Во что стоит вложить деньги, чтобы это было полезно детям, родителям, образованию, городу?

Продолжая исследовать потребности и возможности в сотрудничестве бизнеса и образования, мы провели серию встреч с лидерами нескольких относительно молодых образовательных проектов (школ и не только), действующих сегодня в Санкт-Петербурге. В ходе этих разговоров, в частности, выявился запрос на появление в городе проекта, который мы условно назвали «Инвестиционный фонд поддержки общественных инициатив в образовании». Этот запрос мы попробовали сформулировать в виде эскиза проекта и даже провели некоторые первые экономические расчеты. Реализация этого проекта принципиально возможна, только если смогут встретиться заинтересованные люди бизнеса и люди образования, и они наладят продуктивное взаимодействие. Понятно, что это непросто. Но зато в случае если это таки случится – есть шанс, что такой проект сможет  существенно изменить (к лучшему) образовательный ландшафт в городе.

Ниже вниманию читателей предлагается описание эскиза проекта. Не буду сейчас отнимать время и место на конкретные цифры. Думаю, что изначально важна дискуссия – действительно ли важен и возможен такой проект в городе (регионе). Быть может, в ходе такого разговора появятся и те, кто таки решится поддержать такую инициативу, и те, кто эту модель смогут реализовать – в Санкт-Петербурге (или других городах).

***

Последние несколько лет в Санкт-Петербурге резко выросла общественная активность в области образования. Частные детские сады и родительские клубы, центры дополнительного образования, организации, реализующие программы предпрофессиональной ориентации и каникулярные образовательные программы и др. Многие эти проекты, постепенно складывая свой круг постоянных участников — детей и родителей, организуют регулярный образовательный процесс, пробуя перерастать по факту в небольшие частные школы – вне зависимости от выбранной официальной формы существования школы.

Это хорошо и важно, потому что…

— Вокруг таких проектов формируются сообщества людей, желающих и умеющих самостоятельно решать свои проблемы (в том числе, по образованию и воспитанию своих детей), не вешаясь на шею государству.

— Дети, принимающие участие в таких программах, получают возможность взросления и образования в ценностно-близком сообществе. Чаще всего такие проекты ориентированы на включение в свои программы «детей с особенностями развития», «детей-мигрантов», детей, отличающихся от «среднего ребенка» по тем или иным параметрам и пр., чего часто не получается делать у массовой школы.

— Такие проекты являются пространствами самореализации, образования, личностного и профессионального роста для молодых людей – родителей, студентов, педагогов, предпринимателей, специалистов и пр.

— В такие проекты приходят молодые люди, заинтересованные в работе с детьми, которые не готовы «проваливаться в болото» массовой школы. Тем самым, для сферы образования сохраняются (в сферу образования возвращаются) молодые силы, которые бы иначе ушли из образования в иные сферы деятельности.

— Такие проекты становятся средством поддержки, площадками трансляции оригинальных педагогических практик.

— Эти общественные инициативы во многом показывают (определяют) вектор развития образования, и, формируя устойчивую сеть заинтересованных в развитии образования специалистов, во многом, спасают российское образование от краха бессмысленности (как это уже было однажды в 80-е годы 20 века).

— Сеть таких проектов и инициатив – собственно и есть то самое гражданское общество, об отсутствии которого в России часто говорят некоторые политологи.

Но…

Для того, чтобы формирующаяся сеть таких сообществ развивалась, возникающие проекты имели более долгий срок устойчивой работы, необходима инфраструктурная поддержка этих инициатив.

В частности, одной из самых серьезных проблем, мешающих устойчивости образовательных проектов, – отсутствие возможности найти подходящее помещение по адекватной цене. Особенно актуальной эта проблема является для тех проектов, которые хотят перерастать в школы, обеспечивающие регулярный образовательный процесс.

Для устойчивости «школьного проекта» требуются помещения со следующими характеристиками:

— помещение нужно надолго, минимум на 10 лет;

— важна предсказуемая цена пользования помещением;

— помещение должно быть отремонтировано таким образом, чтобы можно было соблюсти условия Роспотребнадзора, что необходимо для получения лицензии.

Это требует одномоментных вложений весьма приличных сумм денег. Это чаще всего является большой (непреодолимой) проблемой для молодых людей (семей), являющихся инициаторами таких проектов.

Город помещения по льготной цене аренды для образовательных проектов предоставляет крайне редко.

Идея проекта

Было бы хорошо, чтобы инициаторы таких проектов имели возможность обратиться в некий «Инвестиционный фонд поддержки общественных инициатив в образовании» (название условное, далее — Фонд), который при соблюдении некоторых условий (принципов отбора, экспертной оценки проекта и его инициаторов, соответствующего договора), выделял бы средства на приобретение необходимых помещений.

Помещение, необходимое для проекта, может, например, приобретаться на имя Фонда, который заключает договор долгосрочной аренды с инициаторами проекта. Цена аренды рассчитывается так, чтобы она была посильна образовательному проекту, но при этом те или иные финансовые ресурсы начинали поступать на счет Фонда уже с первых месяцев работы организации в новом помещении.

Возможен вариант постепенного выкупа помещения, использующим его проектом.

Все текущие расходы по обслуживанию помещения берут на себя инициаторы проекта.

Потенциальные преимущества проекта для со-участников

Инициаторы образовательных проектов:

— получают возможность начать работать в помещении, не вкладывая в его приобретение огромных средств, постепенно наращивая свою финансовую мощность и устойчивость, разворачивая свой проект.

— получают «лояльного», понимающего арендодателя-партнера, на большой срок, с предсказуемой арендной платой. И возможность – при желании – выкупить это помещение позже в свою собственность.

Инвесторы проекта:

— получают гарантированные регулярные многолетние выплаты,

— получают помещения в собственность, которые во всех случаях, скорее всего, будут расти в цене, и, в крайнем случае, могут быть проданы или пересданы более выгодному арендатору,

— имеют возможность влиять на экономическую политику «получателей кредита», арендаторов помещений,

— гарантируют себе возврат вложенных средств через некоторое время,

— осуществляют социально-значимый проект.

Возможная вариация проекта — «Кластер»

Несколько организаций (взаимодополняющих друг друга по содержанию и форматам деятельности, целевым аудиториям и пр., например, детский сад, школа, центр дополнительного образования, семейный клуб…) объединяют свои усилия и съезжаются в одно большое помещение, образуя «кластер».

В данном случае возникает дополнительный эффект экономии ресурсов, потому что эти организации могут совместно использовать различные общие пространства: столовая, театральный зал, мастерские, спортзал и т.д., которые каждой организации по отдельности не загрузить на полную мощность, но при этом они им все равно необходимы.

Дополнительные возможности, синергетические эффекты

Поскольку участники проекта, получатели ресурсов «Фонда» проходят некоторую экспертную оценку, чаще всего подбираются по принципу некоторой общности интересов и ценностей, то в таком проекте возможны еще и некоторые важные синергетические эффекты, связанные с возможностью объединения усилий, ресурсов, аудиторий и пр.

В рамках программы инфраструктурной поддержки деятельности сообщества этих образовательных организаций могут быть организованы следующие общие, совместные события, услуги, проекты:

— консультационные услуги для лидеров образовательных организаций в области финансов, экономики, менеджмента, нормативного обеспечения деятельности и пр.,

— программа PR-поддержки альтернативного образования вообще и, конкретных организаций в частности,

— программы просвещения и консультирования для родителей,

— обучение педагогов,

— педагогические, социологические, маркетинговые и другие исследования,

— пространство для городских событий (фестивалей, семинаров, конференций…)…

Тем самым, «Фонд» и сеть сотрудничающих с ним проектов, могут стать одним из самых существенных «игроков» на образовательном рынке Санкт-Петербурга, одним из лидеров изменений в образовании.

Потенциальные участники проекта

На сегодня о своем желании обсудить условия включения в такой проект заявили более 5 (пяти) УЖЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ проектов, находящихся в процессе поиска устойчивого помещения.

Ну и, наконец, мы договорились, что если появятся потенциальные партнеры из бизнеса, заинтересовавшиеся таким проектом, то мы будем рады вступить в переговоры, и в случае их позитивного разрешения – будем готовы взять на себя работу по соорганизации такого проекта в Санкт-Петербурге со стороны людей из образования.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть