Вьетнамский бренд VinFast захотел выйти в Россию. О каких машинах речь
На днях вьетнамская марка VinFast запатентовала в России дизайн двух перспективных кроссоверов. Официальных сообщений о выходе на наш рынок пока не поступало, но это выглядит более чем логичным — учитывая, что первую такую попытку вьетнамцы предприняли еще в 2018 году, сразу после основания самой компании. А еще Россия — вовсе не чужая страна для создателя и руководителя VinFast, которого зовут Фам Нят Выонг. Впрочем, обо всем по порядку.
Российское образование, украинский бизнес www.adv.rbc.ru
В 1988 году молодой, бедный, но талантливый вьетнамский паренек получает от родной страны стипендию на обучение, с которой уезжает в далекую Москву, чтобы пять лет спустя окончить Геологоразведочный институт им. Орджоникидзе по специальности «экономика». На дворе уже лихие девяностые, Советский Союз распался, и Выонг (это имя, а Фам — фамилия) вместе с молодой женой-вьетнамкой переезжает в Харьков, чтобы открыть там собственное дело.
Супружеская чета Фам начала с вьетнамского ресторана, прощупала почву, а затем решила нарастить обороты: заняв денег у семьи и друзей, предприниматели организовали выпуск лапши быстрого приготовления — даже раньше, чем на просторах СНГ стали узнавать слово «Доширак». Украинский бренд «Мивина» успешно существует до сих пор, причем под крылом Nestle: в 2010 году международный концерн выкупил у Фама его компанию «Техноком» за $150 млн.
Параллельно бизнесмен занимался различными проектами в родном Вьетнаме. Лапшичные деньги шли на строительство фешенебельных курортов и небоскребов, которые приносили еще больше денег, и вскоре Фам оказался богатейшим человеком страны: в 2015-м он стал первым долларовым миллиардером во Вьетнаме. Сейчас его состояние оценивается в $9 млрд, а конгломерат Vingroup является крупнейшей компанией республики.
А почему бы и не машины?
Vingroup — это действительно огромная корпорация, которая занимается буквально всем на свете: недвижимость, электроника, образование, медицина, торговля, информационные технологии и так далее. Разве что лапшу не делает. Поэтому появление VinFast было вполне логичным шагом: раз уж Фам дал Вьетнаму столько всего, почему бы не основать еще и первый национальный автомобильный бренд?
Подход был избран не слишком гордый, зато эффективный: вместо попыток «догнать и перегнать» весь мир своими силами бизнесмен решил купить компетенции за деньги. В 2017 году на острове близ города Хайфон началось строительство фабрики площадью 3,5 кв. км, а уже осенью 2018-го на Парижском автосалоне дебютировали сразу две серийные модели — вроде самобытные, но в то же время неуловимо на что-то похожие.
Секрета из родословной автомобилей никто, собственно, и не делал. Дизайн разрабатывали итальянцы из ателье Pininfarina, с инжинирингом помогали именитые фирмы Magna и AVL, а в качестве технической базы были выбраны… серийные BMW!
Если точнее, седан VinFast Lux A2.0 представлял собой переодетую «пятерку» в кузове F10, а кроссовер VinFast Lux SA2.0 путем схожих манипуляций получился из BMW X5 поколения F15. Впрочем, ничего вопиющего в этом факте не было — вьетнамцы честно купили лицензии, а сами немцы на тот момент как раз завершали производство обеих моделей. Силовые агрегаты тоже были хорошо знакомы: двухлитровые турбомоторы BMW N20B20 развивали от 176 до 231 л.с. в зависимости от версии и работали в паре с восьмиступенчатыми «автоматами» ZF. А еще у кроссовера была люксовая версия President с богатой отделкой и двигателем V8, причем уже не баварским, а американским — грозным 460-сильным 6.2 производства General Motors.
Что-то пошло не так
Уже тогда, в момент парижской премьеры, представители VinFast заявляли о скором выходе на российский рынок, и в этом был резон: действительно, кто бы отказался от не слишком старых BMW по привлекательной цене? Но вскоре что-то пошло не так: быстрого выхода на серьезные объемы производства не произошло, кроссоверов сделали всего около пяти тысяч, седанов — лишь вдвое больше, а до России не добрался ни один.
Не «взлетела» и затея с моделью VinFast Fadil — по сути, крохотным псевдокроссовером Opel Karl Rocks. Его вьетнамцы выкупили у General Motors вместе с заводом в Ханое, переклеили логотипы и выпускали вплоть до конца прошлого года, но тираж едва превысил 40 тысяч экземпляров. И вообще, появилось ощущение, будто VinFast запутался в том, куда и как двигаться дальше.
C 2018 по 2020 год компания открыла офисы в Германии и Австралии, приобрела испытательный полигон GM недалеко от Мельбурна (только для того, чтобы вскоре выставить его на продажу), а в 2021-ом наняла бывшего руководителя Opel Михаэля Лошеллера, который продержался на посту директора VinFast всего полгода. Минувшей весной вьетнамцы вдруг объявили о переносе штаб-квартиры в Сингапур, открытии дополнительного штаба в Калифорнии и планах по строительству собственного американского завода. Согласитесь, выглядит это больше импульсивными поисками, чем четким планом.
Судя по всему, за прошедшие годы внутри VinFast произошли серьезные изменения, и это неудивительно: три неудачные модели из трех плюс куча пандемийных сложностей совсем не похожи на успех, о котором мечтал Фам Нят Выонг. Тотальных чисток, однако, не произошло — например, в компании по-прежнему работает американский дизайнер Дэвид Лайон, нарисовавший Cadillac CTS, Chevrolet Cruze, Spark и Volt, Oldsmobile Alero и другие модели General Motors. Именно он, в конечном итоге, отвечает за облик новых «Винфастов» — уже исключительно электрических.
Tesla по-вьетнамски
Трудно сказать, дело просто в трендах, или же в том, что наиболее успешной продукцией VinFast в итоге оказались электроскутеры (да, ими компания тоже успела заняться), но в начале 2021 года вьетнамцы объявили о полном отказе от двигателей внутреннего сгорания. И одновременно представили сразу три совершенно новых кроссовера на батарейках.
Дизайн по-прежнему заказывается у Pininfarina и получает финальное одобрение у Дэвида Лайона, а вот техника уже, вроде бы, своя — автомобили построены на общей модульной платформе со стойками McPherson спереди и полузависимой балкой либо многорычажкой сзади — в зависимости от типа привода.
Первой в производство пошла младшая модель VF e34 — она доступна исключительно с передним приводом, единственным 150-сильным электромотором и 42-киловаттной батареей, которой хватает примерно на 300 километров пробега. Компактный кроссовер размером с Hyundai Creta пока предназначен только для внутреннего рынка Вьетнама: там он поступил в продажу год назад по цене около 30 тыс. долларов, став тем самым первым вьетнамским серийным электромобилем.
В минувшем феврале начались поставки среднеразмерного кроссовера VF e35, он же VF8. Стоит он уже от 41 тысячи долларов, по размерам близок к Skoda Kodiaq, а вариантов силовой установки предусмотрено сразу три. Базовая — это 204 силы и единственный электромотор спереди, дальше идет «экологичная» полноприводная суммарной мощностью 353 л.с., а на вершине линейки находится 408-сильное исполнение Plus. Запас хода, в зависимости от емкости батареи (82 или 87 кВт·ч) составляет от 470 до 510 километров.
Наконец, самый большой и дорогой из «Винфастов» новой волны — это пятиметровый семиместный здоровяк VF9. «Под капотом» здесь те же 408 сил, что у VF8, но за счет увеличенной на 20 см колесной базы инженерам удалось поставить более емкий аккумулятор (106 кВт·ч) и нарастить запас хода до 680 километров. Но и стоит такая машина недешево — от 56 тысяч долларов.
Причем речь идет о комплектации… Без аккумулятора! В смысле, он в машине будет стоять, но оплачивать его придется отдельно, по подписке — как и различные функции вроде электронных ассистентов водителя. Производитель обещает поменять батарею на новую, когда ее емкость снизится до 70% от заводской — или предлагает не экспериментировать с подпиской и купить аккумулятор сразу. В случае VF8 это будет стоить 15 тысяч долларов, а для VF9 — все 19 тысяч.
Оба старших кроссовера уже продаются во Вьетнаме, а поставки клиентам из США и Европы должны начаться в ближайшее время: первые VF8 приедут уже в ноябре, а VF9 — в январе-феврале 2023-го. Кроме того, на выставке CES-2022 в Лас-Вегасе компания представила сразу три концепта перспектиивных кроссоверов — VF5, VF6 и VF7. Выглядят они почти серийными, старт производства намечен на следующий год — и именно «шестерка» с «семеркой» недавно были запатентованы в России.
Когда же нам ждать второго (или первого) вьетнамского пришествия? Официально на этот счет не поступало никаких заявлений, но выход кроссоверов VinFast на российский рынок выглядит более чем вероятным. Можно предположить даже, что их крупноузловую сборку наладят на одном из опустевших заводов — например, на калининградском «Автоторе», где как раз закончили делать Hyundai-Kia и приступили к переналадке конвейера для выпуска каких-то других машин неназванной марки. Впрочем, это пока лишь догадки, а достоверная информация наверняка появится в течение ближайших месяцев.
- В Иране представили хетчбэк на базе Peugeot. Он может появиться в России
- В России в ноябре появится новый автобренд Tank
- Китайская Hongqi представила седан H6. Он может появиться в России