Выпускники школы — винтики или патриоты?
Мы все — разные
Мария Алехантова: «Я не верю в то, что школа реально может воспитывать и формировать личности детей. Этим занимается семья и начинает это делать не в 7 лет ребенка, а существенно раньше. Вот у нас класс, 27 человек. Мы все учимся в этой школе у одних и тех же учителей 11 лет. Но мы все – разные. Есть среди нас нормальные люди, а есть уже вполне сформировавшиеся подлецы. Если это результат воспитания школы, то как это она так постаралась, чтобы мы такими разными получились?»
Дисциплинированных, ответственных, целеустремленных членов общества
Анна Грибанова: «Я никогда об этом не задумывалась. Делала то, что от меня требовали, как и все окружающие. Но ваш вопрос заставил меня подумать. Я вспомнила, как училась в начальной школе, в которой нас не столько учили, сколько приучали. Приучали себя вести на уроках и переменах, приучали молчать, пока не разрешают говорить, приучали выполнять домашние задания и всегда делать работу над ошибками. В средней школе этим дисциплинарным вопросам уже не очень много внимания уделяли: у нас в целом был тихий класс, отпетых хулиганов не было. В средней школе нам дали максимум знаний по школьной программе. Ну а в старших классах опять упор сделан не на обучение, а на воспитание. Нас все время призывают быть ответственными, забыть про развлечения и любые занятия, не связанные с подготовкой к ЕГЭ, целеустремленно готовиться. Не знаю, правда, можно ли постоянные нотации назвать воспитанием. Получается, что школа ставит перед собой задачу воспитать из детей дисциплинированных, ответственных, целеустремленных членов общества».
Школа учит нас врать, притворяться и лицемерить
Сергей Гербир: «Не думаю, что вообще в школе кто-то руководствуется осознанным и четким представлением о том, каким должен быть выпускник. Дети – разные, из разных детей невозможно даже за 11 лет сформировать одинаковых выпускников. Тем более что школа, учителя не сильно влияют на формирование характера и мировоззрения. Те, у кого к 11-у классу есть характер и мировоззрение, формируют его где угодно, только не в школе. В школе мы все притворяемся. Притворяемся, что заинтересованы в том, что делаем. Притворяемся, когда отвечаем учителю то, что он хочет услышать. Притворяемся, что ценим усилия учителей. Нет, наверное, есть те, кто действительно и учится с интересом, и учителей уважает. Но таких единицы, например, в моем классе таких нет. Зато школа за столько лет очень хорошо научила нас врать и играть роль. В школе вообще все – лицемеры. Учителя делают вид, что им на нас не наплевать, и что они стараются нас подготовить к жизни, ну а мы делаем вид, что поддаемся их воспитанию. И всех это устраивает. А вот когда кто-то вдруг скажет правду, вот тут начинается! Все понимают, что человек просто сказал то, что действительно думает и чувствует, но все окружающие на это реагируют, как на самое страшное преступление. Так что вольно или невольно, но школа учит нас врать, притворяться и лицемерить. А что? Не самое ненужное умение в наше время».
Настоящих патриотов
Платон Кривошеев: «Думаю, что задача школы – воспитать полноценных членов общества, готовых трудиться на благо Родины, расти над собой, имеющих активную гражданскую позицию, морально-нравственные принципы, настоящих патриотов».
Готовыми винтиками большой государственной машины
Элина Солоухина: «Школа воспитывает нас готовыми винтиками большой государственной машины. Послушными, исполнительными, отученными или не приученными сомневаться и задаваться вопросами, дисциплинированно выполняющими все распоряжения тех, кто обладает полномочиями давать распоряжения. Нам постоянно говорят, как правильно себя вести, как правильно отвечать, как правильно думать. И нам не предоставляют выбора и даже не объясняют, почему правильно – именно так. Когда мы писали пробные итоговые сочинения, нам объясняли, что вот такие мысли высказывать не надо, что вот эту тему надо раскрывать так-то, что вот такие примеры не использовать. И мы не дураки, мы прекрасно понимаем, что абсолютно всем: учителям, правительству, владельцам коммерческих предприятий удобно иметь послушных и привыкших подчиняться учеников, граждан, работников. Кто-то об этом вообще не задумывается, кого-то такой вариант полностью устраивает, кто-то пытается сопротивляться или притворяться. А уж какими на самом деле мы выпустимся из школы и какими людьми станем – скоро увидим».
Ни в какие теории заговора не верю
Ольга Непоседа: «Школа воспитывает в нас обычных, порядочных, честных людей. Мне кажется, что по-другому и быть не может. И ни в какие теории заговора о том, что из нас целенаправленно в школе делают быдло, способное только перед телевизором с пивом сидеть, я не верю. У нас хорошие учителя, которые, к тому же, еще и нормальные люди. Они нас если не любят, то уж зла нам точно не хотят. Учат, воспитывают, готовят к жизни, как могут. Спасибо им за это».
Нет универсального ответа
Михаил Кузнецов: «Это сложный вопрос. Потому что школьное воспитание – это многофакторный процесс. Например, есть воспитательная работа с планами, мероприятиями и отчетами. Я так понимаю, что она как раз является частью государственного заказа и строится на стереотипах, которым не один десяток лет. Например, считается, что все должны быть готовыми к защите Родины, поэтому нам устраивают «Зарницы», смотря строя и песни и устраивают встречи с ветеранами. При этом никто не задумывается о том, что в 21 веке строевой подготовкой и умением надевать на скорость противогаз войну не выиграть и Родину не защитить. Но так принято, так положено, так всегда делали, вот и продолжают. Еще один формат воспитания – это воспитание не осознанное и не распланированное. Оно происходит само собой, когда мы общаемся друг с другом и учителями. Авторитетные учителя становятся для нас примерами, и мы невольно перенимаем у них многое: и реакции, и поведение, и ценности. Иногда происходит воспитание от противного: когда мы негативно воспринимаем все, что есть в учителе, которого не любим и не уважаем. Даже, если он демонстрирует нам, что любит котиков, мы этих котиков начинаем на дух не переносить, настолько не хочется быть на него похожим. Так что нет универсального ответа на вопрос: «Какими нас воспитывает школа?»
Знаю, какими не воспитывает
Игорь Слепцов: «Не знаю, какими она нас воспитывает, зато точно знаю, какими – нет, хотя должна была бы. Она не воспитывает нас людьми современного мира. Школа застряла в 20 веке, и все, что в ней происходит, имеет отношение к прошлому, а не к настоящему».
Только родители имеют право решать, каким будет их ребенок
Кира Скуратова: «То, каким человеком выпускник покинет стены школы, зависит не от воспитательных мероприятий в школе, не от классных часов и не от внушений учителей, а от того, что в нем изначально заложено. Многие черты характера, поведенческие реакции имеют генетическую природу, и никакой школе это не изменить. И очень хорошо. Потому что только родители имеют право решать, каким будет их ребенок».
Неготовыми к реальной жизни
Ольга Щуколева: «Неготовыми к реальной жизни школа нас воспитывает. Нас 11 лет учат быть честными, щедрыми, порядочными, благородными, милосердными. На некоторых даже это действует. А мир каков? Разве в нашем мире порядочные да милосердные могут что-то добиться? Нет! Чтобы в нашем мире чего-то достичь, нужно иметь крепкие зубы, тренированные локти и не иметь никаких моральных ограничений. Кто у нас живет лучше всех? Ученые? Врачи? Учителя? Благотворители? Лучше всего живут, вкуснее всего едят и больше всего имеют у нас представители власти, чиновники, политики, депутаты и олигархи. Кто-то верит, что они на этих местах оказались, потому что были честными и порядочными? Да никто не верит, дураков нет в такие сказки верить. Ну и тогда зачем детям головы морочить и учить их тому, что такое хорошо и что такое плохо, если это все никак им не поможет в будущей жизни?»