Воспитание дружбой. Преодолеваем искусственную разобщенность наших учеников
Современная жизнь в школе, да и в образовании в целом, основана на индивидуализме, который уже четверть века как раковая опухоль или проказа разъедает образовательное пространство России. Однако по-другому и быть не могло, ибо начиная с 90-х годов, наше образование рабски перенимает все западные поветрия, давно уже доказавшие свою порочность и внутри самой западной системы. Теперь последствия слепого копирования западных образовательных парадигм, в основе которых лежит либеральный индивидуализм, мы пожинаем и внутри России. Растущий уровень насилия в школах, множащиеся ряды доморощенных «брейвиков», пытающихся с помощью оружия решить все проблемы с учителями и одноклассниками – тому подтверждение.
Надо же нам когда-нибудь раз и навсегда признать: искусственно навязанный нам в образовании (да и в остальной сферах) западный индивидуализм есть «путь в никуда» и, идя четверть века по этому пути, мы давно уже забрели в непроходимый и безнадежный тупик. Пора нам уже отбросить все эти навязанные нам западные, с позволения сказать, «ценности» и построить образовательную систему на национальной основе, в основе которой лежит духовно-нравственный опыт многовековой истории России.
Разбирая духовную основу педагогики служения, мы определились с главными ценностями, положенными в основу новой идеологии России; ее «национальную идею» можно выразить тремя ценностями – Вера-Отечество-Любовь (ВОЛ).
Но не менее важно найти механизм или, точнее, «приводной ремень», который свяжет эти ценности с потребностями детей, тот «архимедов рычаг», который сможет «поднять» их и положить в основу личностного духовного базиса каждого ребенка. Иначе говоря, побудит служить этим ценностям и обрести в этом служении смысл своей жизни.
И такой «ремень» или «рычаг» найден, и это сама по себе еще одна ценность – «дружба». Ценность просто удивительная, ведь в ней абсолютно ненавязчиво и вполне понятно для ребенка любого возраста реализуется идея служения. И эта ценность настолько важна, что мы в нашей школе ставим ее на уровень настоящего педагогического открытия.
А начиналось все на развалинах пионерской организации. Когда стало ясно, что пионерская организация скорее мертва, чем жива, встал вопрос, чем ее можно заменить. То, что ее нужно чем-то заменить и не оставлять детей вообще без каких-либо общественных объединений, было принято за аксиому. И тогда пришла идея попробовать провести необычный опрос всех детей «пионерского» возраста, задав им всего один вопрос: «Что вы считаете самым главным?» Вы догадались, наверно, какой гениально простой был получен ответ. Да, это была дружба! Она, родимая! Главное было найдено. Была найдена главная объединяющая ценность, вокруг которой можно было строить новую организацию, ценность, органичную для всех, кто пожелает войти в эту организацию, причем как детей, так и взрослых.
Чем уникальна ценность дружбы? Тем, что ее в равной мере и с равной степенью заинтересованности могут разделять как дети, так и взрослые. Это та «универсальная ценность», которая связывает все возрасты и поколения людей и не нуждается в адаптировании и педагогической трансформации для передачи детям. Что такое дружба ребенок может понять уже с 2-3-хлетнего возраста. В чем был порок приснопамятной пионерской организации? В той или иной степени навязанности основных идей и ценностей. Вспомните девиз пионерии: «К борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы! – Всегда готовы!» 10-летний ребенок должен был знать, что такое Коммунистическая партия, какое у нее есть дело и почему за него нужно быть готовым бороться, причем, всегда!..
Насколько выигрышнее выглядит здесь ценность дружбы. Ее не нужно навязывать. К дружбе стремятся все, ну, во всяком случае, абсолютное большинство детей, подростков, да и взрослых. Ценность дружбы не нужно привносить извне, как происходит со многими воспитываемыми нами ценностями, тем же ВОЛом. Детям нужно просто помочь осознать важность дружбы, да и то для тех, кто не задумывался об этом самостоятельно, а дальше… Учить детей пониманию законов дружбы, уровней ее развития, созидающих и разрушающих ее факторов, умению дружить и вместе с тем – показать идеал настоящего друга, «векторы» дружбы и ее «объекты». И так ненавязчиво, даже без внешней артикуляции дать почувствовать, что глубинная суть дружбы – это и есть с л у ж е н и е как таковое.
Выстраивание всего этого заняло несколько лет. Так родилась организация «Дружина Дружная», которой скоро исполнится уже четверть века. Это уже вполне сопоставимо с примерно 70-летним периода активного существования пионерии.
Сразу же родилась еще одна форма объединения детей вокруг ценности «дружба» (Подробнее в книгах: А.И. Дедушка «Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками, СПб., 2007; А.И. Дедушка «Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива», СПб., 2008). Это летний лагерь актива «Дружины Дружной», который носит название «Лагерь друзей». В нем уже много лет мы вместе с выбранными в классах «лучшими друзьями» пытаемся в течение месяца построить жизнь по законам дружбы, создать некую идеальную модель коллектива, чтобы, вернувшись в свои классы, бывшие лагерники попытались ее возродить уже на уровне своего класса. Это самый настоящий полигон для обкатки разного рода игр, заданий, упражнений, тренингов, которые в различных адаптационных формах наполнят жизнь школы в течение года, станут основой для жизни школьного и классного коллективов.
Итак, Дружина Дружная и Лагерь друзей являются основными источниками опыта работы вокруг ценности дружбы . Давайте присмотримся к организационным положениям, на которых основаны эти объединения.
Большинство описанных в положениях форм деятельности прошли многолетнюю апробацию и подтвердили свою эффективность именно потому, что в них реализуются важнейшие ценностные смыслы дружбы, которыми оплодотворяется как сам коллектив, так и каждый из его участников.
В ценностях выражается душа коллектива, без «души», как и человек, он жить не может. А сами ценности воплощаются в символике, вот почему, задумавшись о развитии дружеских отношений, нужно в первую очередь обратить внимание на ценностно-символическую основу коллектива. Тут есть параллель с Макаренковской системой ближайших и дальних перспектив, только у него они, эти перспективы, формулировались как конкретные цели, достижимые по истечению определенного периода (поступление на рабфак, например), у нас же будет более «абстрактно-ценностный» уклон с упором именно на идею служения.
Вот с этой точки зрения давайте и проанализируем ценностно-символическую составляющую Дружины Дружной и Лагеря друзей. Это важно и в плане возможной адаптации и трансформации предложенных ценностей для любого учебного заведения и школы. Присмотритесь, коллеги, что из описанного ниже и в какой форме, может подойти для вашей школы.
Девиз «Дружной» и «настоящего друга» – «Сам погибай, а друга выручай!»
Здесь задается, если хотите, принцип жизни, в основе которого лежит такая важнейшая духовно-нравственная категория служения как жертвенность. Отсюда остается всего один шаг до христианского понимания жертвенности как высшей степени любви:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 12).
Настоящая дружба в своем служении другу всегда готова на жертвы, и в основе ее лежит жертвенность, поэтому слова этого призыва являются девизом не только организации в целом, но и «настоящего друга», до которого каждому нужно еще дорасти. А вот сколько времени будет расти каждый, и дорастет ли вообще – это предугадать невозможно, как невозможно это отразить ни в какой «перспективе», а лишь дать в качестве ценностного ориентира на всю оставшуюся жизнь.
С этой точки зрения девиз максимально «абстрактен», максимально возвышен, максимально «недостижим», но он и должен быть таким, если организация претендует не только на текущую организацию детей в соответствии с их возрастом, но нацелена на воспитание духовно-нравственного базиса личности.
Это, так сказать, верхний ценностный пласт, заложенный в девизе. Его приближенная к реальной жизни и достижимая основа заключается в простых нравственных побуждениях: «служи другу», «приходи на помощь», «помогай», «выручай из беды».
Согласитесь, здесь нет ничего невыполнимого, ничего слишком «абстрактного» и «возвышенного». Это элементарные требования нравственности, так часто попираемые, к сожалению, в современной действительности. Но потому они и нуждаются в напоминании и «оправдании», что перестали быть азбучными истинами и начинают выглядеть как счастливые исключения из жизни по принципу «человек человеку волк».
Ребенку и подростку эти истины легче всего «оправдать» именно по отношению к своим друзьям. Ведь это естественно — так к ним относиться. От этого и надо отталкиваться. Причем, в разных направлениях. Одно – это расширение путем служения круга «друзей», которое предусмотрено в рамках организации (друг родным, друг природе, друг классу, друг школе…). Другое – это движение по христианскому пути: от «возлюби ближнего» до «любите врагов ваших». Этот путь еще недоступен сознательному восприятию подростка (да и многих из нас, взрослых людей), но видеть возможность и прикладывать усилия к движению в этом направлении нужно.
Законы дружбы – П О И Т (Д):
— закон Песни;
— закон Общения;
— закон Игры:
— закон Творчества;
— закон Дела
— и «неписанный» закон – закон Доброты
Что «поит» дружбу? Именно эти законы. Это рычаги «подъема» дружбы, реальные механизмы ее формирования и способы ее служебного функционирования. Это проявления «жизни» дружбы. Она живет, воплощаясь в этих законах. То есть, друзья, собираясь вместе, что делают — они поют, общаются, играют, творят что-то новое и выполняют необходимые для совместной жизни и служения дела. Это, переходя на метафорический язык, так сказать «живое тело» дружбы, ссадины на котором в виде сбоев в действии того или иного закона вызывают неприятные ощущения чего-то «не того». Последний закон – это уже живая «кровь» дружбы, большая потеря которой грозит ей смертью.
Цель – стать настоящим другом:
— своим родным, близким и родной природе;
— своим друзьям и своему родному классу;
— своей родной школе;
— своему родному городу (селу);
— своей родной стране России.
Это и есть то «расширение круга друзей», о котором мы уже говорили. Здесь целая система «перспективных целей», которые призваны постепенно выводить подростка из «узкого» представления о дружбе, как о личной близости или «корпоративном» братстве внутри своей компании. Осознать и постепенно укреплять в себе общественную составляющую дружбы, дружбы, как главного способа сосуществования людей, дружбы как служения, осознать ее как личный долг и ответственность по отношению к ее главным объектам — вот вокруг чего ориентируется и выстраивается внутренний мир каждого, кто разделяет ценности дружбы как таковой.
Идеал – настоящий друг, у которого:
— чистая совесть;
— доброе сердце;
— думающая голова;
— творческие руки;
— и много-много друзей.
Возвышенный идеал обозначен в девизе – это друг, который готов пожертвовать жизнью ради своих друзей. Здесь обозначен как бы «реальный» идеал, которым вполне по силам стать каждому, разделяющему ценности дружбы.
«Чистая совесть», «доброе сердце»… — это все качества настоящего друга, над которыми можно работать и постепенно в себе вырабатывать. Не обязательно все в одинаковой степени развития – это просто невозможно. Но найти свою «сильную сторону» и, укрепившись в ней, работать над всеми остальными – это минимальная личностная программа самовоспитания.
Эмблема – штурвал под алым парусом
В эмблеме появляется романтический элемент. Ценностный смысл его – готовность ради дружбы отправиться в любые путешествия и выдержать все испытания. Мотив преодоления себя и преодоления трудностей, как известно, является главным ценностным мотивом закона дела. Дружба может потребовать «настоящего дела», дела служения, в котором романтическая целеустремленность может сочетаться с реальными трудностями и опасностями. Эта «смычка» романтики и трудностей является важной мотивирующей ценностью символики «Дружной».
Если алый парус ассоциируется с дружбой, любовью, романтической неуспокоенностью, то штурвал – символ целеустремленности в достижении поставленных целей: «Бороться и искать, найти и не сдаваться…» Пусть современные подростки далеко не всегда знают Каверинских «Двух капитанов» и Гриновскую Ассоль, архетипический смысл этих символов, несомненно, интуитивно ими чувствуется и переживается вполне адекватно.
Символ-атрибут – трехцветный галстук (по цветам флага России)
Еще одна ценностная привязка и, пожалуй, главная. Ощутить себя «другом России» в реальных делах служения и через готовность служить в дальнейшем — важнейшая «перспективная» цель ценностного ориентирования «Дружной». И она тоже не может быть достигнута только в рамках организации, а должна стать доминантой убеждений и ценностей растущего человека на всю дальнейшую жизнь.
Но это перспектива, а как уже сейчас приблизить эту ценность к духовному миру подростка? Вот один из способов – собственная «расшифровка» цветовой символики:
красный – цвет сердца (дружба хранится в сердце);
синий – цвет неба и моря (ради дружбы всегда готовы взлететь в небо и отправиться за море);
белый – цвет чистого снега (у друга чистые помыслы и чистая совесть).
Такая расшифровка цветовой гаммы наряду с традиционной (белый – вера, синий – благородство, красный – мужество) приближает патриотические ценности к духовному миру подростка, как бы «преломляя» их через символику дружбы.
Талисман – пес Дружок
Ну, если собаку вполне официально называют «другом человека», было бы «грехом» не использовать это ее качество в символике «Дружной». «Дружок» — это превращенное воплощение «настоящего друга» — преданного, верного, непритязательного, единственная радость для которого – служить своему «старшему другу» — человеку. Это как бы маленький «ангел-хранитель» «Дружной», который стоит на страже ее интересов и воплощает в себе простые и истинные в своей простоте ценности дружбы.
Мы его выносим обычно во время последнего – итогового сбора Дружной, на котором выбираем самый дружный отряд, а после вешаем ему на грудь памятную медаль с названием этого отряда и символикой дружбы. Да, это действительно как бы медали «за дружбу», которые служат олицетворенной памятью и зримым воплощением усилий по ее достижению.
А сам Дружок, вообще-то – это большая резиновая игрушка собаки, способная издавать свистяще-тявкающие звуки. Эту способность мы тоже иногда используем для привлечения внимания к самым важным процедурам.
Переходящий приз – Каравелла с алыми парусами
Не так давно мы его ввели в ценностно-символическое оформление Дружной. И нововведение оказалось весьма удачным. Вообще, это настольные часы, стилизованные под корабль. Теперь по итогам очередного сбора, где мы голосованием выбираем победивший отряд — ему и отходит наша «каравелла» вплоть до нового сбора. В этот месяц золотая каравелла с алыми парусами хорошо украшает классную комнату, попутно еще и показывая время – двойная польза: символическая и практическая.
Гимн «Дружной» – песня «Там»
Что за солнце, что за небо? Что за даль, там, где я не был? Там нет места словам.
Там забытая прохлада, Ничего там мне не надо, Там предамся я снам.
Там, за той последней крышей, Уж меня никто не слышит, Там я голос отдам.
Там, на брошенной дороге, Ни печали, ни тревоги, Там раздолье ветрам.
Припев:
Там, за собой Оставь с души камень свой, И пусть навеки с тобой
Пребудут Вера с Надеждой!
И вновь и вновь Познаешь сердцем Любовь, И пусть волнуется кровь,
Ты понял, что был невеждой!
Там колышут море травы, Там душистые отравы, Там целитель я сам.
Синим шелком вьется речка, Блеет там, в кустах, овечка, Там на душу бальзам.
Припев.
Там сияет жемчуг солнца, Сквозь лазурное оконце, Там нет места слезам.
Там небесная дорога, Там однажды встречу Бога, Там Его вечный Храм!
Припев.
Загадочное «Там» — символ романтической целеустремленности, образное выражение возвышенности идеалов, к которым стремится коллектив. В припеве гимна «Вера», «Надежда», «Любовь» открыто провозглашаются в качестве главных ценностей, к которым стремится каждый, и коллективное провозглашение этих ценностей формирует ценностное поле коллектива, его «душу». Кстати, обратили внимание, что христианские добродетели «Вера – Надежда – Любовь» — практически полная калька ценностей служения новой национальной идеи России – «Вера – Отечество – Любовь», где Надежде соответствует Отечество? И это вполне естественно, так как Отечество и есть наша главная Надежда, именно в нем мы полагаем свои главные чаяния и упования, именно ему готовы отдавать свои силы на дело служения.
И нам осталось только связать ценности дружбы как «приводного воспитательного ремня» и ценности ВОЛа, как главных духовных ценностей, лежащих в основе воспитательной системы. Эту связь тоже можно представить в виде своеобразного графика:
В этой схеме представлены как бы ценностные графики детских жизненных судеб, которые расположены между «вертикальными» ценностями ВОЛа и «горизонтальными» ценностями дружбы. У кого-то график более крутой, значит, эта жизнь более ориентирована на служение духовным ценностям, а более пологий график показывает большую направленность жизненных ценностей на конкретных людей, своих ближних. Тогда изменения в графике могут иллюстрировать эволюцию в течение жизни значимости этих ценностей для конкретного человека.
А если представить последовательность развития ценностей в условиях классного и школьного коллективов за все время обучения от 1-го до 11-го класса, то это можно представить с следующей схеме:
Дружба является «первичной» ценностью, первой целью воспитательных усилий классного и школьного коллективов, и уже от нее происходит естественный переход к главным воспитательным ценностям, которые должны быть сформированы в российском гражданине, ценностям, которые зашифрованы в российской национальной идее в виде «ВОЛ»-и – Вере, Отечеству и Любви.
По закону духовной аналогии, чтобы воспитать эти ценности, нужно сжать духовный континуум до уровня жизни и мировоззрения каждого ученика, и в этой аналогии классный коллектив должен стать для ученика школьной семьею, а школу ему нужно помочь осознать как мини-Россию. Тогда все эти ценности действительно станут органичными, близкими и понятными каждому ученику. И тогда их реально можно воспитать и реализовать в том или ином виде служения – сначала в рамках школьного обучения, а затем в профессиональном выборе.
Все очень просто и, к сожалению, гораздо ближе к действительности, если мы взглянем на эту задачу с другого конца, от обратного. Если ученик не научился ценить дружбу в школе, а класс, где он провел годы своего детства и юности, так и не стал ему родным, то и свою страну, Россию большую, он будет воспринимать через призму враждебного или равнодушного отношения и дорасти до ценностей ВОЛа ему скорее всего уже не удастся.
Однако индивидуализм положен в основу не только воспитания, но и обучения, является сутью пресловутой классно-урочной системы и дидактики в целом. Педагогика служения предлагает и в обучении новый дидактический метод, разбивающий основы индивидуализма – так называемую коллективную анимацию обучения.
Рассмотрением этого метода займемся в следующей статье.