Раскованность или распущенность? Нормы поведения подростков

Раскованность – способность легко и непринужденно чувствовать себя в межличностном общении; это- уверенность в себе и отсутствие комплексов. Раскованность позитивна и притягательна.

Распущенность – это стремление поступать по своей прихоти, идти на поводу своих желаний, получать удовольствие, невзирая на дискомфорт окружающих. Распущенность вульгарна и отвратительна.

Распущенность от раскованности отличается и возможным вредом, который подросток может причинить окружающим или самому себе.

Оскорбление прохожих – это распущенность, танцы посреди улицы – раскованность, даже если родителям это и кажется чем-то из ряда вон выходящим.

Раскованность отличает уверенного в себе человека, свободного от общественного мнения. Но подростки такими бывают крайне редко, как раз потому, что их самооценка только начинает формироваться, они до конца не понимают, какие они, на что способны. Кажется, что протестным поведением они стремятся нарушить все мыслимые и немыслимые законы и правила, нередко вызывая стыд и сожаление у родителей.

Правила и понятие нормы – как раз то, в чём несформировавшаяся личность в переходном возрасте как раз остро нуждается. Потому и проверяет на практике, что ему можно, а что – нельзя.

Пока человек растет, необходимо прививать ему лучшие привычки: если у ребёнка чётко сформировано, что хорошо/плохо, распущенность в его поведении вряд ли проявится.

Друзья

До наступления переходного возраста дети оценивают себя, ориентируясь на мнение родителей, после – сверстников, которые становятся всё более авторитетны. Именно их уважение подросток и пытается завоевать, совершая безрассудные поступки, будто говоря: «Смотри, что я могу сделать!» И если его окружают дети, не признающие общественно-моральных норм, то в приоритете у тинейджера будут распущенность и потенциально опасные поступки.

Было бы неплохо ещё до наступления переходного возраста позаботиться о том, чтобы у ребёнка был надёжный круг общения. Искусственно пытаться познакомить и подружить его с детьми своих знакомых бессмысленно, потому что у них может абсолютно не быть точек соприкосновения – общих интересов и тем для бесед, похожих увлечений и даже схожести характеров.

Для этого нужны кружки по интересам и спортивные секции. Именно там формируется естественный круг общения детей, которые изначально имеют много общего, интересуются друг другом и готовы оказывать взаимную поддержку. Они скорее оценят реальные таланты друг друга, чем аморальные поступки.

Но даже если у ребёнка нет никаких специфических способностей, он не посещал кружки и секции, у него нет сформированной компании, избежать плохого влияния возможно. В идеале компанией могут быть родители, понимающие и поддерживающие.

«Если установлены доверительные отношения в семье, если принято прислушиваться к мнению подростка, принимать его чувства, — то это само по себе уже является достаточной основой для самоуважения, – оценивает ситуацию психолог Анастасия Вялых. – И тогда ребёнку в гораздо меньшей степени нужно будет самоутверждаться за счёт других или подвергать себя опасности».

Научите подростка самоутверждаться

То, что поступки подростков противоречат нормам морали или даже закону – скорее случайность, чем намеренное желание всем вокруг навредить. Если бы подросток умел самоутверждаться благовидными поступками, он наверняка делал бы это. Но пока он не умеет.

Хорошо, если в школе детям начиная с 6-7 класса предлагают принимать участие в самоуправлении, вести активную социальную жизнь.

Театральные постановки и танцевальные шоу, концерты и конкурсы – всё это поможет ребёнку получить признание и похвалу, не нарушая норм поведения. Ведь главное, чего добивается подросток асоциальными поступками – стать заметным и уважаемым.

Но если ситуация уже вышла из-под контроля, простой поход в театральную студию не покажется «достаточно крутым» подростку, попробовавшему нечто по-настоящему запретное. Родителям стоит оценить, что могло бы считаться у сверстников ребёнка по-настоящему «крутым», но при этом не вредящим ему самому и окружающим.

Таким занятием могут стать, например, экстремальные виды спорта. Но психолог Анастасия Вялых обращает внимание, что активные занятия переключат внимание подростка только при «лёгких» формах нарушений в поведении, и только при условии, что отношения подростка с родителями доверительные.

«Здесь важно учитывать, что, если подросток чересчур увлекается видами спорта с повышенной травмоопасностью, может возникнуть зависимость от самой опасности, от притока адреналина, – заключает психолог Анастасия Вялых. — И это также должно быть сигналом для родителей о внутреннем неблагополучии ребенка.

Поэтому в любом случае стоит проявить внимание к его реальным потребностям и актуальным чувствам. Это поможет установить с ним доверительные отношения, в которых нет перекоса как в сторону чрезмерного контроля, так и в сторону вседозволенности».

Стоит помнить главное: если контролировать каждый шаг подростка и силой пытаться сделать его «нормальным», то свою порцию распущенного, неправильного, выходящего за рамки поведения он всё равно получит. Только уже не в 15 лет, когда курение в школьном туалете обычно ничем серьёзным не заканчивается, а, например, в 20-25, когда в ночном клубе ему предложат попробовать наркотики. Вовремя пережив бунт, повзрослевшему сыну или дочке уже не понадобится самоутверждаться такими дикими и саморазрушительными способами.

Мария Степанова

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть