Пять навыков школьника для достижения успеха
Успешность прочно вошла в наше понимание как положительная характеристика человека. Каждый родитель мечтает вырастить из своих детей успешных взрослых. Но что такое успех? Из чего он складывается и как достигается?
Успех и успешность
Успех и успешность – два далеко не идентичных понятия. Успех – достижение цели, а успешность – качество человека, которое характеризуется способностью достигать успеха. Возможно, кто-то скептически улыбнется: разве можно всегда и во всем достигать успеха? Можно, если правильно ставить задачи. Успех – это не победа над всеми, это достижение собственных целей.
Существует масса тренингов и мастер-классов на тему «Как стать успешным». Но главный «тренинг» – это воспитание в детстве. Самым благоприятным периодом для формирования успешности является школьное детство, и родители могут помочь своим детям сформировать необходимые умения.
1.Умение общаться с людьми (коммуникабельность).
Умение выстраивать отношения очень важно для достижения успеха.
Роль родителей – организовать пространство для общения своего ребенка с другими людьми: посещать места, где есть дети его возраста, приглашать друзей ребенка в гости, поощрять знакомства с ровесниками. И самое главное – не общаться вместо сына или дочки, не отвечать самим на заданные ребенку вопросы.
На собственном примере учите ребенка общаться: не перебивайте собеседника, не спорьте. Развивайте его речь: учите точно выражать свои мысли и чувства, правильно и красиво выстраивать предложения.
2. Умение ориентироваться в потоке информации.
Большинство детей черпают информацию из интернета. Всемирная паутина содержит большое количество никчемных и бесполезных статей, причем зачастую со смысловыми и орфографическими ошибками. Можно потратить много времени на выбор главного, но так его и не найти, поэтому так важно правильно формировать запрос и составлять план.
Сформировав запрос по теме и просмотрев интересующую информацию, составляем план, который дает возможность упорядочить данные. Выбираем ключевые слова. Обсуждаем с ребенком, какая информация нужная и главная, а какая – второстепенная.
3. Умение планировать.
Успешный человек ценит чужое время и управляет своим. Дети любят откладывать дела на потом, поэтому важно научить их планировать свой день: сколько времени занимают несущественные дела, когда продуктивнее делать уроки, а когда – гулять.
Начать стоит с записи ребенком своих дел. Если он еще не умеет писать, то можно предложить ему рисовать или записывать за него. Желательно отмечать цель, например, не просто «нужно погулять», а «нужно погулять с собакой»; не просто «позвонить Ване», а «узнать у Вани домашнее задание».
Следует разделять дела на обязательные и желательные, то есть безотлагательные и те, которые могут подождать.
Стараться не оставлять незавершенных дел: их накапливание не мотивирует ребенка завершать их в нужное время.
В формировании этого навыка вам может помочь книга Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей».
4. Умение нестандартно мыслить.
Это качество называют креативностью. Далеко не все люди умеют нестандартно подходить к ситуациям. Вопреки мнению, что умение творчески мыслить – это дар природы, отметим, что фантазию, а затем и креативность нужно развивать. Детство – сенситивный период для развития фантазии и творчества. Особенно благоприятным является младший школьный возраст.
-
Дети склонны оживлять предметы: соглашайтесь с ними, придумывайте диалоги обычных домашних вещей, давайте им имена.
-
Дорисовывайте рисунки, придумывайте конец сказки.
-
Рифмуйте слова, сочиняйте четверостишья.
-
Ищите удивительное в невидимом: под листком на траве может ничего и не быть, – может быть просто земля, а может быть норка, ведущая в мышиное королевство.
5. Умение ставить цели и добиваться их.
Это очень важное умение. Оно не даст ребенку бросить дело на полпути, научит быть настойчивым и терпеливым, поможет не потерять веру в себя и в свои силы.
Лучше всего составлять программу-минимум и программу-максимум. Это дает возможность фиксировать даже маленькие победы и не терять уверенности в себе. Если ребенок старался и работал – он уже молодец.
Предлагаю несколько ситуаций постановки целей
Ситуация |
Цель-минимум |
Цель-максимум |
---|---|---|
Конкурс художественного чтения |
Заявить о себе, показать всем, что ты умеешь читать стихи. Понять критерии оценивания. |
Победа. |
Контрольная работа или экзамен |
Подтвердить свои оценки. |
Получить оценку выше текущей. |
Спортивные соревнования |
Использовать все сформированные навыки, следить за техникой. Удержаться за лидером. |
Победа. |
Участие в фестивале или форуме |
Найти себе друзей-единомышленников. Получить полезные навыки и умения. Оценить работу других. |
Заявить о себе. |
Не переусердствуйте с похвалой. Учите работать над ошибками. Двойка за контрольную работу – не повод для утешений, а мотив к серьезным дополнительным занятиям. Так же рассматривается последнее место в спорте или конкурсе. Вывод один: нужно заниматься.
Безусловно, что ребенку потребуются и другие навыки: и стрессоустойчивость, и умение владеть своими эмоциями, и настойчивость, и усердие. Владение всеми перечисленными умениями поможет ребенку сократить путь к успеху.
Светлана Садова