Представители бизнеса стали на 54% чаще останавливаться в отелях Турции
Эксперты компании «Аэроклуб» провели исследование забронированных представителями бизнеса перелетов и отелей в Турции до пандемии и спустя два года и выяснили, как изменился спрос на авиабилеты в эту страну, остается ли Турция востребованным MICE направлением, и в каких отелях предпочитают останавливаться деловые путешественники.
Исследование показало, что доля перелетов в Турцию в общем числе международных авиабилетов, приобретенных деловыми путешественниками, демонстрирует позитивную динамику: до пандемии она составляла 5%, в 2020 и 2021 годах – 8% и 7% соответственно, а в 2022 году выросла до 11%. Однако несмотря на растущий среди бизнес-туристов спрос на авиабилеты по этому направлению, который по сравнению с 2021 годом составил 167%, относительно показателей «допандемийного» 2019 года он сократился на 40%.
Эксперты отметили, что 12% всех авиабилетов в Турцию в 2022 году деловые путешественники приобрели в салон бизнес-класса. Наибольшим спросом у представителей бизнеса на протяжении последних лет пользуются Стамбул, в этот город с начала 2022 года отправилось 77% бизнес-туристов, а также Анталья (14%) и Измир (5%).
Чаще всего в 2022 году в Турцию отправлялись сотрудники IT- и телеком- компаний – спрос на авиабилеты у представителей этого сектора экономики вырос по сравнению с 2019 годом на 179%, а по сравнению с прошлым годом – на 345%. Представители добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики стали на 24% чаще отправляться в Турцию по сравнению с «допандемийными» показателями и в два раза чаще, чем в прошлом году. Представители ритейла за первые пять месяцев 2022 года увеличили число перелетов в Турцию на 79% по сравнению с 2019 годом и на 614% по сравнению с 2021.
В 2022 году впервые по числу перевезенных в Турцию деловых путешественников лидером стала авиакомпания Turkish Airlines, на рейсы национального турецкого перевозчика пришлось 56% от всех билетов в эту страну. На рейсы авиакомпании «Аэрофлот» было приобретено 26% авиабилетов, а Pegasus Airlines перевезла в Турцию 4% деловых путешественников.
Кроме того, Турция пользуется популярностью у бизнес-туристов как пересадочный хаб, причем с годами наблюдается рост его значимости, который объясняется ковидными ограничениями и закрытием воздушного сообщения. Например, в «доковидном» 2019 году доля тех деловых путешественников, которые продолжали перелет в третьи страны, составляла 13% от всех авиабилетов, приобретенных в Турцию. В 2021 году доля таких перелетов возросла до 48%, а в 2022 году составила 59%. Наиболее часто в 2022 году представители бизнеса отправлялись через Турцию во Францию, Италию, Израиль, Грецию и Испанию.
«Сейчас Турция пользуется незаслуженно низким спросом как MICE-направление, впрочем, как и все зарубежные локации, однако бизнес проявляет интерес к проведению мероприятий в этой стране в августе-сентябре. В 2019 году 9% всех зарубежных деловых мероприятий прошло в Турции, а в прошлом году доля MICE-мероприятий выросла до 13,5%», – отметил Денис Матюхин, генеральный директор компании «Аэроклуб».
Спрос на отельную инфраструктуру Турции со стороны представителей российского бизнеса превысил показатели «допандемийного» 2019 года на 54% и вырос по отношению к 2021 году на 69%. Также выросла средняя продолжительность проживания бизнес-туристов – с двух до трех ночей. Средняя стоимость, которую представители российского бизнеса платили за ночь в отелях Турции, выросла за два года на 64% и составила 11 800 рублей (47% к 2021).
Чаще всего в 2022 году представители российского бизнеса останавливались в пятизвездочных отелях – на них пришлось 45% всех ночей, забронированных в Турции. В отелях категории «четыре» и «три» звезды бизнес-туристы провели 35% и 10% ночей соответственно. На объекты размещения без категории, к которым, в том числе, относятся квартиры и апартаменты, пришлось 10% ночей, которые деловые путешественники провели в Турции.
Больше всего ночей в 2022 году бизнес-туристы из России провели в отелях Стамбула (70% от общего числа ночей), Антальи (8%) и Сакарьи (7%). При этом наиболее часто в 2022 году бронировали номера в отелях Турции представители добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики (22%), сотрудники финансовых и консалтинговых компаний (22%) и представили IT- и телеком-компаний (17%).