Очевидное-невероятное: далеко ли поплывет «школотитаник»?
Это настоящая гигантомания, охватившая нынешние столичные власти и власти страны, исповедующие чистый менеджмент и технократизм там, где необходим гуманизм и учет человеческих потребностей.
Конечно, людям нужно где-то жить, а детям – учиться в какой-то школе. Но, думается, совершенно не этот аргумент является ведущим в решении построить на месте ликвидированного завода ЗИЛ гигантский «человейник» — так по аналогии с кишащими муравьями муравейниками сейчас называют гигантские дома и микрорайоны – с огромным числом проживающих в них людей. Человейник нам месте ЗИЛа рассчитан на 76 тысяч человек, это размер достаточно приличного по численности российского города. В нем, по заявлениям властей будет, создано 65 тысяс рабочих мест (тут позволим себе усомниться). И, разумеется, таком гигантскому человейнику потребуется школа — Титаник среди других школ. Другого неологизма даже не приходит мне в голову – это будет настоящий «школотитаник».
Я лично никогда не стал бы жить в таком человейнике и ни за что не отдал бы своих детей в такой школотитаник. Считаю, что человек должен жить в жилище, соразмерном самому человеку, и притом близко к природе, а не в каменных джунглях. А учиться лучше в небольшой школе, где возможен персональный контакт ученика с каждым учителем, и если в этой школе 300 учеников, то это уже много. При условии, конечно, что человек хочет прожить долгую и интересную, наполненную творчеством жизнь, вырастить и воспитать порядочных и достойных детей.
Но власть настроена иначе. Она делает ставку на гигантское строительство (и, соответственно, прибыли от него), а что касается образования – на гигантские школы и еще более гигантские финансовые потоки, порождаемые такими школами. Так лучше срощенному с властями бизнесу в нашей стране, где восторжествовала олигополия и победил псевдогосударственный псевдокапитализм (потому что это не настоящий капитализм, и тем более, он не по-настоящему государственный). Для него лучше создать супермонополии типа Сбербанка, Газпрома, Роснефти и им подобных – в которых человек-винтик будет крутиться и прессоваться, пока не будет выжат и выброшен за ненужностью для дожития на отложенной пенсии.
Теперь совершенно понятно, причем тут слияние и укрупнение старых московских школ, проводившиеся с 2012 года. Это была разминка, «проба пера» перед созданием таких умопомрачительных школотитаников. И это несмотря на то, что результаты слияния даже по результатам исследования такой ультранеолиберальной конторы, как Высшая школа экономики – более, чем сомнительные. Из целей этой реформы, которые провозглашались так: «Детям — хорошие знания, учителям — признание, карьера и рост доходов» ни одна не оказалась достигнутой. Результаты ЕГЭ в «слитых» школах остались в целом теми же (что естественно, поскольку на результаты ЕГЭ влияет не столько школьное образование, сколько ответственное отношение к подготовке к ЕГЭ самих школьников при помощи репетиторов, ну и квалификация этих репетиторов). Вместо расцвета кружков и всякого дополнительного образования, все это стало в основном платным и менее доступным.
Учителя негативно оценили слияния школ. В возникших комплексах реже отмечается рост зарплат и чаще — чрезмерная занятость. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше», — подчеркивают педагоги. Недовольство вызвали плохой соцпакет, низкая зарплата, работа с трудными учениками и сложные отношения с начальством. «Мы стали как фабрика, все для рейтинга, а ученика потеряли, до ребенка вообще уже нет дела», — заявил один из респондентов.
Но в случае с школотитаниками ЗИЛ и Некрасовки – это уже не фабрики, а заводы по выпуску человеческого материала.
Более чем сомнительно, что здесь удастся сформировать нормальный педагогический коллектив, который обеспечит высокое качество обучения.
Но даже не в качестве обучения дело.
Такие огромные школотитаники в отличие от небольших, компактных школ подвержены множеству новых рисков, связанных с гигантским количеством посещающих их детей. И вряд ли эти риски как-то просчитаны инициаторами создания этих школотитаников.
Трудно, например, себе представить, как эта туча детей вдруг придет (или приедет с родителями на авто – а парковочки на снимках сверху для высадки – посадки детей не просматриваются!) утром на занятия, начнет переобуваться и раздеваться в раздевалках. А потом одеваться. Это ведь будет очередь, как в театре или цирке после представления. И тут явно не обойтись без эксцессов, давки и драк.
А еще огромное количество детей в школе резко повышает риски распространения опасных инфекций. Как известно, сейчас мы вообще вступаем в эпоху повышенных рисков эпидемий и пандемий. С одной стороны, вирусы и бактерии мутируют и приспосабливаются к арсеналу имеющихся антибиотиков. С другой стороны – массовый характер приобретает избегание родителями иммунизации детей в связи с низким качеством прививок и их тяжелыми последствиями для здоровья детей. Уже в последние месяцы приходится сталкиваться с закрывающимися на карантин по кори, коклюшу и другим инфекционным заболеваниям обычными школами и детскими садами. А что будет в таком школотитанике? Ведь кто-то один из его тысяч учащихся обязательно принесет инфекцию, и такое будет происходить каждый день.
Далее, проблемы с питанием школьников. Еще не забылось, как «бузили» родители детей, у которых питание в школах и детских садах замороженными продуктами с комбинатов питания вызвало вспышку дизентерии. Волна таких случаев прокатилась от Москвы до самых окраин страны в проходящем учебном году. Что же будет в таких школотитаниках? Ведь обеспечение детей питанием при таких объемах станет непростой задачей даже технически, не говоря о гигиенической стороне. Жидкий стул всем учащимся обеспечен железно.
Следующей проблемой являются криминальные и террористические опасности. Что, если в такую школу кто-то из отморозков принесет оружие и взрывчатку? Во-первых, гигантская школа более привлекательна для теракта, чем маленькая. И опасна с точки зрения, например, пожара. Во-вторых , в такой школе труднее поддерживать безопасность на достаточном уровне. Вероятно, всех детей придется пропускать через пункт проверки наподобие аэропортовского, со сканированием рюкзаков и просвечиванием и ощупыванием детей на входе, а во дворе школы будет постоянно дежурить скорая помощь и пожарная машина. И все же это не исключает рисков, например, от беспилотников.
Далее, особой проблемой будет поддержание необходимого уровня коммунальных сервисов и обеспечения. Само снабжение столь большой школы, коммунальные услуги, текущие ремонты станут проблемой. При большой нагрузке на коммунальные сети в перенаселенном районе – человейнике здесь постоянно будут происходить коммунальные аварии.
Но больше всего меня беспокоит другое. Читали ли вы об экспериментах с перенаселением, например, мышей и крыс? Об опытах Джона Бю Кэлхоуна (John B. Calhone) под названием «мышиный рай»? В этих экспериментах, несмотря на то, что подопытные социальные животные обеспечивались питанием и водой, в результате возникновения перенаселения у них включалась агрессия, поведенческие стратегии, которые приводили всю популяцию к гибели.
Вот и сейчас, при таком большом количестве учащихся, не получим мы вместо прилежных школьников криминальные подростковые банды, не просто распространяющие криминальный стиль жизнь, наркотики, спид, но и просто убивающие друг друга и инакомыслящих в результате разборок и травли?
При нынешнем состоянии школьной системы, особенно в свете того, что профессиональные учителя уже в дефиците, и в такой школе будут работать, в основном, безработные инженеры, выходцы из стран СНГ и ищущие подработок студенты, я бы не поручился, что после открытия таких школ в них все пойдет гладко. При первом же инциденте с жертвами, такая школа будет закрыта и останется пустой.
Но дай Бог, чтобы я ошибался.