Знакомьтесь, инклюзивный детский сад в Карлсруэ. Визитная карточка.
Основные принципы дошкольного образования земли Баден-Вюртемберг (Германия) схожи с принципами дошкольного образования земли Берлин. Наша делегация побывала в детском саду в Карлсруэ. Он совсем небольшой – всего 3 группы по 15 человек, две из них – старшие. На 45 детей приходится 12 воспитателей, социальный педагог, волонтеры. В каждой группе свой дефектолог. Кроме волонтеров, это штатные единицы. Есть логопед и психолог, но, так же, как и в садах земли Берлин, они «приходящие» и относятся к медицинской службе.
Сетка по периметру лестницы служит не только для безопасности детей
Структура и режим
Учредителем детского сада является социальное предприятие.Ставка директора слагается из административной нагрузки (75 процентов) и педагогической (25 процентов) – это работа в группах с детьми. Режим работы дошкольного учреждения — с 07.00 до 17. 30.
Режим сна соблюдается, но на добровольной основе.
Можно не спать, но необходимо соблюдать тишину и не мешать другим.
Комната релаксации. Здесь можно спокойно полежать и послушать музыку.
Детальный распорядок дня.
Пребывание в саду платное. Родителям ребенок обходится в 400 евро в месяц, но действует достаточно гибкая система льгот. Например, льготы предоставляются малоимущим и многодетным семьям. Если сад посещают два ребенка из одной семьи, то за второго ребенка родители не платят.
Прилегающая к саду территория большая – 300 кв метров, но здесь играют и гуляют не только дошкольники – рядом в этом же здании, практически «стена к стене» располагается коррекционная школа, учредителем которой является город.
Веранда просто огромная. В плохую погоду дети могут гулять здесь.
Учиться забивать гвозди можно и в хорошую погоду.
С самого раннего возраста у детей воспитывают самостоятельность и уверенность в себе.
Каждый знает, когда и за что отвечает.
На каждого ребенка, как и во всех дошкольных учреждениях Германии составляется портфолио, которое ведется на протяжении всего дошкольного периода.
Инклюзия: изменяться должны взрослые
Учреждение считается инклюзивным – в обеих старших группах есть 2 места для детей с особенностями развития. Неважно, какой у ребенка диагноз, важно, что для него разрабатывают индивидуальную программу развития, выстраивают индивидуальный маршрут. Контроль за развитием ребенка постоянный: каждые три месяца собирается медико-педагогический консилиум, и по необходимости программа развития корректируется или изменяется. Интересно, что консилиум отмечает не проблемы ребенка и его дефициты, а сильные стороны, умения и способности. Перед педагогическим коллективом ставится задача — как использовать способности ребенка, чтобы заполнились дефициты.
Инклюзия, по мнению немецких коллег, связана не с изменением ребенка, а с изменением взрослых: как они должны измениться, чтобы создать для ребенка комфортные условия. Также, как в в Kita «Hand in hand» (Берлин) все дети учат язык жестов, потому что детский сад посещают дети с нарушениями речи.