Послание учителям от навигаторов

Дорогие школьные учителя!

Как вы там? Как вы себя чувствуете? Кто и что вас поддерживает в нынешней ситуации?

Как часто вы сами задаете себе эти вопросы? Как часто вы задаете их детям, с которыми работаете?

Сейчас многие говорят о том, что ситуация, в которой мы все оказались — отличная возможность сделать паузу, побыть с собой, подумать о том, что по-настоящему важно. То же самое можно сделать и насчёт образования. Остановиться и по-честному поговорить с собой: Что такое образование? Зачем оно нужно? Какое оно нужно прямо сейчас? Каким ему стоит быть, чтобы помогать детям и взрослым быть более гибкими, крепко стоять на ногах и принимать адекватные решения, когда мир трясёт?

Фото Julienne Erika Alviar из Unsplash

Задача настоящего образования — помочь человеку стать здоровой, активной частью большого мира. Для этого нужно учиться многим вещам, которые не входят в ЕГЭ. И сейчас — лучшее время для этого.

Многим людям сейчас — тревожно. Кому-то страшно. Может быть, это вы сами, и тогда вы знаете, о чем речь. Многие другие — родители ваших учеников, которые не только переживают за будущее себя и близких, но при этом круглыми сутками находятся в одном тесном помещении со своими детьми и другими домашними, пытаются как-то работать, заниматься бытовыми делами, заботиться о детях и не сойти с ума во всём этом. У многих есть пожилые родственники, которые сейчас в сильной зоне риска. Кого-то из них, возможно, скоро не станет. И ситуация точно не вернется на круги своя через пару недель, и скорее всего не через пару месяцев.

И поскольку дети из дома общаются с вами по видеосвязи, вы становитесь частью их домашней жизни, частью эмоционального фона, в котором они находятся постоянно. И у вас есть выбор, какой вклад вы привнесете в эти семьи. Какой настрой вы передадите детям, как вы косвенно повлияете на родителей и на самочувствие семьи в целом.

Вы можете требовать от детей максимальной концентрации и заставить их часами сидеть у компьютера с красными глазами, квадратным задом и опухшим мозгом. Вы можете завалить их заданиями с такой силой, чтобы и родители побросали свою удаленную работу, миллион дел по дому и младших детей, и, проклиная всё на свете, сидели над заданиями ночами, лишь бы в электронном журнале у ребёнка были нормальные отметки.

Или вы можете выбрать другой путь.

  • Дайте ученикам и себе выдохнуть. До конца учебного года осталось два месяца — скорее всего, большую часть программы вы уже прошли. Те, кто привык учиться, справятся сами, а кто не начинал — сейчас не начнёт.
  • Давайте им самый минимальный объём, который вы обязаны дать для отчетности, и не более того. Три маленьких упражнения на неделю — прекрасно.
  • Самое важное, что вы можете делать для детей прямо сейчас — быть живым человеком. Поговорите с ними о том, как вы чувствуете себя во всей этой обстановке. О чем вы переживаете — о своём здоровье, о близких людях? Какие ограничения появились в вашей жизни? Для чего, наоборот, появилось место? Что вы начали делать по-новому? Какие у вас есть мечты?

Опирайтесь на свои ценности, а не на внешнее давление, откуда бы оно ни исходило. Вспомните, каким учителем вы мечтали когда-то стать. До всех этих экзаменов, проверок, отчетов, начальства, бумажной волокиты, невыносимого отсутствия дисциплины на уроках и самых неконтактных учеников. До того как завалило — какими вы хотели быть?

Вдохновляющими, интересными, эрудированными, находчивыми, поддерживающими, раскрывающими в учениках лучшее?

Фото  Joanna Kosinska из Unsplash

Есть масса факторов в жизни и работе, на которые вы не можете повлиять. Но вы можете выбирать, какие качества вы проявляете — несмотря ни на что. Вы можете выбирать, на что опираться — на бесконечный хаос вокруг или на то важное, что есть у вас внутри.

И когда вы вспомнили, каким профессионалом хотите быть, спросите себя — каким человеком вы хотите оказаться «с того конца» эпидемии, когда всё кончится? 

И что вы можете сделать для этого прямо сейчас?

А потом поговорите об этом с детьми — какими они хотят себя видеть через несколько месяцев, и что вы вместе можете для этого сделать?

Что им действительно хотелось бы узнать, чему научиться? А вам? Как вы можете друг другу в этом помочь?

Поговорите о том, как вы справляетесь с тревожностью и как вы можете помочь ребятам научиться это делать. 
Как сохранять спокойствие, мыслить трезво и быстро реагировать на изменения?

Это одна из основных тем, которые стоит сейчас обсуждать. Наверняка вам самим тоже есть чему научиться в плане обретения душевного спокойствия. Это нормально — к сожалению, вас тоже вряд ли этому учили. Но в ваших руках научиться самостоятельно. Сейчас.

Почитайте «Тишину» Тит Нат Хана — или поищите другие книги про то, как справляться с тревожностью. 

А ещё тема тревожности приводит нас к чему-то большему — к разговору о том, что у нас в принципе есть разные эмоции. Что и вы, и ваши ученики — чувствуете самое разное внутри себя. То, что очень сложно передать словами. Ощущение «я есть, я здесь, я как противоречивая река, которая то разливается широкой спокойной гладью, то вскипает бурным необузданным водоворотом». И это то, что обычно остается за рамками школьной программы, за пределами класса. Потому что за чувства не ставят оценки. Но при этом это одна из самых важных вещей в жизни, и конечно она должна быть частью настоящего полноценного образования. Чувства делают нас людьми. Вопрос в том, как мы относимся к этим водоворотам — признаем ли мы их, даём ли мы им пространство быть, говорим ли он них — или скорее стараемся замести под ковёр, потому что нам слишком страшно, что они затопят нас?

«Наука быть живым» Джеймса Бьюдженталя вам в помощь.

Обязательно на каждом занятии проводите физкульт-минутки — вставайте сами, разминайтесь вместе с детьми.
Прочитайте детям отрывок из вашей любимой книги. Устройте избу-читальню — пусть ребята тоже выберут по любимому отрывку из книг в домашней библиотеке и по очереди прочитают.

Попросите детей выбрать по пять самых важных предметов в их комнате и рассказать о них. Без презентации, не ради оценки — а ради того, чтобы поделиться тем, что для них важно, чтобы вы и другие ребята могли узнать их получше. Найдите внутри себя возможность искренне удивляться и восхищаться ими, тем, какие они разные — чтобы через вас, как через зеркало, они тоже могли лучше познакомиться с собой и соприкоснуться с теми вещами, которые дают им энергию. 
Используйте каждую возможность стимулировать живую дискуссию между детьми. Пусть обсуждают как можно больше! В конце концов, сотрудничество — это единственный путь, который поможет человечеству разобраться со всеми невзгодами, которых ещё предстоит немало. Обычная учебная среда стимулирует конкуренцию; смотрите выше этого, создавайте пространство кооперации. Будьте модератором — помогайте им обсуждать то, что им интересно, находить неочевидные связи друг с другом; поощряйте сложные и неоднозначные темы, даже если вы чувствуете себя неуверенно. Выруливайте вместе с ними.

Поговорите с детьми о том, что сейчас происходит в мире. Спросите, что они знают — возможно, ребята прочитали много чего в интернете и им есть что рассказать. Дайте им выговориться, даже если вы не согласны. Организуйте цивилизованный диалог, помогите им научиться аргументировать свою позицию и выстраивать более логичное и связное представление о мире в своей голове.

Помните, что изменить своё мнение из-за новой информации — не страшно и не стыдно, а зрело и мудро.

Посмотрите с детьми ролики о том, что хорошего люди делают вместе во время каратина — например делают зарядку, поют и устраивают концерты на балконах в Испании и Италии. Поговорите о том, что дети хотели бы сделать во время карантина. Помечтайте о карнавале, который можно устроить на улицах, когда всё это кончится.

Играйте в шарады.

Напоминайте ребятам проветривать комнату и пить воду.

Постарайтесь за это время эмоционально стать с ними ближе, чем когда вы были физически в одном помещении.

Не бойтесь, если спонтанное общение примет неожиданной проворот, вы не будете понимать что делать и дети проявят себя с неочевидных сторон. Это всего лишь значит, что процесс пошёл и у вас происходит что-то честное и живое. Вы обязательно справитесь! 

А мы, команда навигаторов, готовы вас поддержать, если у вас появятся вопросы. Мы занимаемся новым образованием: человекоцентрированным, гибким, отвечающий на вызовы мира  — и создающим будущее таким, каким нам хочется его видеть.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть