Запрет на ремонт автомобилей б/у запчастями: 8 вопросов и ответов

Откуда эта идея вообще взялась?

Началось все с того, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала пакет изменений № 3 в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств — все желающие в период обсуждения прислали свои дополнения. Непосредственным разработчиком масштабных изменений выступило ФГУП НАМИ, а ответственным разработчиком стал Минпромторг. 261-страничный документ включает множество изменений и требований к автотранспорту. Больше всего объема заняло описание требования к автомобилям скорой помощи и автобусам. Однако наибольший резонанс вызвали планы полностью запретить использовать для ремонта и переделки автотранспорта при помощи б/у запчастей.

Что хотят запретить и кого это коснется?

Согласно главе документа «Перечень компонентов колесных транспортных средств, повторное использование которых не допускается», повторно нельзя будет использовать:

  • Подушки безопасности — если они вмонтированы в рулевое колесо, само рулевое колесо, блоки электронного управления и датчики;
  • Автоматические или неавтоматические ремни безопасности в сборе, включая тканную ленту, пряжки и натяжители;
  • Сидения, в которые встроены крепление ремней и/или подушек безопасности;
  • Тормозные системы;
  • Иммобилайзеры, включая повторители и блоки электронного управления;
  • Каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры;
  • Глушители системы выпуска;
  • Газобаллонное оборудование для перевода автомобиля на работу на пропане или метане.

Как пояснили в беседах с представители станций технического обслуживания, а также эксперты Национального автомобильного союза (НАС), согласно формулировкам, речь идет не только о запрете на классический ремонт при помощи б/у или восстановленными запчастями, но о невозможности переделки автотранспорта с их помощью.

Например, когда автомобили переделывают в автодома, либо машины адаптируют под погрузку специфических товаров и когда народные умельцы или небольшие автокомпании создают единичные транспортные средства с использованием оригинальных запчастей от других автомобилей.

Фото: РБК

Что за уточнения дал Минпромторг?

Выслушав претензии представителей станций техобслуживания, в Минпромторге уже заявили, что все изменения касаются только автопроизводителей. Как уточнили в Национальном автомобильном союзе, в Минпромторге имеют в виду тех производителей, которые специализируются на различных переделках — например, автодомах. А также тех, кто создает новые единичные экземпляры с использованием б/у запчастей. Однако в НАС уверяют: документ оформлен так, что затронет все СТО. В самом документе никаких прямых указаний на то, что речь идет только на автопроизводителей, нет.

Насколько может подорожать ремонт?

Изучив все предложения, представители станций техобслуживания заявили, что в зависимости от детали и производителя, автомобилистам придется тратить на ремонт в 2-10 раз больше. Если сейчас все российские автовладельцы в совокупности тратят на ремонт 5 млрд рублей, то после изменения эта сумма вырастет до 35 млрд рублей в год. Поскольку в силу экономических причин средний срок владения автомобилем в России растет — до 11-12 лет — такая проблема становится еще более актуальной.

«Рулевая рейка для внедорожника, б/у от автомобиля с небольшим пробегом будет стоить около 10-20 тыс. рублей в зависимости от производителя, — рассказал гендиректор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрия Пархоменко. — Контрактные запчасти к нам привозят из-за рубежа, они хорошего качества с высоким ресурсом. Как правило, они от автомобилей, которые проехали по 20-40 тыс. км. У той же рулевой рейки ресурс под 200 тыс. км. На внедорожниках Toyota, например, они служат 250 тыс. км и даже больше, если эксплуатировали автомобиль на хороших дорогах. А новая деталь может стоить и 80-100 тыс. рублей. Порядок цен может отличаться в несколько раз. Еще большая «вилка» у запчастей для немецкой тройки. Например, вот в BMW нужно заменить ступицу. Новый оригинальный подшипник будет стоить под 150 тыс. рублей. Проще купить б/у с разборки с небольшим пробегом за 30 тыс. рублей».

Фото: РБК

Когда запасть будет считаться б/у?

В пакете изменений этих уточнений нет. В нем не прописано, будет ли считаться деталь уже бывшей в употреблении, если автомобилист ее сначала приобрел, но потом отложил в гараже про запас на полгода или год. На это указали и представители станций техобслуживания во время обсуждения в Общественной палате России. Они привели разные ситуации, в которых непонятно, можно ли считать запчастей б/у и попросили конкретизировать это определение и при необходимости указать срок использования, после которого запчасти потеряют возможность назваться новыми.

Как теперь переводить автомобили на газ?

По оценкам участников рыка, перевод автомобиля на газ стоит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля и типа баллона. Служить такое оборудование может около 20 лет — главное, регулярно проходить необходимую поверку. С учетом возможного срока использования такого оборудования эксперты возмутились запретом переставлять его на другие машины. В Минпромторге однако уже заявили, что это неправильно. «Газовые баллоны — это очень верная ремарка, я тоже в свое время задавал коллегам этот вопрос, видимо, его просто не убрали, — сказал Коротаев на круглом столе в Общественной палате России. — Потому что они (служат — ) 20 лет, они проходят постоянную поверку. И это неправильно (то, что в предложенных изменениях предлагается запретить использовать бывшее в употреблении газобаллонное оборудование, — )».

Автосервисы
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

Представитель Минпромторга не уточнил, будут ли полностью исключены эти нормы из проекта изменений.

Фото: РБК

Как будут контролировать установку б/у запчастей?

В ГИБДД уже заявили, что точно определить, какая в автомобиле стоит деталь, новая или б/у, в случае если она изначально предназначена для этой машины, практически невозможно. Кроме того, как напомнил начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Роман Мишуров, в задачи ведомства входит только согласование вносимых изменений в конструкцию кузова, которые не предусмотрены производителем.

В ЕЭК на запрос не смогли ответить на вопрос о контроле и санкциях за возможные нарушения. При этом близкий к организации источник отметил, что санкции могут назначить только на уровне национального законодательства — разработка нормативной базы не относится к полномочиям ЕЭК.

Когда все это заработает?

На основе высказываний ряда экспертов некоторое СМИ сделали выводы, что все заработает уже в 2022 году. Но ни в Минпромторге, ни в ЕЭК, ни в НАМИ не стали называть конкретных дат. По словам представителей ответственных за разработку изменений ведомств, сначала авторы предложенных нововведений в лице НАМИ должны будут оценить все поступившие приложения, дать на них свой отзыв и в случае согласия внести такие добавления в документ.

Представители ФГУП НАМИ также напомнили, что разработка самого техрегламанта началась в 2010 году, а приняли его в 2015 году. Кроме того, чтобы изменения заработали, между собой должны договориться все страны-участницы ЕАЭС, куда помимо России входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Из этого можно сделать вывод, на доработку предложенного пакета изменений в документ могут уйти годы.

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть