Об образе счастливого будущего для всех

Набрел в интернете на пост Тины Канделаки «Будущее уже наступило»… Почитал… раз… другой.. и  решил-таки в ответ тоже порассуждать…

С одной стороны, конечно же, невозможно не радоваться тому, что наш соотечественник организует в Испании лагерь для выдающихся молодых программистов. Конечно, это здорово! Для этих молодых программистов. И спасибо большое Дмитрию Волкову!

Что меня смущает в реакции Тины Канделаки?

Это то, как восторженно наша бизнес-элита (Т.Канделаки в таком отношении тут не одинока) относится к различным проектам, которые отбирают некоторых лучiих из лучших и предлагают им шанс на замечательную карьеру.

Как пишет Тина: «Большинство участников турнира станут техническими директорами крупнейших компаний мира».

Замечательно!

Только для кого приключилось это будущее?

Будущее наступило у этих конкретных ребят. Что, еще раз, само по себе конечно, очень хорошо! Хоть у кого-то…

А для того, чтобы будущее пришло не только к ним, но и ко всем остальным их сверстникам, нужны иные мотивы и действия.

Я понимаю, что в бизнес-элиту страны прорвались люди, привыкшие конкурировать и надеяться только на самих себя. И они считают что конкуренция – это универсальный механизм развития.

Соответственно, задумываясь о том, как поддержать молодежь – они начинают поддерживать проекты, которые предлагают следующему поколению также конкурировать друг с другом и лучшим в этой гонке предлагают то самое красивое будущее. А все остальные к этому будущему пока не готовы. В этом, конечно, есть своя некоторая справедливость – кто много работал, кто талантлив и кому повезло — тот и получает выигрыш.

Все так.

Но все такие конкурсы и программы — они не про общее будущее

Они про конкретных некоторых ребят, которые получат приличные зарплаты, и про конкретные фирмы, которые получат лучших работников.

Кроме того уже появились и в бизнесе организации, которые не считают, что конкуренция, конкурсность, соревнование «кто лучший» — не единственный механизм развития организации, бизнеса, жизни… Например, так называемые, бирюзовые организации считают что сотрудничество, многообразие, эмпатия, забота о среде и тех кто вокруг – более долгосрочные источники развития.

И в этом смысле, если у этих некоторых будут перспективы приличной жизни, а у всех остальных — нет, то боюсь, что такой дисбаланс приведет к общему краху. И будущее не наступит.

Чтобы наступило-таки будущее, нужно сделать так, чтобы эта счастливая перспектива появилась у всех (ну или, по крайней мере, у очень многих) людей, живущих рядом друг с другом.

Для того, чтобы лучшее будущее наступило в той деревне или том городе, откуда «вытянули» этих гениальных программистов, нужно сделать так чтобы в этом месте научились счастливо жить рядом и этот будущий гениальный программист? и будущий рабочий завода, предприниматель? и тренер местной молодежной футбольной команды… Такое обучение «совместной счастливой жизни» может происходить, конечно, на улицах города, и во многом – в школах. Значит для того, чтобы перспектива появилась у всех – нужно начать менять среду проживания и среду обучения.

Иначе – только выдергивая каждый раз лучших и ничего не делая для того, чтобы жизнь на территории изменилась, – такие программы обедняют территорию. Ведь территория – это не только деревья и река, заводы и музеи, это еще и люди, которым интересно и счастливо здесь жить. И многообразие здесь только на пользу. Если, конечно, людям помогают научиться жить вместе – и таким разным.

Конкурсы же, выбирая лучших из лучших, организуют своеобразный «пылесос» (иногда это называют «лифтом»), вытягивающий более-менее талантливых детей: из деревни в город – из города – в Москву или Петербург, оттуда — в Калифорнию. Вот так и будет будущее возникать лишь в Калифорнии.

А для остальных будет работать принцип «отрицательного отбора» — здесь живут те, кто не смог уехать, неудачники…

При этом я не говорю, что нужно запретить все конкурсные программы

Нет, конечно. Но очень нужно, чтобы появились программы, которые поддерживают развитие территорий и людей на этих территориях.

Счастливое будущее – это странный сплав хорошей работы – хороших отношений – культурной среды – хорошего образования … Как ни странно, именно школа – может стать одним из источников появления такого будущего. Поскольку именно в ней подрастающее поколение учиться жить счастливо вместе. Или наоборот – сейчас чаще учится тому, что все вокруг твои враги, и с ними жить рядом счастливо не возможно.

Нужны программы, помогающие научиться жить и работать счастливо вместе – детям и учителям, школам и предприятиям, умным и умелым, музыкантом и рабочим… Программы увязывающие социо-культурное, экономическое развитие территории и образование. Повторюсь – именно в школе (позже в вузе, колледже) – во многом и может происходить обучение этой счастливой совместной жизни. Менять надо не только перспективы для конкретных детей, но и перспективы для школ и окружающей их среды…

Но для того, чтобы такие программы появились, нужно, чтобы у элиты несколько сменились ориентиры. Нужно начать думать о том, как помочь приближению счастливого будущего у всех, а не только у некоторых.

Вот, например, Билл Гейтс сменил направленность своих программ в образовании. В своей работе Фонд Гейтса делает упор не на поддержку отдельных учеников, а на работу со школами, на вовлечение школьных сообществ в процесс реформирования.

«Школьная лига РОСНАНО»

Поможем школам научиться жить счастливо со всеми своими учителями, учениками, родителями, они потом помогут всем детям и окружающим их взрослым.

Исходя из этой максимы начинала работать 7 лет назад и программа «Школьная лига РОСНАНО». Расскажем о ней и ее эффектах чуть подробнее, чтобы было понимание, что не только с деньгами Била Гейтса можно добиваться весьма позитивных результатов на пути обновления жизни.

***

«Школьная лига РОСНАНО» — программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного естественнонаучного образования, была инициирована в 2010 году образовательным центром «Участие» при поддержке Фонда инфраструктуры и образовательных программ (РОСНАНО).

Центральная задача программы: способствовать формированию сети школ, готовых встать на путь поиска облика современной школы, развивать свои образовательные программы:

– впуская в них новые знания о новых технологиях;

– предоставляя учителям и школьникам возможность проводить исследования и реализовывать проекты, делая тем самым изучение естественных наук более интересным, деятельностным;

– раздвигая рамки классно-урочной системы и открывая двери школ партнерам из современного инновационного бизнеса;

– тем самым способствуя вовлечению большего числа выпускников школ в обучение и работу в сфере высоких технологий.

Участниками и партнерами Школьной лиги в 2010-2015 учебных годах стали более 300 школ, 100 бизнес-предприятий и научных центров, 10.000 школьников, студентов, молодых ученых и предпринимателей.

Подробнее с содержательным замыслом программы можно познакомиться, в частности, в книге «Илюшин Л.С., Казакова Е.И., Лебедев О.Е., Пузыревский В.Ю., Эпштейн М.М. Образовательная программа школы. Концепция проекта «Школьная лига РОСНАНО». – СПб, 2011».

Образ современной школы

Здесь представлю кратко образ, какой видится инициаторам Программы современная школа, желающая соответствовать вызовам современной эпохи, которую можно признать, в том числе, «эпохой нано».

Во-первых, это школа добротных базовых учебных программ с акцентом на естественно-научное образование с использованием высоких технологий, но с непременным учетом социокультурного контекста.

Во-вторых, это школа выбора школьниками собственных образовательных маршрутов, а также проектов, связанных с изучением перспективных научных исследований и их экономического потенциала.

В-третьих, это школа, ориентированная на изучение истории естествознания и роли личной, общественной инициативы и меценатства.

В-четвертых, это школа, моделирующая социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании, а также популяризацию (например, через СМИ и Музей науки) достижений и перспектив в сфере нанотехнологий.

В-пятых, это школа реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса («нанобизнеса») в России и за рубежом, предполагающего пусть и ограниченное, но непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организации производства.

В-шестых, это общеобразовательная школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.

В-седьмых, это школа, принципиально по-разному выстраивающая образование в различных возрастных группах: 7–10 лет, 11–13 лет, 14–15 лет, 16–18 лет.

В-восьмых, для такой школы принципиальной является идея моделирования, пронизывающая всю ее образовательную программу – от содержания таких предметов, как математика, биология, физика, до лабораторных работ и практик, использования ролевых, деловых игр в средней школе и участия в конкретном производственном процессе в старших классах (в частности, введения робототехники в учебную программу).

Для нас этот современный образ во многом перекликается с «хорошо забытым старым»: с замыслами и надеждами «новых школ» начала XX века, с опытом педагогики сотрудничества и отечественной исследовательской педагогики 1980-1990-х годов (См. об этом, в частности: Эпштейн М.М. Альтернативное образование. – СПб, 2013; Соловейчик С.Л. Воспитание школы. – М., 2002; Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб, 2005).

Перед педагогами вновь встает задача – как на те же «вечные» вопросы, которые были поставлены более ста лет назад, найти современные ответы в новой ситуации – в новом времени, в эпоху новых технологий. Перед нами сегодня стоит задача – опираясь на идеи и опыт предыдущих поколений создателей «новой школы», породить ее современный образ.

И на этом пути нам важно быть внимательными к любым достижениям – от удачно найденного педагогического приема помощи ребятам в становлении их собственного опыта жизни в этом мире до опыта существования целого учреждения, живущего в логике «новой школы»:

– предоставляющей ученикам возможность собственного дела;

– создающей атмосферу сообщества, где ценен каждый, где многообразие – основа развития всех, а не тормоз;

– открытой к окружающему миру, изучающей его и вовлекающей своих учеников и учителей в заботу (работу) о его улучшении.

Чтобы появились такие школы, нужно пройти немалый путь поисков, сомнений, открытий, разочарований, разрешив по ходу множество существенных содержательных, организационных и иных проблем. Многое здесь еще непонятно, нет однозначных ответов на большинство вопросов. Но одно ясно наверняка – пройти этот путь можно, лишь объединив ресурсы, идеи, стремления ученых-естественников и школьных учителей, предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и методистов, и многих других людей, озадаченных вопросом как можно изменить жизнь к лучшему на тех территориях, где живут эти люди.

***

Как оно работает

Понимая, что стоящие перед программой «Школьная лига РОСНАНО» (далее – Лига) цели (обновление естественнонаучного образования, образования школьников в области высоких технологий и технопредпринимательства, поддержка сети школ и их партнеров в обновлении образования для всех) потребуют организации и поддержки деятельности инновационного сообщества в сфере образования, мы изначально задумывали организацию работы Лиги в соответствие с логикой Инновационного комплекса. (Подробнее о механизмах поддержки инновационных педагогических сообществ см. «А.Цирульников, А.Русаков, М.Эпштейн. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению. СПб-Москва: 2009»)

Если коротко — ставка изначально делалась не столько на индивидуальную поддержку отдельных выдающихся учеников, некоторых лучших учителей или продвинутых школ, победителей различных конкурсов, сколько на создание инфраструктуры поддержки сообщества людей и организаций, инициативных, желающих начать менять себя, свои школы и жизнь вокруг них. Что это означает?

Изначально планировалось, что программа будет поддерживать людей – исследователей и организаторов в различных регионов страны – тех, кто может стать «ядерными центрами», вокруг которых уже могут объединяться другие.

Участниками большого числа событий, организуемых в рамках Программы, становились  школьные команды – учителя и дети (а не только дети-победители конкурсов), которые приняв участие в том или ином общем событии, возвращались в свои школы и там могли становиться инициаторами участия других учителей и детей в общих делах.

Программа поддерживала не столько «выдающихся», имеющих те или иные достижения –учителей, школьников — сколько инициативных, желающих что-то предпринять, что-то сделать, изменить. Программа изначально задумывалась с открытым входом, вернее с большим числом разнообразных входов – доступных любому желающему (ученику, учителю, школе, региону).

Так, в частности, в рамках программы были организованы дистанционные образовательные конкурсные программы, содержание которых продумывалось специально по возможности разнообразным, так чтобы в нем смогли (и захотели) принять участие и дети, увлеченные наукой, и те, кому интереснее техника и технологии, те, кто хотел бы заниматься дизайном и современным искусством (музыка, видео, аудио, танец…), и юные предприниматели, и молодые журналисты, пишущие о науке, и старшие подростки и младшие школьники…

А конкурс проводился лишь потому, что нужно было найти какой-то легитимный и справедливый механизм отбора из большой массы детей, желающих принять участие в летней школе (о которой речь пойдет чуть ниже). К сожалению, бюджет программы и силы ее сотрудников ограничены и не позволяют провести летнюю школу для всех желающих. Но именно для того, чтобы охватить как можно больше желающих, многое делается для того, чтобы в различных регионах страны проводилось как можно больше подобных летних школ.

Программа направлена, не на отбор лучших, а на вовлечение в круг участников все большего числа увлеченных, на создание сообщества, само уже участие в котором мотивирует его участников (учителей, студентов, школьников, предпринимателей…) на расширение (и углубление) своей активности.

В течение года проводится круг событий, в которых могут принять все желающие школьники, учителя, школы. Специально продумываются события, которые могут проводить сами школы, получая методическую и другую поддержку Программы, тем самым резко увеличивая число потенциальных участников. Так, например, Лига стала инициатором проведения Всероссийской недели высоких технологий, подключиться к проведению у себя которой может любая школа страны.

В рамках программы разрабатывались и издавались методические материалы, пособия, игры, лабораторные комплексы и пр. учебные пособия, использовать которые в своей работе могут все желающие учителя и школы. С целью поддержки учителей и школ, вставших на путь изменений себя и своей образовательной программы, проводился ряд учебных программ для учителей – очных и заочных, в которых могли принимать участие все желающие. В подготовке и проведении этих программ принимали участие и сами педагоги, тем самым, создавалась сеть взаимообучения, взаимоподдержки, профессионального обмена опытом.

Программа инициировала ряд событий, стимулировавших школы к сотрудничеству друг с другом и к поиску «внешних партнеров» — инновационных бизнес-предприятий, научных исследовательских центров, высших учебных заведений в своих регионах.

Летняя школа

Одним из центральных событий стала летняя школа «Наноград», которая проводится ежегодно каждый раз в новом регионе страны. Летняя школа – во многом место сборки всей программы, в ней участвуют школьники (те самые, кто выигрывал это право, побеждая в образовательных конкурсах), учителя школ, из которых приехали дети, студенты (в том числе выпускники программы), ученые, предприниматели, специалисты различных фирм-партнеров. Летняя школа – место апробации идей и методик, пособий, разработанных в Программе, время новых знакомств и старта проектов. Летняя школа строится по модели «Школы — Технопарка» (где дети и взрослые получают опыт работы в командах над настоящими производственными заданиями, где ценно многообразие, и каждый может оказаться по-своему нужным в общем деле) и тем самым служит явленным образом «новой школы». Опыт такой жизни участники увозят с собой в свои города и села. Так же увозят они и желание повторить это счастье осмысленной жизни — либо вернувшись сюда снова на будущий год, либо попробовав воссоздать его в своей школе, в своем регионе. И уезжают они не поодиночке, а командами.

Во многом благодаря «кочующей летней школе» в различных регионах страны, где она успела побывать, местное руководство приходило к пониманию необходимости поддержки аналогичных программ региональном уровне. В регионах создаются местные сети школ, решающих включиться в процесс поиска нового образа современной школы, проводятся свои региональные серии событий для школьников, учителей, студентов, предприятий-партнеров. И, в том числе, проводятся свои региональные — летние, осенние, зимние школы для учащихся по модели летней школы «Наноград». Федеральная программа поддерживает эти региональные сети методически, информационно, человеческими отношениями. Тем самым, ресурсы, вложенные в программу, кратно увеличиваются; в разы увеличивается и количество детей, учителей, студентов, партнеров, получающих шанс жить бодрой, вдохновляющей, осмысленной жизнью, видящих перспективу, включающихся в интересные совместные проекты, встречающих партнеров, места практик и обучения…

Ресурсные центры, работающие в этих регионах, поддерживаемые местными властями, координируют всю эту работу. Вдохновленные опытом такой жизни в школьные и студенческие годы, имея партнеров среди действующего бизнеса, молодежь инициирует в своих регионах новые проекты (бизнес и социальные), начиная потихоньку менять жизнь вокруг себя. Задавая большему числу людей новый образ будущего, предлагая бодрую, насыщенную, содержательную жизнь уже сейчас и в своем городе, регионе – такие программы, в том числе, начинают менять социо-культурную среду в своем регионе.

***

Возвращаясь к началу этого текста – еще раз отмечу – это пример программы, в которой нам удалось убедить наших партнеров вложиться не в очередной конкурс, быстро приводящий к отбору одаренных детей, которых потом можно выдернуть из среды проживания и сопровождать их в индивидуальной карьере, а в создание инфраструктуры, которая позволяет запустить механизмы поддержки изменений в жизни многих школ. И тем самым, и в жизни существенно большего числа школьников, студентов, учителей… А в случае поддержки подобных программ со стороны региональных властей они получают и мощный ресурс развития инновационной инфраструктуры региона.

В данном случае терпение, доверие стороны бизнес-партнеров и наличие стратегического видения позволило получить отдачу – и в плане «позитивного имиджа», и в плане резкого увеличения числа вовлеченных в программу участников, и в плане конкретных изменений в судьбах школ, учителей, школьников, студентов…

Какими фактами, свидетельствами реальных успехов программы можно подтвердить выше сказанное?

Если говорить о цифрах на федеральном уровне:

— более 300 школ стали участниками программы,

— более 100 фирм, приняли участие в программе как партнеры,

— более 10000 школьников оказались включенными в события программы в различных регионах страны,

— более 100 наименований новых пособий, позволяющих по иному подойти к освоению естественных наук и знаний о современных технологиях, применяются на практике учтителями в школах страны,

— более 1000 учителей прошли повышение квалификации в различных очных и заочных программах,

— в более чем в 10 регионах страны созданы партнерские сети школ, и проводятся регулярные каникулярные школы, и другие события с участием школ, предприятий, научных центров…

Отдельно можно описывать истории:

— конкретных школ, «поймавших попутный ветер» и из не самых популярных в своем районе, вырвавшихся в лидеры;

— учителей, ощутивших поддержку сообщества, поднявших голову над пачками бумажной отчетности и вновь вернувших себе смысл работы;

— подростков, определившихся со своим будущим; студентов, обучающихся еще на первых курсах, но уже реализующих свои собственные проекты, востребованных фирмами-партнерами в качестве сотрудников;

— предпринимателей, почувствовавших вкус к работе с молодежью и пр.

Говоря об изменениях, происходящих в регионах, ставших партнерами программы, приведу в качестве примера некоторые результаты в Пензенской области. В Пензе состоялась первая летняя школа «Наноград» в 2011 году. С тех пор Пензенская область — постоянный партнер Программы.

Среди видимых эффектов и результатов этой деятельности, можно назвать, в частности:

—  включенность большого числа педагогов школ Пензенской области в инновационные педагогические практики, осуществление в области ряда инициативных образовательных проектов, проведение на базе школ области ряда межрегиональных семинаров-стажировок и других событий;

§  количество школ-участниц программы в области выросло с 14 в 2012 году, до 65 в 2017;

§  количество учителей, прошедших через участие в различных событиях-проектах Программы – 370 человек;

—  постоянный рост числа школьников, активно участвующих в различных событиях, образовательных программах, связанных с естественнонаучным образованием, высокими технологиями, инновационным бизнесом, а также рост числа подростков и юношей, участвующих в этих событиях и программах не по одному разу;

§  количество школьников, участвовавших в событиях Программы, выросло от 220 человек в 2012 году, до 2800 в 2017 году;

—  выход многих школ области на содержательное партнерство с бизнес-структурами;

§  так в 2012 году партнерами региональной летней школы стали 8 предприятий области, а к 2017 году в различных совместных событиях и проектах вместе со школьниками и школами участвовали более 40 предприятий;

— рост числа студентов, молодых специалистов, предпринимателей, принимающих активное участие в проектах, образовательных программах, организуемых для школьников;

§  в области создан молодежный отряд «Новатор», его участниками становятся, студенты, предприниматели, молодые ученые, преподаватели. Отряд выступает основным организатором большинства событий Программы в области. Его активными участниками стали более 40 молодых людей (две трети состава – выпускники программы);

— возникновение инициативных проектов (с участием молодых людей, школьников, педагогов, предпринимателей, ученых) на стыке задач образования и экономического развития области;

§  в частности, членами (выпускниками) молодежного отряда «Новатора» реализованы шесть собственных бизнес-проектов. Один из них — ООО «Музей занимательных наук «Реактор» — в 2017 году получил грант на молодёжном форуме ПФО "iВолга", и стал победителем второго конкурса Президентских грантов;

§ несколько успешных бизнес-проектов реализовано школьниками-участниками программы;

§  выпускники Программы активно участвуют в конкурсе молодежных проектов по программе «УМНИК». Так например, в 2017 г. В конкурсе участвовали 7 проектов, разработанных выпускниками программы в Пензенской области;

— модели работы с региональной сетью — школ, учителей, предпринимателей, учащихся — подхватываются другими организациями и начинают распространяться в различных районах области. Это свидетельствует, в частности, об устойчивости Программы.

§  Например, в 2014 года в Пензе начал работу муниципальный кластерный проект «PROдвижение» (организатор — Управление образования г. Пензы и Центр технологического образования г. Пензы). Весь учебный год пензенские школьники работали над воплощением своих задумок по разным направлениям: IT, технологическое направление, архитектура, социально-педагогическая сфера, экономика. Скажем, в 2016-2017 году в проекте приняли участие 133 команд школ области.

§  Еще пример. В 2016-2017 в г. Кузнецке Пензенской области прошел первый конкурс проектов по научно-техническому творчеству обучающихся «Техностарт-2016». Инициаторами конкурса выступили педагоги, прошедшие обучение в Программе. В конкурсе было заявлено 19 проектов. Лучшие работы были представлены на выставке инновационно — технического творчества детей и молодежи Пензенской области «Инноваториум — 2017».

Так вложения ресурсов, сил, внимания в инфраструктуру поддержки инновационного педагогического сообщества, в программу, ориентированную на содействие изменениям в образе жизни в школах региона, возвращаются сторицей в социально-экономическое развитие региона.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть