Трансформация ученика из драчуна во «второго директора» школы
Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное — огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом — учителем в США. пародолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова придти к детям.
«Лучшего» драчуна, чем Иванов Марат, в нашем детском доме не было и никогда не будет. Драка для него не просто драка – это поэзия жизни.
Вот так не меньше и не больше.
Никогда не забуду картину, стоящую перед моими глазами, когда прибежал в школьную рощу по зову визгливой девчонки из младшего класса.
То, что я увидел, напоминало легенды о богатырях, которыми, кстати сказать, Марат в то время увлекался.
Полукругом стояли пятнадцать или семнадцать здоровенных мужиков пьяных и злых на наш интернат. Они, перебивая друг друга, говорили примерно следующее: «Что это вы из себя представляете?! Кто вы такие, чтобы тут жить лучше нас? Кто вы такие, что не боитесь нас?».
Напротив этой колоритной толпы стоял Марат – один-одинешенек. Улыбался и был готов к сражению. Причем, он всем своим видом изображал не только готовность, но и полную уверенность в своей победе.
С трудом удалось успокоить разъярённых колхозников, припугнув их милицией. Сложнее оказалось увести Марата, который не на шутку опечалился от того, что отняли у него возможность «отличиться». Убедило его уйти напоминание о том, что мы уже имели возможность видеть его в драке с пятью хулиганами – обидчиками нашего интерната. Их тогда увезли: кого в больницу, кого в милицию. Разумеется, сам Марат тоже три дня отлёживался весь в бинтах.
Иванов Марат непременно стал бы «Д,Артаньяном», родись он на пятьсот лет ранее. Но, никуда не денешься – пришлось жить в конце двадцатого века.
Подобных парней в нашем детском доме оказалось предосточно. Другого способа для организации воспитательной работы с ними я не нашел, как только пригласить в школу тренера по карате. Среди нескольких популярных мастеров этого вида спорта, выбор пал на тренера, который оказался романтиком и немного «не от мира сего», искренне веривший в философию Будды. Как раз то, что нужно для наших «мечтателей приключений».
Тренер быстро «окунул» романтичного драчуна и ему подобных в мир чести и справедливости. Участники этого мира учились бороться за эти принципы.
Мы жили в мирное время и бороться, в прямом смысле, не приходилось с какими-то врагами. Но, демонстрировать порядочность – было добродетелью. Тренер умело направлял ребят на «подвиги».
Вскоре учащиеся избрали Марата своим лидером, поручив ему самый ответственный в школе пост руководителя ученического самоуправления. Эта должность у нас наделялась «небывалыми» полномочиями. Марат стал «вторым директором» школы. Работы и обязанностей у него оказалось предостаточно и энергии забирало невероятно.
Трудно ответить, что именно сыграло ключевую роль: или занятия карате, или пост руководителя. Я думаю, что гармоничная комбинация этих двух составляющих. Марат стал совершенно другим человеком. Драки прекратились. Их было достаточно на тренировках. А проявлять свою значимость в руководстве – уж куда более.
…Прошли годы. Теперь Марат Иванович Иванов работает учителем и воспитателем. Нет более терпеливого педагога в нашем крае. Самого нерадивого научит и перевоспитает, самому ленивому привьет навыки и мастерство, у самого несдержанного разовьет самообладание. У него двое детей, которые оканчивают педагогический университет и уже успели зарекомендовать себя на педагогической практике талантливыми учителями.