Все начинается с личной боли
Продолжаем знакомить вас с наследием Владислава Ивановича Редюхина. Сегодня мы переопубликовываем его статью, подготовленную на основе его выступления в Красноярске. Мы оставили в этой версии наиболее актуальные моменты — прежде всего типологизацию общественных организаций по их отношению к власти и обоснование этапов взросления общественных объединений и сообществ. Для тех, кто готов помочь в издании книги Владислава Ивановича, в конце — небольшое объявление.
Что такое социальное партнерство?
Понятие «социальное партнёрство» в своем развитии на Западе и в России прошло несколько этапов. Возникнув в контексте взаимоотношений работника и работодателя, как задача профессиональных союзов по формированию особого типа их взаимодействия для эффективного использования капитала, понятие социального партнёрства осталось и закрепилось и в общественном сознании, и в организационных формах, таких как существующие сегодня трёхсторонние комиссии: работодатель, профсоюзы и государственная власть.
Затем оно вошло в лексику так называемого «третьего» некоммерческого сектора экономики, наряду с государственным и частным (коммерческим) и трактовалось как взаимодействие общественных некоммерческих организаций с государственными и коммерческими структурами. После конференции ООН по устойчивому развитию в 1993 году в Рио-де-жайнеро оно стало использоваться для описания продуктивной кооперации всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально-экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. В качестве таких субъектов в программе «Агенда-2000» рассматриваются и система образования, и наука, и некоммерческий сектор…
Так что я буду рассматривать далее социальное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в региональном, территориальном, муниципальном и другом локальном развитии.
Структура составляющих стратегии социального партнерства очень схожа с составляющими образовательных систем. Это философско-методологические основания; это идеология социального партнерства в виде неких принципов, теорий или квазитеорий. Это технология социального партнерства – последовательность определённых действия соучастников, техники этих действия и практики социального партнёрства на конкретных территориях. И, в заключении, — то, о чём я начал говорить ранее – экспертиза и оценка результатов и последствий социального партнёрства. Сразу же могу сказать, что результаты и последствия появляются только на локальной территории, потому что эманации человеческого духа, который дышит где хочет, воплощаются в реальные инфраструктуры и организации, с которыми и имеет дело управленец, только лишь на территориях.
Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает постнеклассическая методология, соединяющая, с одной стороны, системный подход, с другой стороны, всё, что связано с теорией самоорганизации: синергетика Хакена, идеи Морена, аутопоэзиз Вареллы и Мортурано, теория детерминированного хаоса Пригожина, теория катастроф и т. д.
Самая широкая рамка для обсуждения социального партнерства – это теория самоорганизации. А там эти самоорганизующиеся процессы (со мной ли, с вами, или без нас и нашего удержания) с точки зрения Хакена, имеют некоторые ограничивающие параметры порядка. Например, для того, чтобы на поверхности морозного стекла из хаоса водяного пара образовались красивейшие узоры снежинок и росписей, нужно ввести внешний порядок, ну, например, понизить температуру, увеличить давление или плотность водяного пара (хаоса). И замечательные красивые фракталы возникнут на морозной поверхности. Кто создаёт эти фракталы? Разве тот, кто понижает температуру? Или же тот, кто заложил в устройство мира законы самоорганизации, нами слабо понимаемые, а, возможно, и – непознаваемые в принципе.
Идеология социального партнёрства – это несколько простых принципов.
Принцип взаимодополнительности: мы объединяемся, потому, что каждый в отдельности недостаточен, и тогда каждый делает то, что он может делать лучше.
Принцип границ: прежде чем брататься, надо размежеваться, самоопределиться в контексте других позиций, и в этом отношении предъявить собственные средства и инструментарий. Если ты не делаешь что-то самостоятельно, то зачем ты нужен другим? И чем владеешь сам, что бы понять в чем наше общее «со-владенье»?.
Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной продуктной «товарной», но необязательно стоимостной форме. Взаимодействие происходит тогда, когда есть чем обмениваться.
И, наконец, последний принцип партнерства, обобщенный принцип «золотого сечения» социального партнёрства: «части относятся между собой так же, как целое относится к ним, а они – к целому» Как только ставится вопрос о партнёрстве между соучастниками, то возникает вопрос: а частью какого целого мы выступаем? От чьего имени провозглашается это целое? В каком общем контексте мы выступаем?
Власть и общественность
Власть – это доступ к ресурсам и/или их перераспределению. Ресурсам не только финансовым, но и информационным, административным, кадровым, образовательным и т.д. Власть выступает в разных пяти ипостасях: исполнительная власть, представительная власть, судебная власть, четвёртая власть, как известно, СМИ, и пятая власть – то, что в литературе иногда называют региональной и национальной элитой. Причём каждый исследователь вкладывает в это разные значения. Одни имеют в виду бывших секретарей обкомов, райкомов, другие – сотрудников КГБ, третьи – советы директоров хозяйствующих субъектов, четвёртые – олигархов, пятые – жен руководящих работников.
У власти есть свои наработанные инструменты управления территорией: программы социально-экономического развития территорий, градостроительная политика, техническая и социальная политики, жилищно-коммунальная реформа, управление недвижимостью, бюджетирование и контроль за исполнением бюджета…
Что такое общественность, никто у нас в стране точно не знает. Законы порой противоречат друг другу, и типологий общественности может быть, столько, сколько их исследователей: — и по организационно-правовым основаниям, и по названиям, и по видам деятельности, и по целевой социальной группе и т.д.
С точки зрения власти, рассматривая классификацию общественных организаций (и уже выявленных, и тех, кто пока в тени) по типу взаимодействия с местной властью, можно свести их в таблицу.
Тип и базовая ориентация общественной организации | Характерные действия общественности |
«Бунтари»
|
Общественная организация борется с местной властью Организует манифестации, проводит акции, публикует протесты, Пишет коллективные жалобы вышестоящему начальству. |
«Обиженные» |
Общественная организация защищает интересы только своих членов Пишет прошения, просьбы о помощи, жалобы на невнимание, активно участвует во всех заседаниях советов и совещаниях, потом может начать судится. Типичный пример – профсоюзы. |
«Защитники» |
Общественная организация поддерживает социальную целевую группу (инвалидов, детей-сирот, бомжей, наркоманов…) Организует сбор отечественной или зарубежной гуманитарной помощи, ищет и распределяет благотворительные средства, делится опытом волонтерской работы |
«Работники» |
Общественная организация оказывает социальные услуги населению Имеет или приглашает специалистов для обучения профессиональному оказанию услуг, ведет хозрасчетную деятельность, оказывает социальные услуги, проводит семинары и конференции по профилю работы |
«Координаторы» |
Общественная организация координирует деятельность общественности на территории Проводит юридические и другие консультации для общественных организаций и граждан, предлагает проекты нормативных актов, создает ассоциации общественных организаций, ведет переговоры с местной властью |
«Деятели» |
Общественная организация содействует решению проблем устойчивого социально-экономического развития территории Создает общественно-значимые проекты и программы, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие территории и повышение качества жизни населения. |
Еще одна возможная типология НКО связана с ценностями, на которых базируется миссия общественной организации, которые определяют содержание, цели и задачи ее деятельности с определенной социальной целевой группой (получателями услуг или «бенефициантами», как говорят на Западе).
Одни организации ориентированы на защиту, непосредственную помощь и организацию обеспечения для выживания, тех, кто, по тем или иным причинам в принципе не в состоянии помочь себе сам.
Другие — на прямую поддержку тех, кто в настоящий момент нуждается в социализации, в доступе к некоторым ресурсам (организационным, информационным, образовательным и т.д.).
Третьи ориентированы на организацию условий для содействия в самореализации, самовыражении и саморазвитии тех, кто уже сегодня, несмотря на имеющиеся у него проблемы, может быть, в той или иной степени полезным для других для того чтобы сделать первый шаг на пути к активной общественно-гражданской позиции, чтобы перестать ощущать себя инвалидом, к реальной практической посильной деятельности по повышению качества не только свой жизни, но и окружающих, в пределе — содействию социально-экономическому развитию территории.
Но до этого уровня развития общественные формирования должны еще дорасти. Ведь начинается объединение людей с их личной боли, проблемы (-)или же желания сделать что-то хорошее для окружающих (+). Постепенно вокруг человека, загоревшегося какой-то идеей могут сплачиваться другие люди, накапливается содержание. И не столь важно, в чем заключается эта идея – в помощи инвалидам (потому что у меня свой ребенок – инвалид) или в обучении детей и молодежи народным ремеслам (потому что я всю жизнь этим занимался, а теперь остался без работы), главное — чтобы личная персональная проблема совпала с общественно-значимыми потребностями и тогда на идею, как на огонек света, начинают собираться единомышленники.
На первом этапе развития организации (зарегистрированной или не оформленной нормативно-правово) накапливается содержание общей работы, складываются межличностные отношения между членами НКО. Внешние связи в этот момент не являются чем-то значимым – «нам и так хорошо вместе».
Любая общественная организация не может оставаться замкнутой, и на втором этапе организационного развития она требует значимых социальных контактов, возможности показать себя и увидеть других, ищет любые возможности для презентации своей деятельности.
На третьем этапе у организации возникает потребность в управлении своим собственным развитием, в планировании и организации деятельности в соответствии с изменяющейся внешней ситуацией. Поиск финансирования заставляет обратиться к методам фандрайзинга, к специфике работы с персоналом, к разработке стратегического планирования.
Делая этот шаг НКО, как правило начинают интенсивно осваивать проектно-программный подход, разрабатывать социальные программы и участвовать в конкурсах на грантовую поддержку.
На пятом уровне развития НКО выходят в позицию координации других организаций на территории или в регионе. Обычно, это попытка объединить организации «своего» же типа профиля относительно целевой группы: сироты, семья, инвалиды, талантливые дети или дети с ограниченными возможностями.
Эта периодизация очень похожа на этапы возрастного развития ребенка, последовательно проходящего периоды игры, обучения, общения и т.д. Как с возрастом человек в принципе может и не взрослеть психологически, точно так же конкретная НКО может долгие годы не передвигаться на следующий этап социальной зрелости и быть успешной во всех отношениях, если за счет внешних или внутренних причин не возникает кризисов развития и потребности в изменении форм деятельности.
Если в своем «историческом» развитии некая организация не прошла предыдущий этап из описанных выше пяти, то велик риск выхода за «зону ближайшего развития» – без глубокого освоения конкретного содержания организация не сможет координировать деятельность других. А если нет опыта презентации и организации собственной деятельности, то вряд ли НКО будет успешной в разработке и реализации социально-значимых проектов.
Где-то на шестом уровне мнится теоретическая возможность «сращивания» общественно-гражданских инициатив НКО и общественно-политических процессов инициируемых существующими или будущими партиями и общественно-политическими, общественно-конфессиональными, общественно-национальными движениями.
Дорогие друзья!
Продолжается сбор средств на памятник и книгу Владислава Ивановича, ушедшего от нас 12 апреля. На сегодняшний день нам уже удалось собрать 143 тысячи. Администрация Дома престарелых в Шебекино обещала присматривать и ухаживать за памятником. Предполагается выгравировать на гранитной стелле портрет Владислава Ивановича и заказать горизонтальную плиту вместо цветника.
Книга пока на этапе сбора материалов. Мы собрали все статьи, схемы, видеолекции и тексты ВИРа, которые смогли найти, в одно место. Пока это рабочий архив, но планируем сделать публичную версию и открыть доступ для всех.
Те, кто хочет поучаствовать в софинансировании издания, могут сделать это через карту Сбербанка 5469 3800 3875 7349