Зачем педагогу личный дневник?
Спешный переход в онлайн, когда многое приходится осваивать впервые, — хороший повод построить рефлексивное обучение. Это означает, что вы все время внимательно смотрите на то, что делаете с учениками, думаете о том, почему вы это делаете, а что-то — почему нет. То есть процесс самонаблюдения и самооценки включен по полной.
Собирая информацию о том, что происходит в вашей учебной группе, а также анализируя и оценивая эту информацию, мы выявляем и исследуем собственные практики и основополагающие убеждения. Это может привести к изменениям и улучшениям, как в учебном процессе, так и в нас самих. Конечно если мы этого хотим!
Рефлексивное обучение — это средство профессионального развития, которое доступно каждый день.
Изображение ijmaki с сайта Pixabay
Почему рефлексия — важно
Мы рефлексируем постоянно, в том числе общаясь с коллегами в учительской. Вы, наверняка, часто говорите кому-то: «Мой урок прошел хорошо» или «мои ученики, похоже, не поняли» или «6Б сегодня так плохо себя вели».
Однако, часто это бывает поверхностно. Не тратя времени на то, чтобы сосредоточиться на анализе произошедшего или без глубокого обсуждения мы можем поспешить с выводами о том, почему что-то происходит. Например, можем заметить реакцию на какой-то важный момент только более активных или привлекающих внимание учеников.
Рефлексивное обучение подразумевает более систематический процесс сбора, записи и анализа наших мыслей и наблюдений, а также мыслей наших учеников, чтобы потом вводить какие-либо изменения в свою педагогическую практику.
Если урок прошел хорошо, мы можем описать его и подумать, почему он был успешным.
Если ученики не поняли материал, который мы представили, нам нужно подумать о том, что мы сделали и почему содержание оказалось сложным.
Если студенты плохо себя ведут — что они делали, когда и почему?
Дневник учителя
Вы можете начать процесс рефлексии в ответ на конкретную проблему, возникшую с одним или вашими классами, или просто как способ узнать больше о вашем педагогическом стиле. Первым шагом является сбор информации о том, что происходит.
Самый простой способ начать процесс размышления — начать вести дневник. После каждого урока вы пишете в тетради о том, что произошло. Вы также можете описать свои собственные реакции и чувства и те, которые вы наблюдали со стороны студентов. Вы, вероятно, начнете задавать вопросы о том, что вы наблюдали. Ведение дневника требует определенной дисциплины и времени, чтобы делать это на регулярной основе. Сегодня дневник можно вести как на бумаге, так и в онлайне — в закрытом блоге «только для себя», «для коллег» или даже публичном пространстве.
Вот несколько советов, на которых следует сосредоточиться, чтобы помочь вам начать свой дневник.
Позовите доброжелательных коллег
Пригласите коллегу прийти на ваш онлайн-урок. Это может быть с простой задачей наблюдения или с помощью заметок. Можете даже дать ему конкретное задание, чтобы он отследил именно то, что вас сейчас волнует. Например, вы можете попросить своего коллегу сосредоточиться на том, какие учащиеся вносят наибольший вклад в урок, какие модели взаимодействия происходят или как вы справляетесь с ошибками.
Запиите уроки на видео или диктофон
Видео или аудиозаписи уроков могут предоставить очень полезную информацию для размышления. Вы можете делать вещи в классе, о которых вы не знаете, или в классе могут происходить вещи, которые вы, как учителя, обычно не видите. Онлайн-платформы дают возможность автоматической записи всех ваих занятий — прекрасный материал для рефлексии.
Аудиозаписи могут быть полезны для анализа речи учителя.
-
Сколько вы говорите и сколько ученики?
-
Понятны ли инструкции и объяснения?
-
Как вы реагируете на разговоры учеников?
Видеозаписи продемонстрируют ваше собственное поведение.
-
Где вы стоите и как передвигаетесь по классу?
-
С кем вы чаще говорите и каким тоном?
-
Какова реакция студентов на ваши слова?
Отзывы учеников
Вы можете спросить своих учеников, что они думают о том, что происходит в классе, как прошел онлайн урок. Это можно сделать, как в чате, так и с помощью онлайн-анкеты или специальной онлайн-доски, куда можно.
Что делать дальше
После того, как у вас есть информация о том, что происходит в вашем классе, что вы делаете?
Подумайте
Возможно, вы заметили закономерности, возникающие в вашем стиле обучения после наблюдения. Возможно, вы также заметили вещи, о которых ранее не знали. Возможно, вы были удивлены отзывами некоторых ваших студентов. Возможно, у вас уже есть идеи для того, чтобы что-то изменить.
Поговорите
Просто поговорив с коллегой о том, что вы обнаружили: вы можете прийти к некоторым идеям о том, как действовать по-другому.
Если у вас есть коллеги, которые также хотят развивать свое обучение, используя рефлексию как инструмент, вы можете встретиться, чтобы обсудить проблемы. Обсуждение может быть основано на сценариях (кейсах) из конкретных случаев из вашей практики.
Используя список утверждений о тех или иных ценностях преподавания (например, совместная работа является ценным занятием или лексика важнее грамматики), вы можете обсудить, например, с какими вы согласны или не согласны. Коллега может помочь вам продемонстрировать, какие на самом деле отражены в ваших учебных материалах.
Задайте вопросы сообществу
Рефлексивное обучение — это циклический процесс, потому что как только вы начинаете вносить изменения, тогда рефлексивный и оценочный цикл начинается снова.
-
Что вы делаете?
-
Зачем вы это делаете?
-
Насколько это эффективно?
-
Как реагируют ученики?
-
Как вы можете сделать это лучше?
В результате вашего размышления вы обязательно начнете делать что-то по-другому или, наоборот, утвердиться в том, что все у вас реализовано лучшим способом.
Материал основан на публикации Джули Тис, преподавателя из Лиссабона