Президент пермской общественной организации «Счастье жить» Анастасия Гилева предлагает создать единый Социальный кодекс РФ
Президент пермской организации «Счастье жить» Анастасия Гилева. Фото из личного архива
В ОНФ обсудили разработанный Министерством труда и соцзащиты РФ проект Концепции совершенствования и развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на период до 2025 года. Во время дискуссии член Центрального штаба ОНФ, президент пермской общественной организации «Счастье жить» Анастасия Гилева предложила рассмотреть возможность создания единого Социального кодекса РФ.
Сегодня социальные кодексы приняты в Санкт-Петербурге, Белгородской, Волгоградской Астраханской, Омской областях, многие регионы продолжают работать в этом направлении. Как рассказала АСИ Анастасия Гилева, в результате принятия такого кодекса в Ярославской области было кодифицировано 27 региональных законов и около 120 иных нормативных актов, устанавливавших меры социальной поддержки и социальной помощи, порядок их предоставления. Соцкодексы Санкт-Петербурга и Волгоградской области объединили в себе более 170 региональных нормативных правовых актов каждый.
В Пермском крае большое количество законов и подзаконных нормативных актов, направленных на регулирование социальных отношений, многие были приняты, когда Пермский край был Пермской областью. В этом море законов трудно сориентироваться, поэтому назрела необходимость провести анализ и систематизацию действующего законодательства путем принятия кодифицированного акта, закрепить механизм действия единой системы социального обеспечения в стране и принять единый Социальный кодекс.
У специалистов «Счастья жить» большой опыт в изучении законодательства: они первые в России создали подробный сборник «Право жить» о правах и льготах детей с инвалидностью. Проанализировав ситуацию в разных субъектах страны, где из-за существования собственных региональных актов по-разному трактуют законы, пермские общественные деятели решили, что необходим единый Социальный кодекс для всех. Тогда не будет разночтения и двойного трактования, а субъекты РФ не смогут ограничивать своими нормативными актами федеральное законодательство в реализации прав и льгот.
«Мы считаем, что это должен быть кодекс, который помог бы любому гражданину получить социальную защиту в любой момент. Он должен содержать не только права и льготы инвалидов, но и сирот, многодетных, малоимущих, одиночек, погорельцев, других людей в трудной жизненной ситуации. Мы были бы благодарны президенту РФ за распоряжение о разработке такого Социального кодекса. Мне кажется, это решит много проблем именно в части государственных гарантий. Тогда граждане будут чувствовать себя более уверенно. Вы не представляете, сколько документов надо проанализировать и собрать, например, чтобы получить бесплатное лекарство для ребенка-инвалида. Хотя, мне кажется, родителю надо знать только одно – что это гарантирует государство. Не родитель должен изучать кучу законодательных актов, чтобы помочь ребенку жить в этом мире, а министерства и ведомства должны обеспечить это», — рассказала АСИ Анастасия Гилева.
По мнению авторов инициативы, Социальный кодекс повысит эффективность распределения мер социальной поддержки и сделает социальную помощь по-настоящему справедливой. Объединение множества действовавших нормативных актов, согласование между собой всех норм в одном месте позволит гражданам узнать, на какие меры социальной поддержки они могут рассчитывать, какой орган власти за что отвечает.
«Единый Социальный кодекс должен сформировать и укрепить понятийный аппарат, который сейчас каждый субъект пытается ввести самостоятельно из-за того, что федеральное законодательство не содержит определений базовых понятий. Так, молодыми специалистами в разных регионах являются лица как до 30, так и до 35 лет. В каждом субъекте установлены свои имущественные фильтры, что ведет к разным подходам к измерению нуждаемости. Одни регионы используют в качестве критерия прожиточный минимум, другие — среднедушевой доход. Например, при рождении второго и последующих детей каждый регион устанавливает свой размер и порядок предоставления материальной помощи. В Пермском крае остро стоит вопрос регулирования льготного проезда в городском транспорте лиц, сопровождающих инвалида, в Дальневосточном округе — о реабилитации инвалидов, а в Краснодарском крае — по оказанию инклюзивной помощи», — говорится в аналитической записке ПОО «Счастье жить».
Авторы подчеркивают, что систематизация законодательства в сфере соцзащиты населения формирует единообразный подход при назначении мер соцподдержки, служит основой для более эффективного распределения средств бюджета, упрощает «пользование» законодательством. Работа по кодифицированию нормативных актов в социальной сфере ведется давно, однако проект Социального кодекса органами исполнительной власти пока не представлен на широкое рассмотрение и обсуждение.
Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.