В регионах стали рассылать штрафы за непристегнутый ремень. Подробности

Практика фиксировать непристегнутые ремни безопасности при помощи камер начала распространяться из Москвы в регионы. Как выяснил , первые штрафы водители уже получили в Татарстане. Информацию об этом подтвердили в местном ГБУ «Безопасность дорожного движения». Кроме того, такие штрафы приходят теперь и в Тамбове. Разработчики не исключают, что вскоре практика распространится и на другие регионы.

Как рассказали разработчики нового программного обеспечения и дорожных камер из компании «Технологии распознавания», в Татарстане с 1 июля по такой системе начали работать два камеры: одна на трассе М-7 на отрезке из Казани в Уфу, а вторая — на трассе «Казань-Оренбург». В дальнейшем количество таких камер будет расти.

В Татарстане за первые пять дней работы камер сотрудники ЦАФАП выявили более 1 тыс. автомобилей, в салонах которых находились непристегнутые ремнями безопасности люди. При этом 815 автовладельцев, как сообщили в ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана, были «абсолютно достоверно идентифицированы сотрудниками ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан» и уже получили постановления о штрафах. Первые примеры подобных фотофиксаций, на основе которых уже выписаны штрафы, есть в распоряжении редакции.

«В полном соответствии со ст. 12.6 КоАП выносятся постановления о наложении административного штрафа в размере 1000 рублей за нарушение требований п. 2.1.2 ПДД, то есть «быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями», — рассказал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана Рифкат Минниханов. — Безнаказанно игнорировать элементарное правило выживания в салоне автомобиля больше не получится».

В УМВД России по Тамбовской области уточнили, что в апреле установили один комплекс, который фиксирует в том числе и непристегнутый ремень — за это время было оформлено около 4 тыс. штрафов. Пока планов по увеличению количества таких камер на дорогах в регионе нет. Там также сообщили, что согласно законодательству, при фотофиксации наказывается именно собственник автомобиля. При этом штраф может быть оформлен только один — наказать можно только за непристегнутого водителя. В УМВД России по Тамбовской области подчеркнули, что выписать штрафы за непристегнутого водителя и за пассажира законодательство не позволяет.

Как камера понимает, что ремня нет

Наличие или отсутствие ремня на сидящих в автомобиле людях определяет нейросеть, рассказал руководитель отдела разработок Павел Шупиков из компании «Технологии распознавания». Для этого она обучалась, анализируя изображения с камер разработчика, которые установлены по всей России. Обучение происходит постоянно, но наработанная база уже позволила научиться определять основные факторы, в случае которых происходит фиксация и материалы отправляются на рассмотрение операторам в ЦАФАП. Там пристально изучают каждый материал вручную и выносят решение: пристегнут ремень у находящихся в машине или нет. Если однозначно трактовать изображение не получается, его отбраковывают.

«Чтобы информация была достоверной, нужно было набрать не менее 100 тыс. примеров изображений и вариаций непристегнутых ремней в разных ракурсах, при разном освещении и в разное время суток, — объяснил Шупиков. — Потом уже живой человек подсказывает нейросети при обработке каждого сюжета, есть на нем нарушение или нет. Так нейросеть накапливает опыт и начинает работать все точнее».

Недавнее масштабное исследование МВД России показало, что в 2016 года ремни безопасности не использовали 40% погибших в результате ДТП водителей. А в 2019 году этот показатель снизился до 19%. По пассажирам статистика практически не менялась: каждый пятый погибший пассажир ехал без ремня безопасности.

Разработчики предложили особенный подход при обработке материалов: при анализе фотоснимка происходит подсветка областей, где сидят водитель и пассажир. Даже полученные в темное время суток кадры можно оптимизировать и увидеть, где находятся ремни безопасности.

«Главная задача нейросети — найти лобовое стекло. Эта область «просветляется», и картинка становится заметно более четкой. Затем нейросеть делит салон пополам и определяет, есть ли в этих зонах человек, или нет. Она не ищет отдельно ремень, а сразу смотрит на объект целиком, определяя только два признака: есть человек в машине или нет, и, если это человек — пристегнут ли он», — раскрыл Шупиков принципы работы комплексов.

Как нейросеть понимает, что у машины левый руль

Нейросеть не определяет, с какой стороны у автомобиля находится руль, объяснили разработчики системы, которая применяется в Татарстане и Тамбове. По их словам, благодаря формулировкам КоАП этот момент оказывается не столь принципиален, и не так важно, кто именно не пристегнут — человек слева или справа.

«С точки зрения КоАП это одно и то же нарушение: и если водитель не пристегнут, и если он везет непристегнутого пассажира — выписать штраф собственнику в любом случае можно. Однако окончательные решения принимают в ЦАФАП», — сообщил разработчик дорожных комплексов и программного обеспечения для них.

При обкатке технологии разработчики и сотрудники ГИБДД обратили внимание на то, что при изучении снимков в электронном виде, программное и техническое обеспечение позволяет увеличивать изображения и досконально изучать все детали. А вот при распечатке постановлений может получиться так, что нарушение уже не так очевидно, что может вызвать у автомобилистов вопросы и сомнения.

«В ЦАФАПах решили, что будут выписывать постановления в любом случае. Так, автомобилисты могут получить более качественные снимки на портале Госуслуг, а если все равно останутся сомнения, в ГИБДД будет возможность лично продемонстрировать четкие изображения с нарушением. Все доказательная база у них будет», — объяснили в «Технологиях распознавания».

Как проверят ремень ночью

Разработчики системы назвали фиксацию ремня сезонным нарушением. Летом, когда автомобилисты чаще всего ездят в светлой легкой одежде без массивных шарфов и других аксессуаров, нейросеть может проще ориентироваться, а фотографии четко показывают, есть ремень или нет. Зимой на видимость влияют снегопады и недостаточное количество света. Эксперты предположили, что такую функцию в ГИБДД будут включать и отключать в зависимости от погодных условий.

При обработке фотоснимка происходит подсветка областей, где находятся водитель и пассажир. Таким образом даже полученные в темное время суток кадры можно оптимизировать и увидеть, где находятся ремни безопасности.
(Фото: )

Фиксаций будет больше?

Разработчики уточняют: на самом деле фиксации таких нарушений происходит гораздо больше, чем в итоге оформляется штрафов. Просто пока в работу идут самые точные снимки, при обработке которых не возникает никаких сомнений. К примеру, только одна работающая на трассе М7 камера за 7 июля обработала 12 тысяч проездов, из них 436 случаев с непристегнутыми ремнями.

Сейчас, как объясняют в «Технологиях распознавании», процент брака составляет около 30%. Это, по их оценкам, неплохой показатель. Дело в том, что пока функцию распознавания ремня добавили в комплексы, нацеленные в основном на фиксацию скорости. Чтобы ремни считывались лучше, положение и настройку камер нужно менять.

«Есть ракурсы, когда точность поднимется до 90%, например, если вешать их прямо над полосой и в хорошо освещенных местах. Но пока мы объединяем разные задачи», — отметил разработчик.

Будут ли наказывать за непристегнутого пассажира

Опрошенные юристы предположили, что пока в ГИБДД не будут рисковать, выписывая штрафы за пассажиров, и обкатают систему именно на водителях. При этом эксперты уточнили, что согласно ПДД, у водителя есть все основания получить штраф за непристегнутого пассажира с камеры.

«Водитель обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями, — считает эксперт и разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман. — Следить за пассажиром — обязанность водителя и по ст. 12.6 КоАП ответственность именно на водителе лежит ответственность за управление автомобилем, не будучи пристегнутым ремнем безопасности и за перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. Соответственно, собственник может получить штраф и за пассажира». С этим мнением согласился и юрист Дмитрий Дугин.

Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана Рифкат Минниханов сообщил, что за первые шесть месяцев 2021 года в Татарстане из-за непристегнутых ремней в ДТП погибли шесть человек и еще столько же получили тяжелые травмы.
(Фото: )

Где еще камеры штрафуют за ремень

До этого момента фиксация ремней безопасности в автоматическом режиме работала только в Москве. В столице ее запустили в декабре 2020 года, и на сегодняшний день водители получили с таких камер более 50 тыс. постановлений за непристегнутые ремни.

За пассажиров без ремней в Москве также пока не наказывают. «Камеры уже сейчас легко видят, если пассажир едет без пристегнутого ремня безопасности. Однако пока штрафы за это приходить не будут. Что никак не отменят необходимость соблюдать правила. В ЦОДД (Центре организации дорожного движения) технически готовы фиксировать такое нарушение. Дальше вопросы к непосредственным администраторам — ГИБДД. Готовы ли они штрафовать водителей за то, что их пассажиры не пристегнуты», — объяснял заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов.

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть