Очевидное-невероятное: для ЕГЭ наступает начало конца

Идут годы, но мода ругать ЕГЭ, винить его во всех бедах российского образования, не проходит. На него буквально «вешают всех собак», то бишь все недостатки российской школы. ЕГЭ винят в страшном вреде для образования, в том, что дети совсем расхотели и перестали учиться, а учителя учить. Ректор МГУ В.Садовничий говорит, что это из-за ЕГЭ первокурсники-филологи МГУ, причем получившие высокие баллы ЕГЭ, не способны писать без огромного числа ошибок.

Однако мы подозреваем, что ругают ЕГЭ сейчас только такие люди, которые либо просто не в курсе того, что произойдет, когда ЕГЭ отменят (малоинформированные), либо отмена ЕГЭ им выгодна, и они много выиграют от этого (провокаторы).

На самом деле виноват ли  в общем падении качества образования именно ЕГЭ — это еще очень большой вопрос.  Ведь далеко не всегда «после этого» означает «вследствие этого». Есть, например, достаточно авторитетное и массовое мнение, что первокурсники МГУ (как и любых других вузов) могли разучиться грамотно писать по целой куче разнообразных причин, например в результате коренного изменения методики обучения письму в начальной школе, перехода на систему Эльконина-Давыдова, в которой важной опорой письма является фонетика — «как слышится, так и пишется», которая прошла  начале 2000-х. А до перехода на методику Эльконина-Давыдова обучение грамотности происходило без опоры на фонетику. Ребенок сразу должен был запомнить графику слова, а изучение фонетики приходилось на возраст, когда дети уже писали уверенно.  Вот и формировалась у детей так называемая «врожденная грамотность» примерно до 2000-х годов, а после — исчезла.

Самая главная проблема  ЕГЭ состоит не в том, что он как-то негативно влияет на образование (а он, конечно, влияет), а в том, что он оказался настоящим экзаменом для всего российского общества. И оно его не сдало. Справедливость и честность оказались не про нас. Вылезла коррупция, кумовство. Оказалось, что школа не готовит к ЕГЭ (или вообще ни к чему не готовит), и обойтись без армии репетиторов невозможно. Но представьте, что будет без ЕГЭ? Что произойдет, если его вдруг отменят?

А ЕГЭ, однозначно, приходит конец.  Причем в Министерстве просвещения еще могут быть не в курсе, и Васильева с Кравцовым лишь сдерживают натиск «реформаторов»: Минпрос не самостоятельно управляет образованием исходя из глубокого понимания этой отрасли, а является как бы «приказчиком» самых разнообразных властных структур, которые вдруг берутся «порулить» образованием. Начинало эту практику Министерство экономики и персонально Герман Греф. А теперь он продолжает «рулить» прямо из Сбербанка, но подключились лично премьер-министр, бесчисленные депутаты Государственной Думы, патриарх Кирилл и епископ Илларион и даже … мэр Москвы Сергей Собянин.

Пару недель назад на III Международной конференции по управлению качеством образования С.Собянин выступил с докладом, в котором он рассказал  о том, как Москва с 2012 года идет к внедрению «электронного портфолио» всех учащихся школ. В результате «школа сможет выстраивать траекторию индивидуального обучения, максимально учитывать способности учащегося и его образовательные потребности…». 
На самой конференции С.Собянин заявил о грядущей замене ЕГЭ на портфолио, на основе сбора данных по электронным следам обучения ребенка за много лет. «Благодаря» этой системе можно увидеть все аспекты жизни конкретного ученика: какие задания он выполняет, как быстро справляется с ними, чему научился, какие оценки получил; в каких кружках занимается, в какие музеи, парки, театры ходит; что строил, проектировал, изобретал; какие книги читает; в каких олимпиадах участвовал и побеждал, какими компетенциями владеет. 

Потом, в публикациях по следам этого резонансного  выступления С.Собянина были проведены ретушь и правки, в том ключе, что ЕГЭ никто не собирается отменять, а электронное портфолио лишь добавит баллов к результатам ЕГЭ.  Но слово – не воробей, и оно вылетело.

Но если бы это слово вылетело одно! С.Собянин, однозначно,  представил на конференции не собственную точку зрения, а идеи, уже долгое время бродящие внутри ДоГМ, в комитете Госдумы по образованию и науке, в ВШЭ и т.д. И эти мнения можно услышать в выступлениях Исаака Калины, Бориса Чернышева, Ярослава Нилова и др.

Согласно этим идеям необходимо отказаться от каких-либо экзаменов и аттестаций, а нужно постоянно накапливать «образовательные следы», начиная от посещаемости, не только уроков, но и кружков, факультативов, текущих отметок и отметок по контрольным работам, и до результатов на олимпиадах и всевозможных конкурсов, все поощрения и наказания. Такое тотальное досье на каждого ребенка. И к этим досье – программные системы для анализа и оценки. Это называется «система раннего выявления талантов ученика».

А уже по результатам такой комплексной оценки ведущегося много лет досье – распределение по школам различной направленности и разного уровня обучения и в конце концов — по вузам, короче — «персональные траектории развития».  Ну, и далее… При этом, конечно, нам придется создать разноуровневые школы. Раздельные для «отличников», «хорошистов» и троечников», куда детей будут отправлять по результатам автоматизированного анализа и оценки электронных досье. 

Стоит ли говорить, что эти электронные досье будут находиться в прямой зависимости от достатка, кошелька родителей? И будут по-настоящему сословными?  Ведь бесплатных кружков и секций остается все меньше и меньше, да и возить детей в разные уголки на эти секции – все сложнее и дороже. А электронное досье, начатое на ребенка еще в детском саду, будет сопровождать его в течение всей жизни, определять место человека в социальной жизни, положение в государстве… Вот, например, по данным учительского профсоюза Москвы И.Калина уже внедрил «черные метки» в электронных делах московских учителей. Если учитель поссорился с директором школы (опять же, назначенным И.Калиной) и уводился, пусть даже по собственному желанию, он получает «черную метку» в электронном личном деле, и его больше не возьмут на работу ни в одной школе Москвы!

Такой, поучается, тоталитарный контроль в духе голливудских антиутопий. Но очень нам близкий, логичный и понятный особенно в свете происходящего в стране в последние годы: полный разгула контроля и вмешательства в жизнь каждого гражданина, камер слежения, закона Яровой и прочей паранойи. 

Так что когда мы, педагоги, ругаем ЕГЭ, мы должны отчетливо понимать, что на смену ЕГЭ при нынешнем положении в обществе и государстве может прийти нечто действительно ужасное, к чему мы абсолютно не готовы.
Так что давайте будем осторожны и аккуратны в оценках и своих пожеланиях и, особенно, прожектах типа «как нам обустроить российскую школу»!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть