Стратегическую роль Северного морского пути в новых условиях обсудят на ВЭФ-2022
6 сентября 2022 года в рамках деловой программы VII Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке с 5 по 8 сентября, состоится деловая сессия «СМП: быстрее, надежнее, эффективнее», посвященная роли Северного морского пути в текущих геополитических и экономических условиях. Участники сессии обсудят перспективы запуска круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП), создание инфраструктуры для его устойчивой работы как национального морского транспортного коридора между Дальним Востоком и европейской частью страны.
В дискуссии примут участие заместитель председателя правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов; первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов; статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов; Министр иностранных дел Австрийской Республики в 2017-2019 годах Карин Кнайсль; генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев и председатель совета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» Андрей Северилов. Модератором сессии выступит директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
Важной перспективной задачей развития Дальнего Востока и Арктики является создание необходимой инфраструктуры для обеспечения регулярной круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В целях устойчивого роста арктического судоходства, наращивания грузового транзита и повышения эффективности экспортных логистических маршрутов Правительством Российской Федерации утвержден план развития СМП до 2035 года. В рамках исполнения поручения Президента и решения Правительства в контуре управления Госкорпорации «Росатом» создано ФГБУ «Главное управление Северного морского пути», ответственное за управление судоходством по СМП.
Вместе с тем тональность в круглогодичном функционировании СМП задают масштабные проекты крупнейших предприятий с перспективной консолидированной грузовой базой в 200 млн тонн и возможность сделать его полноценной альтернативой Суэцкому каналу, сократив более чем на 30% морской путь из Европы в Азию.
Тесная кооперация государства и бизнеса будет способствовать повышению экономической привлекательности маршрута, укреплению безопасности в регионе, а также разгрузит железнодорожный Восточный полигон.
«Большое значение в суровых условиях СМП приобретает выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную ледовую обстановку. К сожалению, сейчас количество и периодичность обновления снимков с иностранных спутников совершенно недостаточны для обеспечения судов оперативной информацией о ледовой обстановке. Поэтому требуется группировка российских космических аппаратов дистанционного зондирования земли, работающих в оптическом, инфракрасном, радиолокационном диапазоне, которые обеспечивали бы необходимое разрешение снимков и которые могут вести съемку особенно важных и наиболее сложных для круглогодичной работы участков акватории Северного морского пути: Восточно-Сибирского моря, пролива Лонга, района севернее и восточнее острова Врангеля», – говорит заместитель председателя правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов.
«В план запуска и развития круглогодичной работы северного транспортного коридора заложены обязательства как со стороны грузоотправителей, которые гарантируют объемы, так и со стороны государства — о создании необходимой инфраструктуры. Отдельный раздел плана посвящен развитию ледокольного флота и объединяет возможности верфей, заказ и будущие объемы: согласно документу, будет построено не менее восьми ледоколов, причем два ледокола уже выпущены, а третий будет готов к концу текущего года. Кроме того, это и развитие безопасности на трассах СМП, и рост спутниковой группировки, усиление метеорологического прогнозирования и так далее», — рассказал первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
«Сейчас для СМП строится 37 судов. Два атомных ледокола работают, три в постройке. Если говорить о строительстве атомных ледоходов, то здесь технологический суверенитет достигнут на 90%. Ждем финансирования на последующие. Закладывать новые суда нужно здесь и сейчас, так как остаются шансы на то, что Севморпуть будет выполнять функции международного транзита», — статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.
«Санкции обостряют значение Северного морского пути как внутреннего транспортного коридора. БАМ и Транссиб очевидно перегружены, и у страны вряд ли будет возможность построить адекватную железнодорожную сеть, кратно расширить ее в ближайшее время. А в Арктике уже многое сделано. Транспортный коридор обладает огромным потенциалом для наращивания грузопотока в рамках транзита и экспорта из Азии в европейскую часть России и обратно», – считает генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.
«Многое еще неясно по развитию ситуации с санкциями, но то, что объем нашего экспорта значительно будет расти на Восток, – это факт, который не вызывает ни у кого сомнений. Значит, надо развивать восточный сектор Арктики – самый трудный с точки зрения ледовой обстановки, проводки, отсутствия многих нужных береговых объектов», – поделился специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
Всего в программу VII Восточного экономического форума включено более 90 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии, круглые столы и бизнес-диалоги. Тема Форума — «На пути к многополярному миру». Подробная информация о деловой программе ВЭФ-2022 — на официальном сайте. Организатор Восточного экономического форума – Фонд Росконгресс.