Звучащий по-новому урок литературы

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы, чтобы его ученики с удовольствием приходили на уроки, чтобы они были участниками познания, чтобы материал был не просто прослушан, а переработан, переосмыслен учениками. Это неразрывно связано с тем информационным пространством, которое окружает наших детей. 

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне попробовать, и я научусь!» Как раз это и дает нам использование информационных технологий, интерактивной доски, системы опроса и тестирования. 

Как? Давайте попробуем разобраться

Интерактивная доска и биография писателя

Изучение биографии писателя нужно для постижения его художественного мира. Знакомясь с фактами жизни А.С. Пушкина, школьники узнают о взаимоотношениях личности поэта и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества писателя. 

Обычно знакомство с биографией автора на уроках проходит довольно скучно. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоциональное выступление учителя. 

Перебросить мост через века между духовным миром поэта и миром мыслей и чувств сегодняшних школьников поможет также и то, что свои стихи Пушкин начал создавать, когда он был ровесником школьников. Чем жил юноша-поэт 200 лет тому назад? Как и где он учился? Приблизить поэта, жившего в 19 веке, к школьникам 21 века поможет интерактивная доска, документ-камера. Можно во время урока перенестись в лицей, «походить» по лицейским классам, тут же очутиться в Михайловском или Одессе.

Появилась возможность на одном уроке использовать гораздо больше разных форм: кроссвордов, иллюстраций, видеофрагментов, рисунков, занимательных заданий, тестов. Эти формы работы разнообразят урок, вызывают интерес у детей, особенно творческих. 

Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии помогают ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. 

Следовательно, у школьника развивается интерес к предмету и появляется желание принять участие в работе самому: подобрать иллюстративный материал, сопоставить произведения разных видов искусств, поработать с дополнительной информацией, составить родословную А.С. Пушкина.

Интерактивная доска и постижение художественного текста

С интересом школьники включаются в процесс сопоставления художественного произведения и его экранизации. Дети не прочь обсудить работы режиссера, актеров. Все фрагменты и ссылки легко встраиваются в сам файл урока, созданного в ПО AI.

Уже на первом этапе урока использование интерактивной доски и ее возможностей позволяет нам создать проблемную ситуацию. «Почему произведение называется «Капитанская дочка»? Учитель «кликает» на стрелочки, появляются вопросы, учащиеся высказывают свое мнение. 

При этом мы учитываем, что в классе обучаются разные дети: одни воспринимают информацию легко на слух, другим нужно увидеть. 

Во время просмотра видеофрагмента можно сфотографировать отдельные кадры фильма с помощью инструментов программы для доски. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать все органы чувств человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым информация ориентируется на каждого ученика в классе.

Переход на новые стандарты предполагает, что обучающиеся должны достаточно уверенно работать с сетью Интернет, уметь использовать графические модели для анализа содержания текста, уметь сжато излагать свои мысли, работать в группе, вступать в речевое взаимодействие. Предлагаем ученикам составить кластер о поэте. При этом используем инструмент распознавания рукописного текста — замечательная функция, позволяющая быстро перевести написанный при помощи электронного пера текст в печатный.

Основные факты биографии А. С. Пушкина к 9 классу уже известны учащимся, поэтому можно проводить уроки-исследования, а значит, обращаться к наиболее интересным вопросам. 

Интерактивная доска и стихосложение

Интерактивная доска способна сочетать инновационные и традиционные приемы обучения стихосложению. Например, как легко можно запомнить онегинскую строфу? Если при помощи инструментов (заливка, перо) показать ученикам способ рифмовки, а затем графически изобразить эти строки в виде рисунка храма. Первые четыре строчки – это крест (перекрестная рифма), следующие парная, снова парная – это купол, опоясывающая – сам храм, еще парная – основание, ученики уже никогда не забудут 14 строчек романа в стихах.

Обращение к биографии и к эпохе необходимо не только для объяснения произведения, но в первую очередь для его понимания. Например, почему Онегин выглядит «белой вороной» среди своих современников? Почему А.С. Пушкин описывает только один день героя? Мы можем показать с помощью инструментов интерактивной доски однотипность дней Онегина. Изображение героя будет по кругу перемещаться и показывать нам повторяемость событий. 

Большой интерес вызывает работа с интерактивными таблицами, различными схемами, которые помогают не только объяснить новый материал, но систематизировать изученный. С помощью таблиц школьники учатся анализировать языковые явления, делать выводы, обобщения, что позволяет ученикам повысить уровень грамотности и языковой компетенции. 

Преимущества интерактивной доски

— доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам; 

— позволяет существенно экономить время на различных этапах урока, например, если нужно вставить буквы и знаки, то на уроке можно использовать скриншот страницы, ученик на интерактивной доске будет выполнять нужное задание (это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим);

— интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания и тематическом повторении;

— доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам; 

— использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

Конечно, очень важно не перегрузить учащегося информацией, поэтому объем учебного материала необходимо определять с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером, а также с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку и литературы. 

Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

Пульт

Пульт для выбора ответа при проведении тестовых заданий — это уникальный инструмент, который позволяет ученикам выбрать номер правильного ответа. Каждый пульт имеет индивидуальный номер, позволяющий получить персональный результат. Обработка теста происходит мгновенно, результат выводится на экран. Тестовые задания провожу после изучения каждого блока тем. Положительным является возможность мгновенного выявления пробелов в знаниях у учащихся и корректировки дальнейшей работы по их ликвидации.

Как мы видим, интерактивная доска требует от педагога определенного уровня технологических умений. Большое значение имеет стремление учителя постоянно совершенствовать эти умения.

Разработка учебного контента для интерактивного оборудования инициирует учителя к поиску новых подходов к преподаванию своего предмета, совершенствованию методических приемов, пересмотру организационных решений.

Конечно, есть учителя, которые обходятся минимумом знаний основных инструментов и функций программного обеспчения или используют интерактивную доску в качестве проекционного экрана, но имеющийся арсенал ее возможностей позволяет по-новому «зазвучать» уроку.

Автор — Наталья Щербакова, учитель русского языка и литературы, г. Ярославль

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть