Смартфоны в школе: за или против?
Недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с предложением запретить мобильные телефоны в школах. Вопрос о гаджетах в школе нет-нет да и всплывает на поверхность в последние годы. И настроения здесь подобны маятнику: от абсолютной вседозволенности до категорического запрета. Но так ли страшен смартфон, как его малюют?
Конечно, речь не идёт о том, чтобы школьник проводил время на уроке, расстреливая свиней злыми птицами, или листая картинки в соцсетях. Всё же делу время, а потехе – отведённый для этого час.
Среди недостатков смартфонов в школе можно отметить то, что дети уделяют им слишком много внимания на переменах. Вместо того чтобы играть и общаться (то есть выстраивать социальные связи), ученики «зависают» в играх и соцсетях. Зачастую компания ребят собирается вокруг одного ребёнка и смотрит, как он играет в телефон, но назвать это полноценной коммуникацией нельзя. Для профилактики подобных случаев хорошо, если педагог предлагает детям какой-либо вариант досуга на перемене. Но будем честны, сработает это только для младших школьников, с теми, кто постарше, этот номер вряд ли пройдёт.
Другая проблема, с которой приходится столкнуться, когда школьник приносит телефон в школу – социальное неравенство. Обладатели смартфонов последней модели и внушительного ценника автоматически становятся круче чем те, у кого телефон попроще. И это в корне неверно: дети получают авторитет не за счёт знаний или моральных качеств, а благодаря тому, что родители сделали им дорогой подарок. В этом случае будет правильным, если школьнику объяснят (в первую очередь, в семье), что гордиться навороченным телефоном и считать остальных хуже себя нельзя, потому что реальной заслуги самого ребёнка здесь нет.
Однако тотальный запрет на использование любых гаджетов, в том числе и смартфонов, в школе может привести к обратному результату: мотивация ученика не повысится, а, напротив, упадёт. Потому что когда гаджеты изгоняются из школы, между ней и «внешней» жизни возводится стена. Получается, что современные технологии могут использоваться только для развлечения, им нет места в школе. Но ведь именно в стенах образовательного учреждения закладываются основы будущей жизни, формируются определённые умения, почему бы и не воспользоваться теми преимуществами, которые предлагает цифровая эпоха?
Далеко не все школы оснащены по последнему слову техники, а благодаря смартфонам, которые сейчас есть у всех, можно задействовать весь класс. Кроме того, технологии развиваются очень быстро, и сейчас можно выбрать очень хорошие бесплатные или недорогие программы.
Мировой опыт BYOD (аббревиатура от “Bring your own device” – “принеси свой гаджет”) говорит о том, что телефоны надо не отбирать, а загружать работой во время урока. Если учителю не получается воспрепятствовать цифровой революции, то надо её возглавить. В помощь учителю образовательные онлайн-платформы, у которых есть мобильная версия.
Например, наш цифровой образовательный ресурс ЯКласс располагает огромной базой заданий (более 1,6 трлн) и теоретического материала. Зайти на сайт можно как с компьютера, так и с телефона. Доступ в режиме 24/7 позволяет получить доступ к знаниям в любой момент. Допустим, ребёнок пропускает урок, потому что сидит в очереди к врачу в поликлинике. Одноклассники пишут ему тему урока, и школьник может зайти со смартфона на ЯКласс и самостоятельно изучить материал – в мобильной версии есть доступ ко всей теории, размещённой на платформе.
Пример теории из раздела «География» (5 класс)
Другой вариант – если ученик выполнил все задания быстрее одноклассников и теперь скучает, да ещё и отвлекает других. В таком случае можно предложить ему самостоятельно выполнить несколько упражнений на ЯКласс через телефон. Здесь можно возразить: «Но он же будет списывать! Зашёл в поисковик и нашёл ответ». Безусловно, есть и такой вариант. Но в этой ситуации сыграет свою роль доверие учителя к ученику, которому разрешили поработать самостоятельно. Это же замотивирует и других школьников делать упражнения качественнее и быстрее, чтобы тоже позаниматься на онлайн-платформе. Завершить такой урок можно совместным выполнением заданий из базы ЯКласс, например, с помощью интерактивной доски.
Пример задачи из раздела «Физика» (9 класс)
Споры о смартфонах в школе, скорее всего, не утихнут ещё долго. Но если руководствоваться изречением Горация «Мера должна быть во всём», то телефоны в образовательном процессе станут и для ученика, и для учителя подспорьем, а не отвлекающим фактором.