Очевидное: доклад правительства о политике в сфере образования – а все остальное невероятно
Правительство РФ представило свой ежегодный доклад Федеральному собранию – отчет за 2018-2019 учебный год. Это документ на 132 страницах с приложением. Что же можно вычитать из этого бюрократического изделия, продравшись через чиновничий новояз?
Очевидно, что, как обычно, это документ писало множество людей, каждый отвечая за свой раздел или параграф, и ни одного – кто прочитал бы его от начала до конца и понял, что у них поучилось. В документе полно статистических данных, призванных убедить, что в образовании – все прекрасно, у нас отличная образовательная политика, и она замечательно реализуется. По страницам разбросано множество фактуальной информации и статистических данных, призванных это доказать, о том, сколько образовательных учреждений на необъятных просторах нашей Родины уже функционируют, и какие, и где, и сколько планируется построить еще, и какая достигнута доступность дошкольного образования. И что еще чуть-чуть и уже не останется учебы в третью смену в общей средней школе…
Например, можно прочитать, как все замечательно с зарплатами педагогических работников.
В 2018 году, по данным Росстата, в целом зафиксирован рост среднемесячной заработной платы педагогических работников (по сравнению с 2017 годом):
дошкольного образования — с 29 тыс. рублей до 31,7 тыс. рублей (рост составил 9,1 процента);
общего образования — с 34,9 тыс. рублей до 38,4 тыс. рублей (10,0 процентов);
дополнительного образования детей — 32,3 тыс. рублей до 36 тыс. рублей (11,4 процента);
преподавателей и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, — с 32,2 тыс. рублей до 36,5 тыс. рублей (13,4 процента);
педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — с 33,9 тыс. рублей до 37 тыс. рублей (9,1 процента);
педагогических работников, реализующих программы высшего образования, — с 63,8 тыс. рублей до 82,5 тыс. рублей (29,3 процента);
научных сотрудников – с 63,4 тыс. рублей до 100,1 тыс. рублей (57,7 процентов).
Насколько точны и объективны эти данные? Всем педагогам известно, что это – ложь, причем наглая ложь. Высокие зарплаты получают только администраторы от образования. А «средний показатель» натягивается путем разных отчетных ухищрений. Но мы, педагоги, уже настолько привыкли к этой лжи, что воспринимаем ее как само собой разумеющееся.
И вот за этой ничего не значащей статистикой уже кажется, что снова Минпрос занимается лакировкой действительности как, это было на партсъездах во времена застоя, и что петля времени замкнулась, и мы вновь оказываемся году эдак в 1985-м…
Если бы не одно жирное «НО», которое поставлено в самом начале доклада. И это «НО» очень весомое и важное: в докладе написано, частью явно, частью между строк, что В СТРАНЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ — КАТАСТРОФА, ЕГО КАЧЕСТВО ОЧЕНЬ НИЗКОЕ, СПЕЦИАЛИСТОВ НИ В ОДНОЙ ОТРАСЛИ НЕ ОСТАЛОСЬ и совершенно непонятно, что с этим делать. То есть понятно: осваивать средства Национального проекта «Образование». И может быть, оно повысится. Как бы само собой. Или по мере реализации национального проекта придумаем что-нибудь.
То есть правительство выпустило доклад, к которому хорошо подойдут в качество эпиграфа слова песенки «Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо как никогда…» Если кто-то помнит, в этой песенке все закончилось плохо. У маркизы – лирической героини – в действительности все пропало: лошадь сгорела в конюшне при пожаре, уничтожившем весь замок, когда муж застрелился, узнав, что полностью разорен.
Эта мина заложена в начальном разделе «Цели и задачи».
Первое же весомое утверждение в этом разделе: «Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» сразу же вызывает массу вопросов и сомнений. И в то же время, объясняет происходящее в образовании.
Из этой фразы следует, что в стране много некачественного образования и мало качественного. И правительство изо всех сил борется с некачественным, обычным образованием.
Оказывается, что правительство не в курсе ничего, что действительно происходит в образовании! Что низкие зарплаты педагогов, слияние городских школ, ликвидация школ в селе – все это реализация генеральной политической линии и вместе с тем – факторы низкого качества образования!
Иначе говоря, создается впечатление, что традиционному образованию, доставшемуся РФ от СССР, решено дать постепенно умереть. А вот росткам качественного образования, которое то там, то сям появляется в стране, дают зеленый свет, повышают его доступность.
Но что такое «качественное»? Это, поясняет правительство, когда образование соответствует инновациям в экономике. То есть всякие WorldSkillsJunior, медали и места на международных олимпиадах и конкурсах робототехники, и всякие другие Skills, не только Hard, но и Soft, то есть мягкие, социальные. Это ведь они отвечают современным потребностям общества. А все традиционное, что не отвечает – на свалку истории! Не надо учить ВСЕХ. Надо поддерживать сильнейших, талантливейших и лучших. И вместе с тем бороться за доступность…
Так, правительство уже давно отказалось от принципа академического образования, когда оно соответствовало системе наук. Теперь остатки такого академического образования – это анахронизм. Вместо этого произошел переход к «экологическому» образованию (но это не образование на основе научной отрасли «экология». Что это такое точно никто не знает, но это что-то вроде набора «компетенций» грамотного потребителя, а также востребованного работника госслужбы или крупной корпорации. Именно такие люди и образуют основной «человеческий капитал»).
Что же конкретно делалось в 2018 году, чтобы ответить на «долговременный системный вызов роста роли человеческого капитала в стране как основного фактора экономического развития», и на тот факт, что образование указано в качестве одного из стратегических национальных приоритетов?
Оказывается, для этого всего лишь
— было обеспечено планомерное внедрение ФГОС общего образования в 1-8 классах.
То есть тот, кто писал этот доклад, не знает, что ФГОС начального образования должен был быть внедрен уже с 2011 по 2015 годы, ФГОС основной общей школы – с 5 по 7 классы – в 2015-2018 годах. Не знает Правительство и того, что ФГОС – это всего лишь инструкция, КАК ПИСАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ ШКОЛЫ. В отчетном 2018-2019 учебном году ФГОС должен был внедряться в 8-м классе основной школы. И вестись подготовка к внедрению ФГОС в 9-м, а также 10-11 классах.
— внедрены и проводятся мероприятия по ранней профориентации (типа "Билет в будущее", цикл открытых уроков и форум профессиональной ориентации "ПроеКТОриЯ");
— сформирована национальная система выявления и поддержки одаренных учащихся, основой которой являются 225 олимпиад (включенных в Перечень) и творческих конкурсов школьников, в том числе спортивных, создан государственный интернет-ресурс об одаренных детях…
— продолжалась работа по открытию и оснащению спортзалов для физического воспитания детей;
— в целом обеспечено доведение показателей средней заработной платы отдельных категорий педагогических и научных работников государственных (муниципальных) образовательных организаций до уровня развития экономики субъектов Российской Федерации в соответствии со значениями, установленными указами Президента Российской Федерации 2012 года (с учетом допустимого 5-процентного отклонения).
Почему бы было не «доводить показатели», а просто начать платить больше? То есть, не важно и никому не интересно, какую конкретно получает учитель зарплату, стояла задача «обеспечить доведение средних показателей зарплаты неких отдельных категорий до уровня развития экономики» и эта задача решена!
Мы с интересом узнаем, что совершенно «в тренде происходящих процессов глобализации и интернационализации высшего образования» 711 граждан РФ учатся во всяких Кембриджах и Оксфордах за госсчет (а вот каких граждан это детки, не написано).
Отмечу, что все процитированное здесь говорит лишь о том, что даже на уровне целеполагания у правительства нет никаких идей (и ни малейшего понятия), как конкретно повышать доступность качественного образования и обеспечить рост человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Будем делать то, что делали: строить детские сады, школы и отдельные спортзалы, внедрять образовательные стандарты, что-то практикоориентированное, а также многофункциональное и межрегиональное, будем участвовать в олимпиадах, а зарплату повышать не будем, только обеспечим доведение средних показателей отдельных категорий до уровня развития и шито-крыто! То есть, по большом счету, для изменения качества образования ничего не делается, просто выполняется некоторая текущая работа. Представлений о том, как повысить качество, нет.
За огромное и бесспорное достижение системы образования выдается то, что оно (образование) включено в число 12 отраслей, развитие которых будет осуществляться за счет национальных проектов. И невдомек составителям доклада, что национальные проекты – это механизм потратить деньги в ПОЛНОСТЬЮ ПРОВАЛЕННЫХ областях деятельности. Попросту залить деньгами то, что оказалось на грани развала.
Поражает «размах и глубина», отраженные в пункте «Разработка и реализация документов стратегического планирования».
Немного спойлеров. Оказывается, планируется разработать стратегию развития образования в Российской Федерации, которой до настоящего времени не было. А в эту стратегию, будет включены (подумать только!) … цели и задачи, мировые тенденции, предложения по ее организационному и правовому обеспечению, управление и коммерциализацию интеллектуальной собственности в сфере образования и педагогической науки, совершенствование кадрового потенциала.
Но одной стратегии мало, будет разработана еще и Государственная программа РФ «Развитие образования». Эта программа будет включать несколько разделов.
Важнейшим является целевой. В действующей программе в целевом разделе по годам определены такие показатели, как "качество образования", "доступность образования", "онлайн-образование". Однако в новой программе от «онлайн образования» отказываются. Вместо «онлайна» будет "воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций". Потому что «онлайн» — не по-нашему. Нет здесь духовных ценностей и национально-культурных традиций.
Сама программа будет включать 10 федеральных проектов. Но и государственной программы мало! Параллельно разрабатывается Национальный проект «Образование» и эти же проекты государственной программы развития образования входят в Национальный проект «Образование». И каждый из них направлен на решение конкретных задач по развитию отрасли:
"Современная школа" — на внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология" (собственно, этот пункт и говорит о том, что правительство и Минпрос абсолютно не в курсе, что внедрять и как повышать мотивацию, обновлять содержание и совершенствовать методы);
"Успех каждого ребенка" — на достижение цели воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций (а это о том, что непонятно, как воспитывать современного ребенка, а ключ воспитания – к обращению к традициям и ценностям отцов и дедов);
"Поддержка семей, имеющих детей" — на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализации программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
"Цифровая образовательная среда" — на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
"Учитель будущего"- на внедрение национальной системы учительского роста, охватывающей не менее 50% учителей;
"Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" — на модернизацию профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также обновления материально-технической базы (ответственные — Минпросвещения России и Минобрнауки России по сферам ведения);
"Новые возможности для каждого" — на решение задачи по формированию системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
"Экспорт образования" — на решение задачи по увеличению не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации;
"Социальная активность" — на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
"Социальные лифты для каждого" — на решение задачи по созданию условий гражданам для непрерывного личностного развития, предоставлению возможностей профессионального и карьерного роста .
Все эти описания планируемых проектов и программ наводят на старую русскую присказку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Судя по тому, что правительство уже опоздало с запуском Национальных проектов, впустую потеряв более полугода к настоящему времени, вряд ли и дальнейший ход описанных проектов при всем их позитивном звучании обойдется без накладок, глупостей и откровенной коррупции.
Похоже, мы переживем еще много интересных моментов и сможем написать немало ярких критических статей по материалам реализации этих эпохальных проектов.