Учителя разделились в своей оценке значения Октябрьской революции
В январе 2018 года мы завершили исследование «Октябрьской революции — 100 лет», в котором предложили выяснить, как мы, спустя век, воспринимаем это историческое событие и его значение.
На вопросы ответили более 700 человек, возрастной состав которых был таким:
Мы спросили: что для вас лично означает 100-летие Октябрьской революции? Это просто исторический факт? Связано с ним что-то личное, семейное? Радостная или черная дата?
Ответы:
Что для вас лично означает 100-летие Октябрьской революции?
«Это значимое событие в истории страны, оно стало переломным не только в нашем государстве, но и в мире»
Так написали больше половины отвечавших. Вот некоторые из этих ответов:
● «Для меня это великое историческое событие, которое перевернуло весь мир!!! Мои родители — простые крестьянские дети, из глубокой глубинки, папа не грамотным остался, и для нас своих детей они постарались дать образование, БЕСПЛАТНОЕ — только благодаря советской власти, у меня было счастливое беззаботное пионерское детство! Работая, папа на заводе БЕСПЛАТНО получил 3-х ком квартиру!»;
● «Революция 1917 года открывала перед нашей страной огромные перспективы развития»;
● «Я родился и учился в СССР — это много говорит; для меня это "Великая Октябрьская Революция!”»
Интересно, что значительным событием эту дату чаще предпочитают считать представители старшей группы респондентов (тридцать пять процентов от их числа) и средней (двадцать семь процентов от всех ответов в данной возрастной группе).
«Это просто исторический факт»
С таким утверждением согласились сорок процентов отвечавших. Больше всего таких ответов дали участники исследования из возрастной группы от 18 до 35 лет.
«Я уважаю исторические даты и память поколений о них»
Ответ, что Октябрьскую революцию как дату исторического события надо помнить, дали только пять процентов респондентов, большая часть из которых принадлежит к возрастной группе 36 — 55 лет.
«Одно можно сказать, что событие это неоднозначно»
Видимо, именно поэтому небольшое, всего один процент, количество участников исследования затруднилось дать ответ на наш первый вопрос.
Связано с этим событием что-то личное, семейное?
О связи семьи с событиями времен Октябрьской революции упоминали только семь процентов участников исследования, чаще из возрастной группы 56 — 71 лет:
● «100-летие революции для меня — не только исторический факт. в этом событии участвовал мой прадед по отцовской линии, а прадед по материнской линии оказался по другую сторону баррикад — среди врагов революции»;
● «Революция разрушила наши семейные связи, отобрала землю и скот, орудия производства, разорила. Часть родственников погибла на фронтах Гражданской войны, воюя на стороне белого движения. В годы культа личности погибли в лагерях, были раскулачены и отправлены в Сибирь. Для нашего рода она не принесла счастья и свободы»;
● «Если бы не революция, то меня не было бы на свете. Не думаю, что у моих родителей была бы возможность встретиться при ином повороте истории»;
● «Октябрьская революция дала светлое будущее для национальных меньшинств, искоренила неграмотность. Мой дед одним из первых в степи после революции получил образование в Москве»;
100-летие Октябрьской революции — радостная или черная дата?
Радостной датой, праздником ее назвали сорок один процент отвечавших, большинство участников старшей возрастной группы и почти половина участников возраста от 36 до 55 лет:
● «Это радостная дата. В детстве я с удовольствием ходила с мамой на демонстрацию, посвященную очередной годовщине победы Социалистической Революции. Ура, товарищи!»;
● «Счастливая жизнь, безоблачная молодость, уверенность в завтрашнем дне, возможность бесплатно учиться, лечиться, отдыхать, получать квартиру, без страха создавать семью, рожать детей, их учить и воспитывать …»
Трагическая и печальная дата (событие) — так ответили двадцать восемь процентов респондентов, большинство из возрастной группы от 18 до 35 лет. Ответы были, например, такими:
● «Для меня это просто тяжелый и страшный день, когда вся страна встала дыбом и перемолола сама себя»;
● «Для меня — однозначно — черная дата. Судя по тому, какой путь избрали большевики для построения "светлого будущего" — на крови, разрушении самого святого, никак не могу назвать их борцами за свободу. Это бандиты и убийцы. К сожалению, в обществе трактуют события той поры однобоко».
Дата и радостная, и печальная одновременно, так написали восемь процентов отвечавших:
● «Я внучка кулака, в школьные годы был географ, который всегда подчеркивал, что я внучка кулака таким образом, что меня бросало в дрожь, поэтому для меня 100-летие Октября — черный день, но по соседству жила бабушка, она всегда по утрам благодарила Ленина, для нее он был Бог»;
● «Как и любое значимое историческое событие, 100-летие революции нельзя оценить однозначно. Даже в рамках семьи немногие сохранившиеся "отзывы" весьма противоречивы. Среди них нет чрезмерно восторженных или уничтожающе-отрицательных. Но, как у любой "медали", есть две стороны»;
● «Одно можно сказать, что событие это неоднозначно. Рассматривать его как "хорошее" или "плохое" бессмысленно».
Участники средней и старшей возрастных групп (восемнадцать процентов) отмечали и то, что 100-летие Октябрьской революции вызывает у них ностальгические, приятные воспоминания:
● «Это возможность получить образование бесплатно, интересные дни в школе — хор, художественная самодеятельность и много книг, которые читаешь с упоением. Это организация — пионеры, комсомол. Образ Ленина, как возможность равняться на лидера, а со временем в сознании, что это эпоха»;
● «Для меня лично — это всё моё детство. Прожито и прочувствовано»;
● «Октябрьская революция… Ностальгия. Память об умершем государстве, о моем детстве на митингах».
И нейтральное отношение к этой дате у пяти процентов отвечавших.
Половина участников исследования преподает историю. Их мы спросили, как сегодня проходят темы, посвященные Октябрьской революции, помогает или мешает в этом учебник, как дети относятся к этой теме?
Как в школе изучают темы, посвященные Октябрьской революции?
Учителя отвечают:
● «Проводятся уроки в форме дискуссии и дебатов. Учебник является помощником. Разрабатывают дети проекты по этой теме»;
● «Рассматриваем разные точки зрения, моделируем, устраиваем дебаты»;
● «Тема вызывает интерес. Дети задают много вопросов. На уроке даем разные точки зрения на события Октября 1917 года»;
● «Я преподаю историю в Беларуси. В принципе, оценки этого события мало изменились по сравнению с советским периодом. Но на тему "Октябрьская революция" и "Гражданская война" отводятся только 3 учебных часа. В этом году из темы "Гражданская война" исключили военные действия..»;
● «В современной школе необходимо рассматривать это событие используя различные точек зрения, не только ученых-историков, но и простых обывателей. На уроках прошу ребят задуматься над тем, нужно ли нам повторения революционных катастроф»;
● «Я провожу уроки-практикумы и уроки-дискуссии. Хочу, чтобы ребята сами составили представление о тех событиях. Предварительно изучаем ситуацию, которая сложилась в России, причины прихода к власти большевиков, мероприятия, проведенные ими. Знакомимся с позицией современников, потомков , а также с мнением отечественных и зарубежных историков. Учащиеся сами составляют мнение о тех далеких событиях».
Об учебнике:
● Учебник помогает:
так ответили тридцать два процента респондентов.
● Учебник не мешает:
считают восемнадцать процентов отвечавших.
● Используем дополнительные материалы, книги, фильмы, экскурсии, привлекают преподавателей вузов двадцать семь процентов.
● Учебник не помогает и не мешает:
так ответили пять процентов участников исследования.
● Учебник мешает: отмечают восемнадцать процентов респондентов, указывая в основном недостаточность количества часов на прохождение темы.
Как дети относятся к этой теме?
● «Дети далеки от этого. Им ближе темы современности… дети совершенно не знают об этой дате. Если обратишь внимание, то. немногие вспоминают, что . что-то слышали!»;
● «Для современных детей — это непонятно и неинтересно» — так считает один процент учителей истории, принимавших участие в исследовании, еще один процент участников отмечает отрицательное отношение детей к теме Октябрьской революции.
● «Дети относятся как и ко всем революциям, они живут в другое время» — одиннадцать процентов участников отметили равнодушное отношение детей к теме.
● «Отношение детей к революции скорее недоуменное — а почему, а зачем, ради чего, за что… конечно, ощутим разрыв поколений, отсутствие общекультурного фона, который бы делал событие узнаваемым» — дети не разбираются в теме, отмечают семь процентов отвечавших.
● Нейтрально относятся, отвечают большинство респондентов — тридцать два процента: «Темы, посвященные революции дети воспринимают относительно спокойно, поскольку считают, что это было очень давно и ничего исправить уже нельзя, так зачем же волноваться? Современные дети имеют клиповое мышление и восприятие исторического материала, для многих это просто хип-хоп».
● Пять процентов респондентов пишут: «Отношение детей с событиям Октябрьской революции неоднозначное. Большую роль играют СМИ в формировании оценки событий, и часто, не опираясь на факты, дети излагают события с позиции телеканалов, передач, которые крайне сомнительны и спекулируют на данной теме».
● Интерес к теме у детей отмечают двадцать четыре процента учителей истории: «Дети изучают тему с большим интересом. Ключевым моментом изучения является поиск ответа на вопрос: что позитивного и негативного дала Октябрьская революция стране, обществу? Интересны индивидуальные проекты учеников на тему " Влияние революции на судьбы членом моей семьи».
● Девятнадцать процентов ответили, что отношение детей к теме Октябрьской революции зависит от учителя: «Дети воспринимают так, как учитель преподнесет тему».
Изменилось ли отношение к Октябрьской революции 1917 года в обществе?
В качестве комментария к представлению данных в диаграмме несколько ответов участников:
● «Идут разнонаправленные процессы…отношение в советское время диктовалось идеологией государства…отношение сейчас это свободный выбор за или против»;
● «У кого-то изменилось, у кого-то сохранилось прежнее. Кто-то в силу возраста просто вырос в одном отношении и может поменять потом. Кто-то в силу образования вообще не сформировал своего отношения к этим событиям»;
● «Изменилось у среднего поколения людей. Идёт переосмысление событий Октября. Старшее поколение верит в идеалы Октября. Молодежь даёт отрицательную оценку событиям»;
● «По сравнению с советским временем, да, изменилось. Сегодняшнее общество вообще не соотносит себя с революцией. Если бы не юбилей и СМИ, никто бы и не вспомнил».
Отмечалось ли в Вашей образовательной организации 100-летие Октябрьской революции?
Вот как ответили на этот вопрос участники исследования:
Да — тридцать три процента ответов:
● «Отмечали событие на уроках, говорили как о великом событии, вспоминали, делились мнениями»;
● «9-11 классы совместно с библиотекой провели защиту плакатов, посвящённых событиям Октября 1917 г.»;
● «Прошло заседание РМО учителей обществоведческого цикла заседание исторического клуба по теме: "День в истории"»;
● «Провели дебаты по теме "Положительные и отрицательные последствия Октябрьской революции»;
● «Были организованы "Уроки истории", конкурсы рисунков и сочинений, олимпиада по данной теме».
Нет — больше всего, пятьдесят семь процентов ответов:
● «Не отмечали, но на уроках и внеклассных занятиях много говорила об этом великом событии»;
● «Не отмечали, но на уроках и внеклассных занятиях много говорила об этом великом событии»,
● «В это время у учащихся каникулы».
Не разрешили — были и такие ответы, один процент.
Не вижу смысла — так ответили три процента респондентов:
● «Отмечают праздники. А это трагедия. Ее вспоминают. Проводят мероприятия Памяти. Анализируют историческую ситуацию через проекты и их представления. Темы для проектов предложены и реализуются классными коллективами и индивидуально по желанию».