Все начинается с личной боли

Продолжаем знакомить вас с наследием Владислава Ивановича Редюхина. Сегодня мы переопубликовываем его статью, подготовленную на основе его выступления в Красноярске. Мы оставили в этой версии наиболее актуальные моменты — прежде всего типологизацию общественных организаций по их отношению к власти и обоснование этапов взросления общественных объединений и сообществ. Для тех, кто готов помочь в издании книги Владислава Ивановича, в конце — небольшое объявление.

Что такое социальное партнерство?

Понятие «социальное партнёрство» в своем развитии на Западе и в России прошло несколько этапов. Возникнув в контексте взаимоотношений работника и работодателя, как задача профессиональных союзов по формированию особого типа их взаимодействия для эффективного использования капитала, понятие социального партнёрства осталось и закрепилось и в общественном сознании, и в организационных формах, таких как существующие сегодня трёхсторонние комиссии: работодатель, профсоюзы и государственная власть.

Затем оно вошло в лексику так называемого «третьего» некоммерческого сектора экономики, наряду с государственным и частным (коммерческим) и трактовалось как взаимодействие общественных некоммерческих организаций с государственными и коммерческими структурами. После конференции ООН по устойчивому развитию в 1993 году в Рио-де-жайнеро оно стало использоваться для описания продуктивной кооперации всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально-экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. В качестве таких субъектов в программе «Агенда-2000» рассматриваются и система образования, и наука, и некоммерческий сектор…

Так что я буду рассматривать далее социальное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в региональном, территориальном, муниципальном и другом локальном развитии.

Структура составляющих стратегии социального партнерства очень схожа с составляющими образовательных систем. Это философско-методологические основания; это идеология социального партнерства в виде неких принципов, теорий или квазитеорий. Это технология социального партнерства – последовательность определённых действия соучастников, техники этих действия и практики социального партнёрства на конкретных территориях. И, в заключении, — то, о чём я начал говорить ранее – экспертиза и оценка результатов и последствий социального партнёрства. Сразу же могу сказать, что результаты и последствия появляются только на локальной территории, потому что эманации человеческого духа, который дышит где хочет, воплощаются в реальные инфраструктуры и организации, с которыми и имеет дело управленец, только лишь на территориях.

Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает постнеклассическая методология, соединяющая, с одной стороны, системный подход, с другой стороны, всё, что связано с теорией самоорганизации: синергетика Хакена, идеи Морена, аутопоэзиз Вареллы и Мортурано, теория детерминированного хаоса Пригожина, теория катастроф и т. д.

Самая широкая рамка для обсуждения социального партнерства – это теория самоорганизации. А там эти самоорганизующиеся процессы (со мной ли, с вами, или без нас и нашего удержания) с точки зрения Хакена, имеют некоторые ограничивающие параметры порядка. Например, для того, чтобы на поверхности морозного стекла из хаоса водяного пара образовались красивейшие узоры снежинок и росписей, нужно ввести внешний порядок, ну, например, понизить температуру, увеличить давление или плотность водяного пара (хаоса). И замечательные красивые фракталы возникнут на морозной поверхности. Кто создаёт эти фракталы? Разве тот, кто понижает температуру? Или же тот, кто заложил в устройство мира законы самоорганизации, нами слабо понимаемые, а, возможно, и – непознаваемые в принципе.

Идеология социального партнёрства – это несколько простых принципов.

Принцип взаимодополнительности: мы объединяемся, потому, что каждый в отдельности недостаточен, и тогда каждый делает то, что он может делать лучше.

Принцип границ: прежде чем брататься, надо размежеваться, самоопределиться в контексте других позиций, и в этом отношении предъявить собственные средства и инструментарий. Если ты не делаешь что-то самостоятельно, то зачем ты нужен другим? И чем владеешь сам, что бы понять в чем наше общее «со-владенье»?.

Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной продуктной «товарной», но необязательно стоимостной форме. Взаимодействие происходит тогда, когда есть чем обмениваться.

И, наконец, последний принцип партнерства, обобщенный принцип «золотого сечения» социального партнёрства: «части относятся между собой так же, как целое относится к ним, а они – к целому» Как только ставится вопрос о партнёрстве между соучастниками, то возникает вопрос: а частью какого целого мы выступаем? От чьего имени провозглашается это целое? В каком общем контексте мы выступаем?

Власть и общественность

Власть – это доступ к ресурсам и/или их перераспределению. Ресурсам не только финансовым, но и информационным, административным, кадровым, образовательным и т.д. Власть выступает в разных пяти ипостасях: исполнительная власть, представительная власть, судебная власть, четвёртая власть, как известно, СМИ, и пятая власть – то, что в литературе иногда называют региональной и национальной элитой. Причём каждый исследователь вкладывает в это разные значения. Одни имеют в виду бывших секретарей обкомов, райкомов, другие – сотрудников КГБ, третьи – советы директоров хозяйствующих субъектов, четвёртые – олигархов, пятые – жен руководящих работников.

У власти есть свои наработанные инструменты управления территорией: программы социально-экономического развития территорий, градостроительная политика, техническая и социальная политики, жилищно-коммунальная реформа, управление недвижимостью, бюджетирование и контроль за исполнением бюджета…

Что такое общественность, никто у нас в стране точно не знает. Законы порой противоречат друг другу, и типологий общественности может быть, столько, сколько их исследователей: — и по организационно-правовым основаниям, и по названиям, и по видам деятельности, и по целевой социальной группе и т.д.

С точки зрения власти, рассматривая классификацию общественных организаций (и уже выявленных, и тех, кто пока в тени) по типу взаимодействия с местной властью, можно свести их в таблицу.

Тип и базовая ориентация общественной организации Характерные действия общественности

«Бунтари»

 

Общественная организация борется с местной властью

Организует манифестации, проводит акции, публикует протесты,

Пишет коллективные жалобы вышестоящему начальству.

«Обиженные»

Общественная организация защищает интересы только своих членов

Пишет прошения, просьбы о помощи, жалобы на невнимание, активно участвует во всех заседаниях советов и совещаниях, потом может начать судится. Типичный пример – профсоюзы.

«Защитники»

Общественная организация поддерживает социальную целевую группу (инвалидов, детей-сирот, бомжей, наркоманов…)

Организует сбор отечественной или зарубежной гуманитарной помощи, ищет и распределяет благотворительные средства, делится опытом волонтерской работы

«Работники»

Общественная организация оказывает социальные услуги населению

Имеет или приглашает специалистов для обучения профессиональному оказанию услуг, ведет хозрасчетную деятельность, оказывает социальные услуги, проводит семинары и конференции по профилю работы

«Координаторы»

Общественная организация координирует деятельность общественности на территории

Проводит юридические и другие консультации для общественных организаций и граждан, предлагает проекты нормативных актов, создает ассоциации общественных организаций, ведет переговоры с местной властью

«Деятели»

Общественная организация содействует решению проблем устойчивого социально-экономического развития территории

Создает общественно-значимые проекты и программы, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие территории и повышение качества жизни населения.

 

Еще одна возможная типология НКО связана с ценностями, на которых базируется миссия общественной организации, которые определяют содержание, цели и задачи ее деятельности с определенной социальной целевой группой (получателями услуг или «бенефициантами», как говорят на Западе).

Одни организации ориентированы на защиту, непосредственную помощь и организацию обеспечения для выживания, тех, кто, по тем или иным причинам в принципе не в состоянии помочь себе сам.

Другие — на прямую поддержку тех, кто в настоящий момент нуждается в социализации, в доступе к некоторым ресурсам (организационным, информационным, образовательным и т.д.).

Третьи ориентированы на организацию условий для содействия в самореализации, самовыражении и саморазвитии тех, кто уже сегодня, несмотря на имеющиеся у него проблемы, может быть, в той или иной степени полезным для других для того чтобы сделать первый шаг на пути к активной общественно-гражданской позиции, чтобы перестать ощущать себя инвалидом, к реальной практической посильной деятельности по повышению качества не только свой жизни, но и окружающих, в пределе — содействию социально-экономическому развитию территории.

Но до этого уровня развития общественные формирования должны еще дорасти. Ведь начинается объединение людей с их личной боли, проблемы (-)или же желания сделать что-то хорошее для окружающих (+). Постепенно вокруг человека, загоревшегося какой-то идеей могут сплачиваться другие люди, накапливается содержание. И не столь важно, в чем заключается эта идея – в помощи инвалидам (потому что у меня свой ребенок – инвалид) или в обучении детей и молодежи народным ремеслам (потому что я всю жизнь этим занимался, а теперь остался без работы), главное — чтобы личная персональная проблема совпала с общественно-значимыми потребностями и тогда на идею, как на огонек света, начинают собираться единомышленники.

На первом этапе развития организации (зарегистрированной или не оформленной нормативно-правово) накапливается содержание общей работы, складываются межличностные отношения между членами НКО. Внешние связи в этот момент не являются чем-то значимым – «нам и так хорошо вместе».

Любая общественная организация не может оставаться замкнутой, и на втором этапе организационного развития она требует значимых социальных контактов, возможности показать себя и увидеть других, ищет любые возможности для презентации своей деятельности.

На третьем этапе у организации возникает потребность в управлении своим собственным развитием, в планировании и организации деятельности в соответствии с изменяющейся внешней ситуацией. Поиск финансирования заставляет обратиться к методам фандрайзинга, к специфике работы с персоналом, к разработке стратегического планирования.

Делая этот шаг НКО, как правило начинают интенсивно осваивать проектно-программный подход, разрабатывать социальные программы и участвовать в конкурсах на грантовую поддержку.

На пятом уровне развития НКО выходят в позицию координации других организаций на территории или в регионе. Обычно, это попытка объединить организации «своего» же типа профиля относительно целевой группы: сироты, семья, инвалиды, талантливые дети или дети с ограниченными возможностями.

Эта периодизация очень похожа на этапы возрастного развития ребенка, последовательно проходящего периоды игры, обучения, общения и т.д. Как с возрастом человек в принципе может и не взрослеть психологически, точно так же конкретная НКО может долгие годы не передвигаться на следующий этап социальной зрелости и быть успешной во всех отношениях, если за счет внешних или внутренних причин не возникает кризисов развития и потребности в изменении форм деятельности.

Если в своем «историческом» развитии некая организация не прошла предыдущий этап из описанных выше пяти, то велик риск выхода за «зону ближайшего развития» – без глубокого освоения конкретного содержания организация не сможет координировать деятельность других. А если нет опыта презентации и организации собственной деятельности, то вряд ли НКО будет успешной в разработке и реализации социально-значимых проектов.

Где-то на шестом уровне мнится теоретическая возможность «сращивания» общественно-гражданских инициатив НКО и общественно-политических процессов инициируемых существующими или будущими партиями и общественно-политическими, общественно-конфессиональными, общественно-национальными движениями.

Дорогие друзья!
Продолжается сбор средств на памятник и книгу Владислава Ивановича, ушедшего от нас 12 апреля. На сегодняшний день нам уже удалось собрать 143 тысячи. Администрация Дома престарелых в Шебекино обещала присматривать и ухаживать за памятником. Предполагается выгравировать на гранитной стелле портрет Владислава Ивановича и заказать горизонтальную плиту вместо цветника. 
Книга пока на этапе сбора материалов. Мы собрали все статьи, схемы, видеолекции и тексты ВИРа, которые смогли найти, в одно место. Пока это рабочий архив, но планируем сделать публичную версию и открыть доступ для всех.
Те, кто хочет поучаствовать в софинансировании издания, могут сделать это через карту Сбербанка 5469 3800 3875 7349
 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть