Роль домашних животных в воспитании эмпатии
С давних пор кошки и собаки верой и правдой служили человеку. Мир поменялся, и сейчас люди нередко заводят домашних животных, чтобы чувствовать рядом живую душу или научить детей эмпатии и ответственности. Животные дарят человеку массу эмоций, формируя высокие моральные качества — доброту, сострадание, сопереживание, любовь.
Человек и эмпатия
Эмпатия – это сопереживание. Человек, склонный к эмпатии, уважает и понимает других, готов прийти на помощь.
Сопереживание — это попытка поставить себя на место другого и понять, что именно он чувствует. При этом можно сочувствовать – то есть переживать те же чувства, осознавать значение событий и находить аналогии похожих ситуаций, понимать последствия тех или иных действий. Эмпаты всегда внимательны к окружающим, неконфликтны, то есть легки в общении.
Эмпатия начинает формироваться в раннем детстве, когда малыш проявляет способность распознавать чувства других людей, радуясь и огорчаясь вместе с ними. «Пожалей маму, ей больно…», — говорят старые люди внукам и учат проявлять сопереживание. Если отойти от понятия «жалость», то в принципе, действия верные.
Сталкиваясь с подростками, склонными к жестокости и неспособными к сочувствию, мы понимаем, что время воспитания эмпатии упущено. Что-то пошло не так в воспитании, если вокруг нас масса злых, агрессивных и равнодушных людей. Исправить взрослых уже невозможно, а вот научить детей и подростков сопереживанию можно, и роль домашних животных в этом очень значимая.
Как животные учат эмпатии
Положительное воздействие домашних животных на психику ребенка трудно переоценить. Все виды воспитания активизируются при появлении животного в доме: нравственное, умственное, трудовое, физическое, эмоциональное. Но в большей степени животные влияют на процесс взаимодействия маленького человека с окружающим миром, ломая враждебность и устанавливая коммуникации.
Все дело в том, что детям свойственно приписывать животным человеческие качества. Дети обращаются к животным как к друзьям, доверяют свои секреты, жалуются на жизнь. Кошка и собака всегда выслушают и поймут, это очевидно по их реакции: лизнуть руку, положить голову на колени, прижаться к маленькому хозяину. При этом их отличает надежность – они никогда не «сдадут» и не наябедничают. Ребенок может полностью доверять четвероногому другу даже самые откровенные тайны. Наружу выходит масса эмоций, иногда очень негативных.
Так животные становятся мощным оружием против стресса.
Постоянное общение с животными позволяет детям усвоить навыки невербального общения: смотреть в глаза, понимать эмоции. Ребенок учится доставлять радость своему другу и при этом радоваться самому. Он слышит, как скулит щенок, когда скучает и торопится домой, угощает чем-то вкусным и радуется, что животному нравится. Дети переживают, когда животные болеют, помогают лечить их и понимают, что это необходимо, радуются выздоровлению.
По поведению четвероного друга легко понять, что ему действительно, нравится, а что доставляет дискомфорт. Животные не умеют врать и притворяться, они искренни, и ребенок получает подтверждение или отвержение своих мыслей, часто озвученные взрослыми:
- смотри, как он прижался к тебе, не хочет уходить, потому что любит;
- ему понравилась новая игрушка, смотри, как он с ней весело играет;
- если он не ест, значит, не голоден, не нужно заставлять;
- он не хочет сейчас играть, поэтому убегает от тебя и прячется;
- он пищит, потому что ему больно, прекрати так делать;
- собака заболела, потому что кто-то накормил его неправильной едой: не все, что едят люди, можно давать собаке, даже если она просит.
Простые навыки понимания окружающих осваиваются в общении с животными. А еще приходит осознание того, что у других могут быть собственные желания и чувства. Ребенок растет часто с пониманием себя как центра вселенной, так как окружающие его близкие подчинены его желаниям и потребностям: играют с ним, читают книги, кормят, гуляют. Никто никогда не делает ему больно, а свои негативные эмоции взрослые стараются прятать от малыша. Ребенок неспособен сопереживать кому-то, так как ему не предоставляли такую возможность.
Общение с животными не всегда очень гладкие. Котенок может оцарапать, и тут же возникает вопрос «почему». Значит, ты виноват. Ты сделал что-то не так, животное просто так не проявит агрессию. И вот появляется осознание своей вины.
Животные обладают удивительным свойством любить безусловной любовью. Им неважно, какой ты, как учишься, кем хочешь стать. Они любят искренне и верно. И плохое настроение корригируется радостной встречей.
При этом общение с животным требует проявления заботы: проверить наличие воды в миске, вовремя покормить, выгулять, поиграть, сменить содержимое лотка. Так ребенок учится понимать, что просто любоваться окружающим миром – это очень мало. Нужно уметь заботиться об окружающем. Кстати, это требует определенных трудовых действий и дисциплины.
Животные спасают от одиночества, помогают снять психологическое напряжение. Общение с ними предполагает тесный телесный контакт: их можно погладить, потискать, поиграть, что очень сближает.
Детям свойственна эгоцентричность — они не могут представить себя на месте другого человека, не могут в полной мере понять чужие чувства. Животные, оповещая о своих потребностях и настроении, издают звуки, по-особому двигаются, жалобно смотрят, и дети учатся понимать их без слов, и не только их — они начинают внимательнее относиться к окружающим.
«Братья наши меньшие» обогатят общение в семье, наполнят дом пониманием и заботой. А главное — научат ребенка сопереживать.
Светлана Садовникова
Фото с сайта natalyland.ru