Подсчет без эмоций: сколько построили в Москве за 10 лет
В новом выпуске программы «Город» рассказываем об объемах строительства в Москве за прошедшее десятилетие
+ смотреть на YouTube
Десять лет назад пост мэра Москвы занял Сергей Собянин. Для нас это повод рассказать о строительстве в столице за десятилетие. Никаких эмоций, только факты и цифры. Ну и миллионы квадратных метров жилья и тысячи километров дорог и тоннелей метро.
Это программа «Город» — в очень коротком формате и вместе с экспертами мы рассказываем, как развитие мегаполиса помогает зарабатывать бизнесу — от самозанятых до крупнейших корпораций.
Итак, десятилетие для Стройкомплекса Москвы выдалось ударным. Начнем с развития метро. С 2011 по 2020 год в столице проложили 116 км линий метрополитена, построили 56 новых станций и десять депо. В ближайшие три года метростроители проложат еще 89 км линий. Запланировано открытие 38 новых станций и пяти депо. Когда все это построят, около 90% москвичей будут проживать в удобной доступности от станций метро.
А самый масштабный текущий проект подземки — строительство Большой кольцевой линии. Ее планируют завершить в 2022 году. На втором кольце длиной 70 км будет 31 станция. Со стартом БКЛ метро в шаговой доступности получат 3 млн москвичей из 34 районов столицы.
Двигаемся дальше. Вместе с метро в последнее десятилетие Москва активно развивала и железнодорожный транспорт. К городской электричке Московского центрального кольца (МЦК), запущенного в 2016 году, позднее — в 2019-м — добавились и Московские центральные диаметры (МЦД). Для Стройкомплекса — это строительство дорожного полотна и транспортно-пересадочных узлов. А для москвичей и жителей Подмосковья — мобильность и транспортная доступность.
Дорожное развитие. С 2011 года в Москве Стройкомплекс ввел в эксплуатацию 1007 км новых дорог. Что более сложно: построено 292 транспортных сооружения — мосты, тоннели и эстакады (одна эстакада над Можайским шоссе чего только стоит). Понимая важность транспортной связи с Подмосковьем, с 2011 года реконструировано 15 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД. Пробки и заторы значительно снизились на перекрестках и съездах. Крупнейший дорожный проект десятилетия — так называемое Хордовое кольцо — сеть скоростных магистралей, соединяющих МКАД через внутренние районы города. На сегодня построено 72% этого мегапроекта.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Главная задача всех адресно-инвестиционных программ предыдущих лет — это задача развития транспортной инфраструктуры, улучшение условий передвижения по городу. Как путем инвестиций в строительство новых объектов (метро, дороги, транспортно-пересадочные узлы), так и не строительным методом (это развитие транспорта, развитие наземного пассажирского транспорта, введение режимов различных).
В программе этого года порядка 70% всех усилий будет также направлено на продолжение развития транспортной инфраструктуры города Москвы. Примечательно, что к ранее достигнутым показателям порядка 120 км введенных линий метро и 54 станций (только в подземном исполнении) за три года запланировано построить еще 25 новых станций метро. Это порядка 58 км эксплуатируемых линий метрополитена, то есть тех линий, которыми будут пользоваться наши пассажиры.
Строительство недвижимости. С 2011 года в столице — только вдумайтесь — построено более 85 млн кв. м недвижимости, из которых 34 млн кв. м — это жилье.
Самая важная жилищная программа десятилетия в Москве — это, конечно, реновация. Она стартовала в 2017 году, планируется, что около 1 млн москвичей благодаря этой программе улучшат свои жилищные условия — переедут из ветшающих пятиэтажек 1960-х годов в современные комфортабельные дома. Вот несколько свежих цифр. С момента старта программы уже построено 67 домов, 58 из них заселяются. В процессе переселения находятся 27 тыс. москвичей. В активной стройке еще 180 домов, в работе 464 стартовые площадки. Жилье нельзя представить без социалки. Это поручение мэра: каждый микрорайон в Москве должен быть обеспечен школой, больницей и детским садом. За десять лет в городе построили 288 детских садов и ясель, 104 школьных здания.
И напоследок — о приятном. Вы знаете, за это десятилетие Москва, действительно, изменялась. Но многие изменения нельзя измерить. Например, как можно оценить или посчитать парк «Зарядье» или, скажем, реконструированный стадион «Лужники», которым гордятся все москвичи. Это нельзя оценить, и это уже история.
«Город.Мнение»
Александр Николаев, президент АО «ИНТЕКО»:
— За эти десять лет московский Стройкомплекс прошел совершенно фантастический путь, фантастический не просто по комплексности задач, но и по тем масштабам задач, которые были реализованы. Дело в том, что город развивается в эти десять лет не просто как набор разрозненных инфраструктурных элементов, это очень системная, очень большая работа, которая была совершенно феноменальным образом организована руководством Стройкомплекса.
При этом, очень важно заметить, на каждый вложенный бюджетный рубль городских инвестиций приходится в три, в четыре раза больше внебюджетных средств. Это, безусловно, феноменальный по эффективности стимул для развития экономики в целом и, конечно же, прекрасный пример того, как взаимодействуют государство и частный бизнес, в данном случае наш девелоперский сектор.
Десять лет тому назад, когда, по сути, зарождалась основа того успеха, который мы сейчас видим, перед Москвой стояли огромные и очень сложные задачи. Это, безусловно, практически коллапс дорожной сети, огромное количество комплексных проектов, которые начинались при предыдущем руководстве города, но так и не были реализованы. Сейчас совершенно кардинальным образом пересмотрены принципы транспортной инфраструктуры, огромные сделаны инвестиции в создание общественных пространств. И город в этом смысле становится совершенно другим. Я думаю, что каждый житель Москвы это прекрасно видит. Безусловно, огромная работа проведена по созданию объектов социальной инфраструктуры. Город совершает, делает огромную работу в части развития транспортной инфраструктуры, по сути дела, это же и есть кровеносная система города. Мы сейчас находимся на одном из проектов компании «ИНТЕКО», комплекс West Garden расположен практически по соседству с недавно построенным южным дублером Кутузовского проспекта, проспект Генерала Дорохова, рядом с одноименным метро. Жители этого комплекса (а здесь 1,8 тыс. квартир), соседнего объекта «Вестердам», где еще несколько тысяч квартир — они являются прямыми бенефициарами той работы, которую город системно делает на протяжении последних десяти лет.
Бизнес и Стройкомплекс перешли за эти годы от просто формального взаимодействия к настоящему партнерству. Работа выстроена была системно на протяжении всех десяти лет. И в этом смысле очень интересно отметить, что скорость принятия решений сократилась, порой, с месяцев и недель до даже нескольких дней. Те решения, которые были по инициативе Стройкомплекса приняты правительством Москвы в части отсрочек по выплате аренды земли, изменений разрешенного использования земельных участков, продления разрешений на строительство в те моменты, когда мы столкнулись с весенними сложностями, — это, конечно, работа, которая стала прекрасным примером того, как может быть эффективно выстроен диалог с властью как в масштабах страны, так и для конкретно отдельных регионов.
Читайте также Видео: 10 лет программе редевелопмента «ржавого пояса» Москвы
Автор
Игнат Бушухин