поддерживая в ней жизнь на протяжении многих лет.
4 Ужас Амитивилля (1979)
Ужас Амитивилля имеет долгую и извилистую историю в современном западном фольклоре. Его корни настолько глубоки в нашем подсознании, что многие люди считают само собой разумеющимся, что фильм основан на реальной истории (как и «Пикник у Висячей скалы»).
По сюжету Джордж и Кэти Лутц (Джеймс Бролин и Марго Киддер) и их дети переезжают в новый дом в Амитивилле, где их терроризируют сверхъестественные силы, которые вызывают мух, слизь и кровь, чтобы преследовать их. Священники призваны, монахини осквернены, а в этом самом доме не только была убита во сне целая семья, но он когда-то принадлежал сатанисту 18 века.
В отличие от большинства других случаев ошибочной веры в «правдивую историю», в этом случае нет вины создателей фильма. Не виноват в этом и автор романа Джей Энсон. Нет, истоки истории Амитивилля на самом деле лежат в семье Лутцев. Джордж и Кэти были реальными людьми, которые переехали в дом, ранее занимаемый серийным убийцей Рональдом ДеФео-младшим. Затем они решили, что могут быстро заработать. Таким образом, они вступили в сговор с адвокатом ДеФео, который надеялся добиться повторного судебного разбирательства для своего клиента, и придумали все это за бутылкой вина — охота, мухи, священники, все такое.
Хотя в этой истории есть доля правды — например, реальные убийства шести человек, — паранормальные элементы вызывают много споров и в основном не принимаются во внимание как чистый вымысел. За прошедшие годы реальная история всплывала по крупицам. Но легенда живет, как и дом — хотя он был отремонтирован и его адрес изменился.
3 Волчья яма (2005)
Фильм «Волчья яма» — это «спящий хит», который по-прежнему часто занимает высокие места в списках критиков, таких как «65 самых страшных фильмов всех времен» по версии Esquire.
Фильм, в котором смело заявлено, что он «основан на реальных событиях», рассказывает историю трех туристов — Лиз, Кристи и Бена (Кассандра Маграт, Кести Морасси и Натан Филлипс), чья машина сломалась в австралийском национальном парке Вулф-Крик. Они принимают помощь от местного жителя, но вскоре обнаруживают, что их доверие было напрасным, поскольку он пытает и убивает их в смертельной игре в кошки-мышки.
Хотя Бену удается спастись, в конце фильма титры сообщают зрителям, что Лиз и Кристи так и не были найдены. Технически это правда, поскольку Лиз и Кристи никогда не существовали. Ни одно из событий «Волчьего ручья» не происходило в реальной жизни, и режиссер/сценарист Грег МакЛин признался, что его злодей был основан на множестве разных людей, включая Брэдли Мердока и Ивана Милата, двух реальных серийных убийц. Затем он взял несколько известных австралийских личностей — вспомните Крокодила Данди и Стива Ирвина — и соединил их вместе, чтобы создать персонажа-убийцу, который представлял бы собой стереотипного австралийца, или того, кого неавстралийцы считают реальным.
2 Проект «Ведьма из Блэр» (1999)
Фильм «Проект ведьма из Блэр» за годы, прошедшие после его выхода, стал признанным популяризатором жанра «найденные кадры» в кинематографе ужасов. Используя ручные камеры, управляемые актерами, фильм рассказывает о трех студентах-кинорежиссерах — Хизер Донахью, Джошуа Леонарде и Майкле К. Уильямсе (все играют самих себя), которые отправляются на поиски легендарной ведьмы Блэр в Черные холмы близ Буркиттсвилла, штат Мэриленд.
По сюжету фильма, все трое пропали, оставив только свои камеры. В этом смысле «Ведьма из Блэр» вышла за рамки традиционного маркетинга «правдивой истории», фактически позиционируя фильм после выхода в прокат как реальные кадры. Вирусный маркетинг не только сделал фильм одним из первых фильмов, продвигаемых с помощью широкой интернет-кампании, но и был настолько убедительным, что вызвал панику среди зрителей. Но на этом двуличность фильма не заканчивается: Не существует ни настоящей Ведьмы из Блэр, ни легенды о Ведьме из Блэр, и фильм даже не снимался в Буркиттсвилле.
Режиссеры Дэниел Майрик и Эдуардо Санчес придумали эту идею в 1993 году, опираясь на свой инстинктивный страх перед малобюджетными хитами, которые им предшествовали. И, следуя по прибыльным стопам тех предшественников, они заработали около 250 миллионов долларов при бюджете в 600 000 долларов.
1 Четвертый вид (2009)
К сожалению, не все «правдивые истории» идут по пути «Проекта ведьмы из Блэр», и многие фильмы теряются во времени, забытые теми самыми зрителями, для которых они создавались. И если когда-либо существовал идеальный пример этого, то это ошибочный триллер о похищении инопланетянами «Четвертый вид».
Фильм открывается с того, что Милла Йовович сообщает зрителям, что ее героиня, психолог доктор Эбигейл Тайлер, реальна, и что архивные кадры будут воспроизводиться наряду с драматическим воссозданием фильма. На самом деле «архивные кадры» — это съемки актрисы Шарлотты Милчард, и, хотя это, наверное, само собой разумеется, ни одного похищения инопланетянами в фильме не было. И это несмотря на то, что широко распространялась информация о том, что фильм основан на реальных событиях, подкрепленная фальшивым веб-сайтом и фальшивыми историями, приписываемыми реальным газетам.
Фильм «Четвертый вид» — это пример того, как не только маркетинговая кампания, но и все производство зашло слишком далеко, чтобы продать фильм как правдивую историю. В результате пресса Аляски возбудила судебное дело против NCB Universal. Было достигнуто соглашение о прекращении создания организацией фальшивых историй, приписываемых изданиям Аляски, и фальшивых новостных сайтов для продвижения своих фильмов.