Такая разная инклюзия

Отсутствие в образовательном учреждении условий для инклюзивного образования — не повод для отказа в обучении родителям ребенка с ОВЗ, заявила в ходе прошедшей сегодня всероссийской научно-практической конференции по инклюзивному образованию профессор Казанского инновационного университета Дания Ахметова. По ее словам, инклюзия — это когда дети с особенностями здоровья «растворяются» среди сверстников в социуме. Между тем, учителя все громче говорят о своем нежелании принять в класс особого ребенка, ссылаясь на отсутствие специальных условий и специальной подготовки. Родители обычных детей все чаще не хотят, чтобы в классе вместе с их детьми учились дети с особыми образовательными потребностями. Мы собрали комментарии разных людей об их представлении инклюзии, и вот что у нас получилось.

Как видят инклюзию педагоги 

Инклюзивность — первый гвоздь в крышку гроба российскоо образования

Инклюзия не делает всех детей включёнными в процесс образования, а лишь усложняет и рушит и без того хрупкую систему, сложившуюся в школах, пишет учитель из школы Нижнего Тагила. По его мнению, попытка включения детей с ОВЗ в стандартный классный коллектив в большинстве случаев заканчивается одним из трех вариантов (либо тремя одновременно):

1. Коллектив от наличия таких детей начинает рушиться в плане дисциплины и успеваемости (так как учащиеся начинают копировать манеру поведения и отношение к учёбе у особого ребёнка) 

2. Педагог не выдерживает сложностей работы с такими детьми и не может уделять им в ограниченное учебное время особое внимание,

3. Ребёнок с ОВЗ не выдерживает нагрузки и не справлятся с учёбой или мешает учиться остальным.

По словам учтеля, для обучения особых детей необходимо привлекать специалистов, но им нужно платить за труд, причём в значительной степени больше, чем  за труд учителей обычной школы.

Оплачивать что-то и вкладывать в действенное развитие системы образования, решая её главные проблемы, никто не хочет и не будет. Гораздо проще впихнуть детей с ОВЗ в общий класс и обязать педагога и школу создать все необходимые условия для полноценного обучения таких детей с учётом всех их особенностей.

Как правило, «за» инклюзию выступают специалисты и педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и создавшие в образовательном пространстве условия, в которых комфортно всем детям. Но таких меньшинство.

Инклюзия глазами разных родителей

Родители обычных детей не хотят, чтобы в классе вместе с их детьми учились дети с особыми образовательными потребностями. Инклюзия в школе — несправедливое решение по отношению к здоровым детям, это большая нагрузка на их психику, жизнь, считают они.

Инклюзия —  это  не особые условия, а такие, которые подходят всем, считают родители, воспитывающие в семье ребенка с ОВЗ. 

Инклюзию нельзя навязать, если это инклюзия.Это как здоровый образ жизни: либо ты понимаешь, что это необходимость, либо придумываешь себе оправдания…(Anna Ulyanova-Samoylova). 

По мнению Анны, инклюзия — это среда для всех. Это пандусы, которые предназначены не только для инвалидов, но и «для мам с колясками, для бабушек с тележками для продуктов, для покупателей с продуктовыми тележками, для людей с тяжёлыми чемоданами». А учителей нужно готовить к работе с детьми с разными образовательными потребностями.

Обучать работе с детьми с ОВЗ необходимо всех учителей изначально и в обязательном порядке..Тогда не будут учителя орать на детей в школах, рукоприкладствовать и истерить! И в ужасе хвататься за голову, что «посадили в класс инвалида»тоже не будут! Да, за сложность нужно будет учителям платить дополнительно, но это того стоит!

Вообще, для каждого ребёнка нужны особые условия, уверена мама пятерых дочек Елена Кучеренко, потому, что все дети — они же разные, и к каждому нужен подход. «Тогда каждый в этой жизни найдёт своё место. А система образования такая, какая она есть сейчас, губительна и для обычных детей. И для учителей. Все держится на отдельных талантливых педагогах, которые, слава Богу, ещё есть», — считает она.

Инклюзия — это когда дети с ОВЗ «растворяются» в социуме. Взгляд чиновника и учёного

По мнению профессора Казанского инновационного университета Дании Ахметовой, инклюзия — это когда дети, имеющие ограниченные возможности здоровья,  «растворяются» в социуме.

Мои коллеги ездили в Дюссельдорф и сказали, что не видели там детей [с ОВЗ] в школах. Так это же замечательно. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, должны «раствориться» среди своих сверстников, в социуме, интегрироваться, тогда это и будет инклюзия.

Понятие «иклюзия» станет нормой жизни и уйдет из обихода,  уверена начальник Управления профессионального образования Министерства науки и образования Татарстана Анна Сидоренко. По ее мнению, нужно уметь взаимодействовать с человеком независимо от его физических ограничений: «Если есть ограничения по слуху, мы должны уметь общаться с человеком, чтобы наш сосед чувствовал себя хорошо».

Что для немца хорошо, то русскому непонятно

Мне кажется, 90 процентов населения нашей страны никогда не поймет, о чем речь. Потому что эта идея для них настолько необъяснимая, дикая, как, например, брак белого и афроамериканца в конце 50-х годов: мозг не готов принять хотя бы настолько, чтобы вникнуть (Александра Либера).

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть