Зельфира Трегулова рассказала о новой выставке в Третьяковке и меняющихся планах музея. Главное с
Третьяковская галерея открыла выставку «Дягилев. Генеральная репетиция». О работе над этим проектом, об открытии Книжной гостиной и меняющихся планах музея директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала на «Деловом завтраке» в «РГ».
— Юбилей Сергея Павловича Дягилева важен, но дело не только в нем. Ни один человек в России не сделал столько для продвижения русского искусства и культуры в мире, как Сергей Павлович Дягилев. И никто в ХХ веке не поднял русское искусство и культуру на такой пьедестал, как это удалось сделать Дягилеву. Он создал балетный театр, который определил развитие балета ХХ века. Фраза, сказанная им Жану Кокто, «Удивите меня!» стала крылатой. Сам Дягилев умел удивлять.
— Мы впервые показываем тринадцать подлинных балетных костюмов к дягилевским постановкам 1909-1912 и начала 20-х годов, которые приобретены Третьяковской галереей в последние годы за рубежом
— Вместе с недавними приобретениями подлинных театральных костюмов дягилевских постановок и задника к «Половецким пляскам» этот архив делает Дягилевское собрание Третьяковской галереи одним из самых значимых в России.
— Случай с картиной Анны Лепорской в Екатеринбурге заставил нас вернуться к вопросу об условиях экспонирования наших произведений на региональных выставках. Когда мы отдаем работы на зарубежные выставки, то, как правило, просим закрыть их антибликовым стеклом в целях безопасности. Это является условием соглашения. Так, на выставке в музеях Ватикана очень многие важнейшие полотна, такие, как «Христос в пустыне» или «Крестный ход в Курской губернии», были закрыты стеклом.
— Логично было бы, чтобы такое же условие ставилось при выдаче работ и на российские выставки. Но его выполнение требует солидных вложений. И многие региональные музеи не могут себе это позволить.
— В октябре открывается Книжная гостиная в Новой Третьяковке. Она будет бесплатной. Расположится в вестибюле перед входом в большой зал в Западном крыле. Любой посетитель может раздеться в гардеробе, подняться по эскалатору и работать в этой библиотеке. Это будет первая публичная библиотека в Третьяковской галерее.
— Мы стараемся не уходить от трудных сюжетов и работаем «для всех и для каждого». Пример тому — выставка Михаила Врубеля. Мне кажется, люди в любом возрасте заслуживают честного разговора. И интересных собеседников. А Врубель, Серов, Дягилев, безусловно, неординарные собеседники.
— После отмены локдауна в 2021-м к Третьяковскую галерею пришли 1 миллион 600 тысяч человек. По числу посетителей мы фактически оказались на уровне Эрмитажа, серьезно опережавшим нас в предыдущие годы. Отчасти это связано было с отсутствием в 2020-2021 годах иностранных посетителей, которых у нас всегда было относительно немного. Доля внебюджетных средств выросла до 54 процентов — спасибо спонсорам Третьяковской галереи.
— Рассчитываем, что строительство Нового здания Третьяковской галереи на Кадашевской набережной завершится в декабре 2023 года. Где-то полгода, вероятно, понадобится для апробации всех систем климат-контроля, безопасности и т.д. В 2024 году, думаю, сможем открыть это здание. Оно будет соединено стеклянным переходом с историческим зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Выставочные пространства на двух уровнях общей площадью около 5000 кв.м. И, конечно, предусмотрена современная музейная инфраструктура.
— Сегодня мы имеем дело с аудиторией, восприятие которой сформировано визуальными образами виртуального мира, возможностью делиться информацией, участвовать в ее создании. Невозможно это не учитывать. А с другой стороны, многие музеи манит популизм, соблазнительная легкость его лавров. Это наши Сцилла и Харибда, между которыми Третьяковская галерея должна проложить своей путь.