Пути к современному образованию
Традиционная школа, идеи которой были высказаны ещё великим Яном Амосом Каменским около 400 лет назад и реализованы в последующее время, кратко можно описать так:
1. Классно-урочная система,
2. Традиционный перечень изучаемых предметов,
3. Упор на сообщении и усвоении учениками определённых знаний: языки, математика, физика, химия, биология, история, обществоведение и ряд других.
Эта традиционная школа в последнее время подвергается жёсткой критике прежде всего потому, что выпускники школы оказываются совершенно неподготовленными к жизни, к современному производству, к решению повседневных задач. Огромные вложения в современную школу дают очень скромную отдачу. Школа нуждается в коренном реформировании.
Реформа первая — индивидуальный подход
Об индивидуальном подходе к каждому школьнику говорят уже давно, но реализация этого требования представляет огромные трудности, требования к учителям возрастают многократно, и поэтому индивидуальный подход остаётся на бумаге. При существующей системе он просто невозможен. Однако он становится вполне возможен в новой системе, о которой будет сказано далее.
Реформа вторая — от мозаичности знаний к системности, четкой организованности и компетентности
Если распросить обычного выпускника школы через год-два после окончания школы, что он помнит из школьной программы, он назовёт несколько отрывочных сведений по нескольким предметам, которые не представляют для него никакой ценности. И прежде всего потому, что эти знания ему в обыдненной жизни совершенно не нужны. А то, что не используется, быстро забывается. Предметы, которые проходят в школе, практически не связаны между собой, они носят мозаичный характер. Попытки некоторых преподавателей связать эти знания, практически ничего не меняют. Кроме того, эти знания носят теоретический характер, использование их на практике только предполагается. В последнее время говорят о компетентности, которая предполагает не только изучение , но и использование знаний на практике, но и это пожелание остаётся пожеланием.
Индивидуальный подход как фундамент образования
Прежде всего, коренной реформе или пересмотру необходимо подвергнуть ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. Причём, нужно отделить цели декларируемые и цели реальные. В настоящее время цели образования реальные состоят в изучении каждым школьником школьной программы и получении удовлетворительных оценок на экзаменах. Личность школьника, её формирование, развитие, интересует педагогов постольку, поскольку она проявляется в его ответах по различным учебным предметам.
В существующих условиях школа практически воспитанием школьников не занимается. Для этого в школе нет ни специалистов, ни примеров для подражания, ни специальных методик. Считать классные часы, проводимые классным руководителем, воспитанием, будет большой натяжкой.
Но важно не только обеспечить правильное воспитание каждого ученика в стенах школы. Важно научить его работе над собой и постоянному самосовершенствованию. А это – сложнейшая задача, с которой обыкновенный педагог справиться не может. Да такую задачу школа в настоящее время и не ставит. А ведь именно такая задача прежде всего должна стоять перед современной школой — не просто воспитание, а привитие привычки у каждого ученика к постоянному самосовершенствованию, к постоянной работе над собой. И в обеспечении этого процесса и состоит на наш взгляд, фундамент современного образования. Проблема получения знаний в школе важная, но не главная, тем более, что в последнее время, в связи с созданием интернета, любые знания становятся доступными каждому желающему.
Как же обеспечить реализацию поставленной цели, как создать фундамент образования, то есть привить каждому школьнику привычку к постоянной работе над собой? Причём, очень важно, чтобы цели, которые школьник ставит перед собой были позитивными, не эгоистичными, а духовными, человеческими. Эта задача ещё никогда не ставилась перед школой, и поэтому на ней нужно остановиться очень подробно.
1. СПЕЦИАЛИСТЫ
Для обеспечения построения нового фундамента школы нужны особые специалисты. Это люди, владеющие психологией, и её разделом – формирование личности ребёнка и подростка. Это специалисты по развитию личности должны обладать личными данными, харизмой, быть безусловными авторитетами для каждого своего подопечного. В новой школе среди учителей они тоже должны обладать огромным авторитетом, иначе их труд не будет эффективен. Особенностью труда этих людей в том, что они, изучая процесс формирования личности каждого школьника, воздействуют на него, вносят в него определённые изменения, которые ведут к тому, что процесс развития идёт по оптимальному маршруту. В специалисте данного профиля должен сочетаться аналитик с воспитателем и организатором интересных занятий и тренингов. В настоящее время таких специалистов не готовят. Значит нужно организовать подготовку специалистов нового типа.
2. ОПРОСЫ, БЕСЕДЫ, ЗАНЯТИЯ И ТРЕНИНГИ
Опишем процесс работы специалиста со школьником. Перед поступлением в школу к школьнику в семью приходит специалист и проводит подробный опрос, в котором выясняет состояние здоровья будущего школьника, его интересы, желания, особенности темперамента, характера, уровень развития, словарный запас, и другие важные характеристики. После обработки результатов опроса, специалист даёт рекомендации родителям, как в оставшееся время подготовить ребёнка к школе.
Школьные занятия уже с начала учебного года строятся следующим образом. Дети приходят в школу и на школьном дворе делают зарядку. Зарядка продолжается примерно четверть часа. Школьникам даётся задание: за месяц выучить упражнения и по утрам выполнять из дома после сна. После зарядки обязательно принимать душ и чистить зубы. После того, как дети научились делать зарядку дома, школьная зарядка усложняется.
После зарядки на школьном дворе дети расходятся по классам и начинаются уроки. О содержании уроков мы поговорим позже, а сейчас поговорим о групповых тренингах, которые проходят между уроками. Заметим, что предмета «физкультура» в школе нет. Вместо этого каждый ребёнок выбирает спортивную секцию и занимается любимым видом спорта.
Ежедневно один урок посвящён психологическим и учебно-педагогическим тренингам. На групповых тренингах тренируется память, умение владеть своими эмоциями, тренинг позитивного мышления, произнесения речей, выступления, умения вести себя в обществе, умения постоять за себя и т.д. Некоторые занятия проводятся отдельно между мальчиками и девочками для воспитания мужественности и женственности.
Кроме групповых тренингов каждый школьник ежедневно выполняет индивидуальные тренинги, исправляя свои недостатки и тренируя качества, которые ему понадобятся в выбранном деле.
Начиная с 8 лет каждый школьник в обязательном порядке ведёт личный дневник. Дневник можно вести и в компьютере. Записи в дневнике делятся на три части. Первая – план работы на следующий день и записи о его выполнении. Если намеченное на определённый день задание не выполнено, оно переносится на следующий день.
Вторая часть – описания интересных событий, свои мысли по поводу и т.д. Иногда такой дневник назвают журналистским или писательским.
Третья часть — планы на длительное время, работа над собой по исправлению недостатков, итоги тренингов, степень выполнения обязательств, итоги движения к цели и т.д. Записи в третий отдел дневника нужно делать еженедельно, но можно и чаще.
Первые несколько лет работа в личном дневнике делается под контролем специалиста. После того, как заполнение личного дневника станет потребностью школьника, контроль можно несколько ослабить.
Кроме тренингов, специалист проводит со своими подопечными важные беседы на такие темы: как искоренить свой эгоизм, что такое доброта, отношения с родителями и друзьями и т.д.
Разбираются конкретные поступки школьников, даются советы, как лучше поступать в той или иной ситуации. В качестве практического занятия организуется день рождения одного из школьников и после него разбираются события и поведение гостей и хозяев.
Специалист обучает школьников работе над собой и постоянному самосовершенствованию. Этот процесс продолжается до окончания школы. Отметим, что при освоении методик школьником, контроль за ним ослабляется.
Что и как изучать в школе
Разумеется, кроме знаний и навыков о работе над собой, каждый школьник должен получить знания об окружающем его мире и определённые знания о себе. Многие из изучаемых знаний должны изучаться на уровне компетенций, то есть ученик должен уметь применять полученные знания для решения практических задач. Задача выбора материала для изучения непроста.
Изучая предметы разрозненно, как это происходит сейчас, в голове у школьника остаётся мозаика знаний, не связанных между собой, и эта мозаика быстро забывается. Именно поэтому процесс изучения окружающего мира должен строиться в виде СИСТЕМЫ, то есть так, чтобы все изучаемые знания были связаны между собой и представляли единое целое.
Автор предлагает ввести в школьные программы курс «СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», который даёт представление обо всех знаниях и о природе этих знаний. Дадим краткое представление об этом курсе.
Все человеческие знания можно разделить на три группы: Знания об объектах, знания о процессах(событиях) и знания о технологиях.Объект – это некоторый предмет, который можно зафиксировать ( солнце, лист, буква, мысль и т.д). Процесс – это изменения в одном или нескольких связанных между собой объектах(гроза, движение планеты, химическая реакция и т.д).
Технология — это описание последовательности операций над объектами, приводящая к заданному результату. Технология выполняется людьми, либо производится автоматом, изготовленным людьми.
Наибольший интерес, естественно, вызывают объекты, ибо два других вида знаний используют объекты в качестве основы. Итак, все знания об объектах окружающего мира можно разбить на три группы:
Знания о природе, начиная со Вселенной, как включающей весь материальный мир, и кончая самой малой из известных частиц материи.
Знания о человеке и объединениях людей.
Знания о культуре. В данном случае под культурой понимается всё, созданное человеком и группами людей.
Итак, Природа, Человек, Культура –это триада, стоящая на вершине пирамиды всех знаний об объектах окружающего мира. Далее каждый из объектов можно представить в виде иерархии подсистем знаний. Например Природа – это Вселенная, которую удобно представить, как Космос, а затем, для удобства разбить на две составляющие – Землю и Космос без Земли(хотя космос чаще удобно рассматривать, имея Землю в его составе). Но Землю мы выделяем из Космоса,потому что знания о ней значительно превосходят знания о космосе.
Далее объект Земля может быть представлен в виде 7 составляющих:
1. Земля, как геометрическое тело – шар, с его размерами, центром, радиусом и другими характеристиками.
2. Земля, как физическое тело, с её физическими характеристиками – массой, весом, плотностью, скоростями вращения и перемещения вокруг Солнца, полями и другими характеристиками.
3. Земля, как химическое тело, состоящее из соединения веществ разного рода, из связанных между собой атомов и молекул и их производных.
4. Земля как геологическое тело, представляющая интерес для геологов – с её залежами полезных ископаемых и других соединений.
5. Земля, как географический объект – горы и плоскогорья, равнины и леса, океаны и моря, реки и озёра – в общем, предсталение о Земле даёт географическая карта.
6. Земля, как биологический объект, вернее, как место обитания различных микроорганизмов, растений, животных и человека.
7. Учитывая проживание на Земле людей и созданных государств и поселений, можно представить Землю политической картой, а также
расположенными на её поверхности места проживания людей.
В свою очередь Космос можно представить в виде огромного множества галактик с мириадами звёзд, вокруг которых вращаются миллиарды планет. Впрочем, знаниями о космосе занимается Астрономия, эта наука изучает характристики Космоса достаточно подробно, и мы на этом останавливаться не будем.
Перейдём к человеку и объединениям людей. Прежде всего, человека можно рассматривать, как биологический объект. Эту часть знаний представляет курс анатомии и физиологии человека или биологии человека.
Человек – это также психологический объект, с его сознанием, памятью, чувствами, мыслями, интеллектом, характером и другими характеристиками.
И, наконец, человек всегда находится среди людей, и совокупность знаний об отношениях человека с другими людьми изучается социальной психологией.
Говоря об объединениях людей, стоит выделить семью, клан,племя, нацию, народ, страну и государство и различные объединения людей.
Кроме основных разделов знаний о человеке и объединениях людей, можно выделить также такие разделы, как этику, право, мораль и другие, которые можно отнести также к культуре.
Перейдём культуре. Культура – в общем смысле всё, созданное людьми. Это прежде всего, языки общения, и созданные на их основе литература и искусство. Это созданные людьми овбычаи и традиции, образ жизни различных групп людей, системы проживания , питания, поведения, занятия, виды труда и отдыха.
Большой пласт знаний – это научные знания обо всём, что окружает человека, и технологии поиска и использования научных знаний.
Далее, нужно различать материальную и нематериальную культуру. Материальная культура – это объекты, которые человек создал за время своего существования – дома со всей внутренней обстановкой, это транспорт, одежда, еда, это различные производства для создания объектов и т.д. Рядом с материальной культурой нужно рассматривать технологическую культуру или совокупность различных технологий производства и создания объектов Нематериальная культура – это прежде всего искусство – музыкальное и танцевальное, живопись, графика, скульптура, это различные верования – религии, мифология, это журналистика, кино и фото искусство и другие.
Итак, если в вершине пирамиды мы поставим – Мир Знаний, то второй уровень её составит триада Природа, Человек, Культура, а дальше – последующие уровни представления общих понятий на менее общие вплоть до минимальных единиц знаний, дальше уже не раскладывающихся на элементы.Так, если ещё 100 с лишним лет назад считалось, что минимальными частицами физических объектов являются атомы, то сейчас уже электрон не считается простейшим объектом, а теория струн заглядывает ещё дальше вглубь материи.
Таким образом все знания мы представляем в виде единой системы, в которой элементы связаны между собой. Так, например, человек – продукт природы, культура – создание человека, и, напротив, человек воздействует на природу, искусство воздействует на человека и на природу. И каждая из связей представляет собой определённый глубокий интерес.
Схемы знаний
Одним их первых учёных, которые предствляют знания в виде схем или Умственных карт, является американский учёный Тони Бюзен. Придуманные им карты позволяют гораздо быстрее, чем обычно систематизировать и запоминать большие объёмы информации. Воспользовавшись идей Т. Бюзена, можно без особого труда сформировать первые три-четыре уровня Глобальной системы знаний. Что это даёт? Вместо мозаики знаний, которой забивают головы современных школьников, у них в головах останется чёткая СИСТЕМА, в которой всё будет взаимосвязано и логично. Получив отличную подготовку работы со схемами знаний, выпускник школы сможет самостоятельно строить схемы для решения различных проблем.
Системы знаний
Кроме Глобальной системы знаний и видов деятельности, которую автор мечтает когда-нибудь увидеть на своём компьютере, подобно той карте, которая создана фирмой Гугль, нам нужны тысячи систем знаний для обучения персонала, для решения сложных проблем и т.д.
Об одной из таких схем хотелось бы поговорить отдельно. Это Я-система или Я-схема. Она необходима каждому человеку, который приступает к работе над собой.В этой системе человек описывает свои основные характеристики и качества личности. Он сначала заполняет стандартную анкету,затем своих качествах, описывает свои достоинства и недостаткт.приписывает к ней некоторые дополнения, которые считает нужным. Далее, он спрашивает у близких мнение о себе. И в резкльтате у него формируется полное мнение о себе.
Он измеряет качества своей памяти при запоминании текстов, цифр, лиц и других объектов. Составив таким обрахом, свой портрет, человек(юноша или девушка) отмечает свои достоинства и нелостатки, выделяя из них те, над которыми нужно работать. Если он уже определился со своим основным занятием, он узнаёт, какие качества необходимы специалисту данного типа.
Далее он формирует свои цели. Предварительно нужно нарисовать хотя бы в уме свой портрет, к которому необходимо стремиться. Этот портрет и будет главной целью занятий. Определившись с главной целью, визуализировав её, нарисовав свой портрет в идеале, разбиваем главную цель на несколько подцелей – здоровье,
характер,интеллент, отношения и ряд других, например, цель овладения будущей профессией. Далее по каждой цели намечаем планы и программы её достижения. Очень важно вводить критерия движения к выбранным целям. Например, если цель – улучшение памяти, с каждым занятием количество материала остающегося в памяти должно увеличиваться.
Создание Я-системы происходит с помощью специалиста, и первое время именно он контролирует работу ребёнка над собой. Эта работа происходит с использованием личного дневника. Личные лневники можно оформить в интернете, к ним будет доступ только у воспитателя, который будет вносить свои замечания и оценки. Отметим, что ведение дневников школьниками даёт великолепный результат, что показал тот небольшой опыт, который имеют школы, использующие даннную технологию.
В статье дана схема проекта школы будущего, какой представляет себе её автор. Буду очень признателен за конструктивную критику идей, предложенных в статье.