Профильный класс: обуза или новые возможности?


Фотографии:АГН «Москва» /  Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Предложение директора «поработать в профиле» нередко вызывает у педагогов внутреннее сопротивление. Учителя видят в нем не только новые возможности, но и серьезную дополнительную нагрузку. Как справляться с новыми задачами, где искать поддержку и всегда ли стоит считать работу в профильном классе «наказанием»? Об этом рассказывают педагоги, которые преодолели сомнения и реализовали себя «в профиле».

Наталья Митюшина, ГОУ СОШ № 14, г. Сергиев Посад

Учитель химии. 
Дополнительная нагрузка — преподавание в химико-биологическом профиле.

Источник: личный архив Натальи Митюшиной

Долгое время я преподавала химию в юридическом профиле. Так получалось, что многие из моих учеников уходили в медицину, поступали в престижные вузы: РХТУ, МГУ. В итоге администрация решила открыть еще и химико-биологическое направление. Возглавить его предложили мне.

Когда-то меня впечатлил один факт: в Исландии средний возраст мужчин — 78 лет, а женщин — 85. Причина — сильнейшая медицина. Про себя я подумала: даже если все мои ученики не станут медиками, но будут больше знать о своем организме, это уже реальная польза. Смогут дольше прожить и посвятить это время работе, семье, творчеству. И я решила, что профиль поможет мне выполнить как минимум эту задачу. 

Преподавать на углубленном уровне — это большая нагрузка. Иногда мой рабочий день начинался в 8:30, а заканчивался в 19:00. Охранники в школе делали ставки: во сколько я соберусь домой. Когда я уходила позже всех, а со мной целый класс детей, они говорили: «Ну вы фанатик».

Не выгорать помогало четкое планирование. Делишь дела на более и менее главные, решаешь по степени важности. Если понимаешь, что устал — находишь время на то, что вызывает приятные эмоции. Для меня это пойти на выставку, в театр, пообщаться с интересными людьми. Когда привык планировать — успеваешь все. 

Работая в профильном классе, я столкнулась с тем, что для углубленного уровня не хватает лабораторного оборудования. Например, обычные реактивы в школе есть, а редкие соединения кобальта, никеля приходилось заказывать в интернете. А немыслимое давление или лазер — как показать? 

Но я уверена, что учитель — это профессионал. То есть человек, который в открытом поле без инвентаря сможет объяснить сложнейшие вещи. Нередко использую старое оборудование, нахожу и распечатываю в интернете фото современных приборов и датчиков. Однажды ученики после такого урока встали и молча аплодировали.

К сожалению, усилия не всегда на 100 процентов гарантируют результат. К этому стоит быть готовым. В 2020 году из моего профильного класса 15 человек сдавали ЕГЭ. Были дети, которые написали на 98-99 баллов. Но нашлось четверо, которые сдали на «двойки». Коллеги говорили: у вас же есть высокие результаты, вы должны радоваться. Но я себе ставила другую задачу: чтобы каждый, изучая этот сложный предмет, его понимал. 

Тем не менее для детей, которые были у меня в профиле, все, что я могла — я сделала. Многие из них говорили: мы и в обычном классе смотрели на вас и думали: «Где там батарейка?». А на профильных курсах, с расширенной программой — не батарейка, а горящий факел. 

27 июня этого года мой ученик получил красный диплом об окончании химического факультета МГУ. В сентябре он будет поступать в аспирантуру и, возможно, выберет научную группу, которая разрабатывает новую технологию лечения рака мозга. Если у них это получится, медицина шагнет в 24-й век. Это будет лучшая награда за все сложности, которые приходится преодолевать педагогу.

Наталья Беневоленская, МБОУ СОШ № 10, г. Апатиты

Учитель физики и математики. 
Дополнительная нагрузка — преподавание в физико-математическом и инженерном классах. 


Источник: личный архив Натальи Беневоленской

В профиле я работаю уже 7 лет. Изначально по своей инициативе преподавала математику, и это мне это нравилось. Дети, как правило, на профиль идут мотивированные, с ними комфортно и интересно работать. Кроме того, у меня было десять часов математики в неделю — достаточно, чтобы разбирать сложные темы более подробно. В итоге — очень высокий результат на ЕГЭ. Мой личный рекорд — это три человека 95 плюс баллов.

Физику на углубленном уровне пришлось взять по «производственной необходимости». В школе сильный преподаватель ушла на пенсию, и директор, зная о моем успешном репетиторском опыте, предложила мне занять ее место.

Изначально у меня были сомнения: по образованию я математик, а не физик. И хотя я любила этот предмет, все-равно переживала, что не смогу преподавать на должном уровне. 

Когда ты только приходишь в профиль, осознаешь: то, чему ты учил до этого — это малая крупица. Как минимум год приходится «перелопачивать» абсолютно весь материал, углубляться во все. Первый выпуск всегда самый сложный.

Опасения рассеялись, когда я погрузилась в физику с головой. Подспорьем стала отзывчивость администрации моей нынешней школы. На прошлом месте работы опыты приходилось показывать на том, что принесешь из дома. Сейчас гораздо больше возможностей. Если требуется что-то из оборудования, администрация обеспечивает без вопросов. Работать стало очень комфортно. 

Недавно моя коллега, которая преподает в универсальном классе, спросила: «Зачем ты каждый урок выставляешь лабораторное оборудование?» Я отвечаю: «Как, зачем? Я объясняю — и дети тут же делают. Им так интереснее учиться». Обычная школа очень часто загоняет в рамки, а профильные предметы — всегда простор для эксперимента.

Преподавать в профиле — значит постоянно развиваться. И это не обуза, а скорее «перезагрузка». Например, сейчас я получаю второе высшее образование — учитель физики. Это очень полезный опыт. Кроме того, что я приобретаю новые знания, мне удается увидеть и оценить этот процесс глазами ученика. А потом скорректировать свое поведение. 

Например, я замечаю, как преподаватели, объясняя сложный материал, часто остро реагируют на вопросы студентов. Для человека который что-то проговаривает в тысячный раз — всё очень просто, но для студентов — не всегда понятно. В такие моменты мне становится некомфортно, ведь я тоже допускаю такие реакции. И, возвращаясь в школу, я начинаю искоренять похожие вещи в своей практике.

Чтобы все успевать — работать, учиться, находить новые материалы — я иногда занимаюсь в выходные: занимаюсь или прорабатываю новую тему для уроков. В интернете есть много полезного контента, и что-то, например, видеоуроки, полезно смотреть даже фоном, пока решаешь задачи. В итоге успеваешь выполнить несколько вещей одновременно. Чтобы не выгорать, даже за делом я позволяю себе маленькие подарки: съесть маленький тортик, пока готовлюсь к уроку — уже поднимает настроение. Если ты любишь себя и свое дело, все получится.

Ирина Данилова, МАОУ № 32, г. Калининград

Учитель начальных классов.
Дополнительная нагрузка — реализация раннего предпрофиля по программе «Предпринимательский класс».

Источник: личный архив Ирины Даниловой

У нас очень активный директор, и школа всегда участвует в экспериментах. С этого учебного года мы запускаем профильное обучение предпринимательству: в пятом, десятом и… первом классе.

Предпрофиль в начальной школе достался мне. Я уже привыкла быть всегда «на передовой», поэтому предложение восприняла адекватно. Единственное, что вызывало у меня опасения — как адаптировать предпринимательский профиль для первоклассников, ведь он рассчитан на детей постарше? Но, посмотрев программу курса, я поняла, что ее несложно будет преподнести в игровой форме. Ведь предпринимательство тесно связано с повседневной жизнью.

Я сразу понимала, что коллеги не оставят меня без методической поддержки. Чтобы подготовить учителей к профилю наша школа присоединилась к федеральному проекту «Предпринимательский класс», и теперь педагоги проходят курсы от компании «Атлас Коммуникации». Обучение оплачивает гимназия, и — приятный бонус — для тех, кто берет профиль, в школе предусмотрели стимулирующие выплаты и премии. 

Если вы открываете предпринимательский класс в своей школе, «Атлас Коммуникации» поможет качественно и комфортно подготовить преподавателей и создать методическую основу.

В рамках федерального проекта «Предпринимательский класс» компания предоставляет готовую технологию запуска профильного предпринимательского класса:

  • методическое сопровождение и консультации на всех этапах реализации проекта;
  • три курса повышения квалификации (по 36 ак. часа каждый);
  • доступ в единое профессиональное сообщество учителей-участников проекта.

Успейте подать заявку на новый поток обучения до 31 октября.

Мария Калужская, гимназия «Корифей», г. Екатеринбург

Преподаватель, сооснователь и креативный директор гимназии.
Дополнительная нагрузка — преподавание философии и руководство проектной деятельностью в социально-гуманитарном и социально-экономическом профилях.


Источник: личный архив Марии Калужской

В «Корифее» мы внедрили профильное обучение в 2008 году. Тогда это был эксперимент: кроме спецшкол так практически никто не работал. Поэтому первые несколько лет мы опирались только на заинтересованных педагогов. Постепенно другие учителя увидели, какие результаты это приносит: медалисты, олимпиадники, стобалльные результаты ЕГЭ. И тоже постепенно присоединялись. 

Я сама преподаю философию в социально-гуманитарном и социально-экономическом профилях. Мой предмет — это расширение образовательной области «Обществознание». Он, с одной стороны, профильный, а с другой, по выбору: ко мне могут прийти и математики, и физики, и лирики.

В самом начале я столкнулась с методическими сложностями. 

Во-первых, распределить обязанности. В социально-экономическом профиле обществознание расширяется в области права, политологии и философии. Потребовалось разделить эти сферы с другими педагогами, сохраняя при этом межпредметные и надпредметные связи. Понадобилась совместная и кропотливая методическая работа.

Во вторых, уйти от вузовской модели преподавания. Перестроить курс так, чтобы в нем было больше кейсов, жизненных ситуаций, адресации к собственному опыту. То есть корректно сократить теорию и добавить практику. 

Оказалось, это не такая уж страшная гора работы. Особенно, если все делать постепенно, сотрудничать и делиться методическими наработками с коллегами. Например, если один предметник «встроился» в профиль, у остальных появляется готовый методпакет. Кроме того, в «Корифее» тех, кто «уходит в профиль», мы можем освобождать от классного руководства. А это существенная разгрузка.

Свой курс я  продолжаю перестраивать ежегодно: за 15 лет дети сильно изменились. И само преподавание в профиле требует от педагога постоянного совершенствования. Задача — давать уровень выше, интереснее, неформальнее. Поэтому я, например, стала заниматься проектной деятельностью. Это очень интересное поле — свободное, творческое. 

Как не выгорать на профиле? Прежде всего, получать кайф от того, что ты делаешь. Выгорание и усталость наступают там, где кончается смысл, когда работаешь по принуждению, в ожидании пенсии. Тогда стоит подумать, как снова обрести смысл. Или менять работу.

Партнерский материал

Материалы по теме:

  • Зачем школе внедрять профильное обучение и как не превратить его в профанацию
  • Дети не хотят учить предметы, которые им неинтересны

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть