10 фактов о съемках самой милой советской комедии «Усатый нянь» (1977)
Автор: Олег Пека
Одна из самых добрых и популярных советских комедий сделала звездой молодого актера Сергея Проханова и запомнилась прилипчивой мелодией Алексея Рыбникова. Вот несколько фактов о съемках этого фильма:
1. «Усатый нянь» стал дебютом режиссера Владимира Грамматикова.
Вчерашнему выпускнику ВГИКа предстояло справиться с непростой задачей: снимать в кино не один десяток малышей. Коллеги отговаривали начинающего режиссёра, но тот решил не отступать. Это был его шанс показать себя. У молодого специалиста долго не было работы, а тут вдруг ему предложили снять фильм, работа над которым у другого режиссёра, Евгения Фридмана, застопорилась.
2. Авторы сценария были те же, что написали «Зеркало» Тарковскому
Грамматиков с радостью принял предложение, тем более, что авторами были Андрей Вейцлер и Александр Мишарин, которые написали сценарий для знаменитого «Зеркала» Андрея Тарковского. Однако, при прочтении радость сменилась недоумением: два таких мощных автора, и почему фильм про детский сад?! От сценария отказались многие, но Грамматиков решил все-таки снять фильм о бесшабашном детсадовском воспитателе. Коллеги по цеху не скрывали, что не верят в успех картины. Режиссер-дебютант и сразу такая сложная задача — съемка детей.
3. Хотели снимать близнецов
В фильме были заняты дети от 4 до 5 лет. По КЗоТу детей такого возраста нельзя было снимать более четырех часов в день, но это сильно затягивало съемки. Грамматиков пошел на эксперимент — нашел 18 пар близнецов, чтобы продлить съемки до восьми часов в день. Затея провалилась, так как на экране было заметно, что дети все-таки разные и вели они себя по-разному. От этого кастинга в фильме осталась только пара девочек — Наташа и Таня. Кстати, никто из снимавшихся в фильме детей свою жизнь с кино не связал.
4. Проханов был единственным, кто прошел испытание режиссера
Сам “усатый нянь” нашелся буквально в последний момент перед съемками. По словам режиссера Владимира Грамматикова, Сергей Проханов явился на пробы приблизительно двухсотым. И с порога заявил: “Больше героя не ищите — я пришел”. Грамматиков, однако, хоть и поразился такой наглости, на слово молодому лихачу не поверил. На тот момент у него был отработанный прием на кинопробу. Он попросту запускал соискателей в комнату, где уже сидели 16 отобранных для фильма “бармалейчиков”, которым разрешалось доводить претендентов как угодно. Все, кто зашел туда до Проханова, через какое-то время из комнаты вылетали в ужасе. Проханов же не вышел вообще. Мало того, через 20 минут в комнате воцарилась абсолютная тишина. Утирая пот со лба, на этот раз Грамматиков бросился смотреть, что происходит. И застал всю ватагу вместе с Прохановым лежащими на полу. “А мы рыбы — потому молчим”, — объяснили дети режиссеру. Проханов, лежащий в центре, молча качал головой. Грамматиков тут же утвердил его на главную роль.
5. У Кеши Четвергова был прототип, с которого списали многие черты.
Его звали Борис Верзуб и он стал первым в Москве воспитателем детского сада мужского пола. Он с юности хотел работать с детьми, но когда пришел поступать в педучилище — ему отказали со словами, что на дошкольное воспитание берут только девушек. Молодой человек пошёл прямо в Министерство образования. Там сильно удивились, но сдавать экзамены разрешили. Случилась эта история как раз в 1977 году, когда шла работа над «Усатым нянем». О том, что Кеша Четвергов это отчасти он, Верзуб узнал много лет спустя, когда познакомился с Сергеем Прохановым.
6. В начале съёмок у Сергея Проханова были накладные усы.
Но, поскольку они постоянно отклеивались, Проханову пришлось отрастить собственные. Правда, очень скоро он об этом пожалел — маленькие актёры-«бармалейчики» по привычке постоянно проверяли усы на прочность.
7. Интересно, что, когда снимали сцену проводов Кеши Четвергова в армию, артисту и в жизни предстояло отправиться на военную службу.
Так что снимался он в парике: его уже обрили, чтобы отправить в часть. Однако, по словам самого Проханова, прослужил он всего… один день. Актёр был вхож в семью влиятельного военного, который лично попросил, чтобы Сергею пока дали поработать.
8. Музыку к фильму «Усатый нянь» сочинил известный композитор Алексей Рыбников.
А слова написал бард Юлий Ким, но в титрах он значится под фамилией Михайлов — это его творческий псевдоним. В тот же год Рыбников написал музыку к еще одной вечнозеленой детской классике — телефильму «Про Красную Шапочку».
9. Когда в 1979 году фильм вышел на экраны, он стал лидером проката, его посмотрели 47 миллионов зрителей.
И это только за год. Это было настоящее семейное кино, люди приходили на просмотр по 2-3 раза.
После выхода фильма на Сергея Проханова, естественно, обрушилась неимоверная популярность. «Я чувствовал себя просто Майклом Джексоном. А встречали меня зрители как космонавта, героя», — вспоминал Проханов.
На творческие встречи с молодым артистом собирались целые стадионы, дети ходили за ним буквально толпами. В каждом городе к нему пытались пробиться родители, чтобы засвидетельствовать своё обожание. Девушки писали признания в любви на асфальте, даже обещали отомстить, если артист не придёт на свидание. Это было просто сумасшествие.
10. Могло быть продолжение.
После выхода фильма понятие «усатый нянь» стало нарицательным для всех мужчин, занимавшихся воспитанием детей. Для Сергея Проханова «нянь» стал актёрским проклятием — серьезного драматурга, режиссёра, основателя собственного театра до сих пор вспоминают по этой роли и почти в каждом интервью упоминают Кешу. Однако, своего героя он любит, даже хотел снять продолжение. По сюжету уже пожилой и известный Иннокентий Четвергов воспитывал следующее поколение «усатых няней». Главную роль планировалось отдать певцу и актёру прохановского Театра Луны Дмитрию Бикбаеву. Сергей Проханов сам написал сценарий, нашел продюсеров, но дело заглохло, и Проханов потерял к нему интерес.