Панегирик моему директору

Скажите, много ли среди ваших знакомых людей, изменивших мир? Хотя бы в масштабах города и края?  Вопрос, естественно, риторический. И ответ очевиден: немного. Или вообще нет.

Я за свою жизнь встретила такого одного. Директора школы №42 г. Барнаула. Александра Федоровича Ильина. Встретила в баснословные 90-ые годы, когда формальные отчеты были лишь частью необходимой статистики, а не главным показателем работы школы, когда парламент был местом для дискуссий, а школа — сообществом единомышленников, средой развития ребенка и системообразующим элементом микрорайона, а, может быть, города и края, как в нашем случае.

Встретила я такого человека давно, но начала понимать настоящую значимость его личности относительно недавно, когда вступила в возраст размышлений и подведения итогов своей педагогической деятельности.

А в те времена я воспринимала стиль руководства Александра Федоровича просто как данность. И совершенно не ощущала неумолимое  воздействие объективного закона импринтинга, как особой формы научения.

Я жила далеко от школы, общественный транспорт ходил из рук вон плохо, чтобы не опаздывать, я выходила из дома за полтора часа, хотя до школы ехать всего 30 минут. Поэтому, если все складывалось благополучно, я добиралась на работу к 7 утра. В кабинете Александра Федоровича всегда горел свет. Прям такой маяк для несмышленого путника. Та же история вечером: практически ежедневно он уходил последним.

В страшные морозы, когда отопление еле теплилось, прибежал из дома с укрывным материалом спасать растения в коридоре.

Во время урока, если шел по пустому коридору, коршуном кидался к бумажкам на полу и относил их в урну.

Не стоило бы упоминать эти мелочи, если бы из них в том числе не складывался стиль школы.

Как и из особой любви директора к пришкольному участку. Все учителя и ученики поработали летом на нем. И было ощущение объединяющего дела, слаженной мануфактуры. Одни вытаскивали и разматывали шланги для полива, другие пололи, третьи рыхлили приствольные круги, отчетливо помню каждую операцию, потому что прошла их все. Как результат — неизменно лучший школьный двор в городе, огромные ели вдоль здания школы, березы у ограды, каждый год новая клумба, вазоны с цветами у входа. Место, где хочется гулять и любоваться.

Но главным качеством нашего директора было умение ненавязчиво транслировать отношение к делу. До сих пор не могу понять, как это у него получалось. Мы все чувствовали себя причастными к чему-то общему и важному. Если нужно было, оставались сверхурочно и никому в голову не приходило возмущаться по этому поводу даже в глубине души.

На моей памяти школа получила статус гимназии, нас собрали тогда на совещание и завуч спросила, что нам, как предметникам интересно, какой курс мы бы хотели разработать. Многие предложили темы курсов, написали программы, отправили на рецензирование в вузы Барнаула и Москвы. Незаметно для нас самих нам внушалась мысль, что учитель — это самостоятельная личность, он интересен своей непохожестью на других, собственным подходом к преподаванию

И школа была такой. Отличающейся от других, стремящаяся осваивать новое. Первые физико-математические классы в городе, первый компьютерный класс, открытый в 1972 году, первый в Сибири школьный интернет-центр, открытый в 1998 году.

Наша деятельность была интересна другим школам, буквально в нон-стоп режиме мы давали открытые уроки, и они были не показушными, а обыкновенными, рабочими, — это тоже был стиль руководства Александра Федоровича.

Сколько учителей продвинул Александр Федорович директорами в другие школы! И сколько учителей гимназии №42 имеют единственную запись в трудовой о приеме на работу!

Подруга, с которой мы познакомились в школе Александра Федоровича, вспоминает, как он бросился обнимать и поздравлять ее, случайно встретив на торжестве, когда ее фото размещали на городскую доску почета. Как они не могли наговориться в тот день, потому что со дня последней встречи прошло 20 лет. Как он искренне интересовался ее жизнью, как помнил все подробности.

Я попросила ее написать мне об этом и она ответила: «Это мой по настоящему Первый Директор! Когда я была у него на собеседовании при приеме на работу он попросил не только аттестат, но и вкладыш с оценками:) и я сначала его боялась! Меня тоже не минула участь обрабатывать приствольные круги — весной от ствола , а осенью к стволу! Потом оказалось, что мы водим детей (я) и внука (он) в один детский сад:)  А когда, спустя почти 20 лет, мы случайно встретились на торжественном мероприятии, где чествовали и награждали, то обнимались и не могли наговориться!»

Чувства сопричастности и поддержки тоже воспитывались им.

Лет через 10 после ухода из 42-ой, я участвовала в какой-то городской конференции. На нашей секции восемь человек из двенадцати были настоящими или прошлыми работниками его школы. Увидев там друг друга, мы в один голос сказали, что здесь не хватает только его.

В день семидесятипятилетия Александра Федоровича бывшие его ученики-учителя говорили приличествующие этому торжественному событию слова, иногда, как в моем случае, неуклюжие и корявые.

А потом сказал свое ответное слово наш директор.

О том, что главной фигурой в школе является учитель, потому что он ежедневно воздействует на ребенка, показывает ему возможную модель жизни, о том, как важно быть профессионалом своего дела, и не пытаться казаться умнее, о том, что все свои проблемы нужно оставлять за порогом школы, не приносить их в класс, потому что тот самый ребенок, для которого существует школа и профессия педагога, должен всегда чувствовать поддержку, веру и любовь своего учителя.

И всем снова стало ясно, что Александр Федорович — человек, который  меняет мир, делает его осмысленнее и лучше.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть