Непростой путь учителя-конкурсанта
На ниве учительских профессиональных конкурсов творятся чудеса, не менее удивительные, чем на одноименном поле в Стране Дураков.
Когда в 37 лет я впервые начала работать в школе и, среди прочего, должна была создать пресс-центр и музей, я довольно быстро поняла, что порой мне не хватает профессиональных знаний и умений. Курсы повышения квалификации, на которые я пошла в надежде научиться чему-то полезному, меня разочаровали: там была пустая говорильня, которая не имела вообще никакого отношения к реальной деятельности. Затем я подумала, что неплохой путь повышения квалификации – изучение опыта коллег, а простой способ с этим опытом познакомиться – участие в профессиональных конкурсах и анализ работ победителей.
Профессиональный конкурс как способ повышения квалификации
Я пошла самым простым путем – обратилась за советом к администрации. Меня интересовало, в каких конкурсах имеет смысл участвовать. Мне порекомендовали те конкурсы, которые проводятся официальными структурами: окружным управлением образования, окружным методическим центром, позднее — городским. Я нашла положения нужных мне конкурсов, подала заявку, подготовила конкурсные работы и стала с нетерпением ожидать, когда на сайте учреждения будут выложены все работы участников. Все-таки моей целью было знакомство с успешными практиками моих коллег.
Я не дождалась. Я не увидела работ ни участников, ни победителей. В некоторых конкурсах я даже не нашла итогов. Когда очередной раз изучив весь сайт учреждения-организатора конкурса и не найдя ничего, кроме положения, которое висело там уже год, я позвонила по указанному в положению телефону, мне объяснили, что итоги давно подведены, даже дипломы уже вручены, а информирование происходило по электронной почте: всем победителям отправлялись письма с приглашением на церемонию награждения. «Вам письмо не приходило? Ну, значит, Вы никакого места не заняли. Принимайте участие в конкурсе в следующем году».
Иногда итоги все-таки публиковали. В итогах одного конкурса я не увидела наш музей ни среди победителей, ни среди участников. Когда я позвонила организаторам и спросила, что же случилось, я узнала, что нашу заявку получили, конкурсную работу тоже, но потом она куда-то делась. При том, что в нашей заявке были указаны все контактные данные, мне было удивительно, что с нами никто не связался, не предложил повторно отправить конкурсную работу. Просто я к тому моменту еще недолго работала в системе образования, поэтому мое удивление простительно. Через год я уже ничему подобному не удивлялась.
Отдельно надо отметить, что в положениях обо всех этих конкурсах непременно указывалось, что «целью проведения конкурса является повышение профессионального уровня педагогов, предоставление возможностей для обмена опытом и сетевого взаимодействия». Как именно организаторы добивались этой цели такой своеобразной реализацией, мне не ясно.
Про нарушение сроков, указанных в положениях о конкурсах, теми, кто эти положения разрабатывал и конкурсы проводил, даже упоминать неловко. Это происходило в каждом втором конкурсе. Особенно раздражающей была самая распространенная ситуация: указать дату окончания приема работ, а в этот день сообщить о продлении сроков, в которые можно было подать работу. В итоге участники оказывались в неравных условиях: кто-то (как правило, ответственный и исполнительный) спешил подготовить конкурсную работу и подать ее вовремя, а кто-то получал дополнительное время.
С самым удивительным фактом в деле профессиональных учительских конкурсов я столкнулась в этом году. В положении об учительской олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» (организатор: ГАОУ ДПО «ТемоЦентр» при поддержке Департамента информационных технологий Москвы) указано, что «в Олимпиаде могут принимать участие учителя информатики, […] учебная нагрузка которых в 2017-2018 учебном году составляет не менее 18 часов в неделю, а средняя заработная плата в этой организации по итогам I квартала 2018 г. составит не менее 80 тыс. рублей».
Вот так: доходчиво и довольно оскорбительно для тех педагогов, зарплата которых не дотягивает до этой цифры.
Докажи, что ты хороший учитель — сними видеоролик
Перед тем, как закончить с рассказом о чудесах учительских конкурсов, проводимых официальными структурами, хочу затронуть тему конкурса «Педагог года». Каждый год в нашей школе выбирали несколько жертв, которые должны были принять участие в «Педагоге года», «Самом классном классном» и «Сердце отдаю детям». Желающих не было никогда, поэтому участников практически назначали. «У Ивановой в этом году нагрузка не очень большая и классного руководства нет, ей и участвовать».
Бедолаги скачивали положения о конкурсах и чесали в затылках. «На первый этап конкурса участник предоставляет видеоролик длительностью не больше 3 минут с самопрезентацией».
Много ли есть учителей, которые способы написать сценарий, снять и смонтировать видеоролик? Ответ вы сами знаете. В итоге многие учителя вынуждены искать и нанимать за собственные деньги людей, которые это сделать способны. Например, в 2014 году в Москве стоимость таких услуг была 10-15 тысяч рублей. Какие педагогические профессиональные компетенции выявляет такое конкурсное задание? Вы не знаете? И я не знаю.
1 место стоит 79 рублей
Когда мне стало понятно, что участвуя в конкурсах, проводимых официальными структурами, своей цели я не добьюсь (напомню, что я жаждала познакомиться с успешными практиками моих более опытных коллег), я переместила фокус внимания на платные конкурсы. Как правило, они проводились по более осмысленным правилам: работы участников и победителей публиковались на сайте конкурса, и можно было подчерпнуть интересные идеи и реально повысить свой профессиональный уровень.
Я веду речь о 2010-2011 годах, тогда это было именно так. Но ситуация быстро начала меняться: количество конкурсов увеличивалось в геометрической прогрессы, и часть из них (и немалая) по сути конкурсами не являлась.
Многие коммерческие организации вывеской: «Конкурсы для учителей» прикрывали откровенную продажу дипломов и сертификатов. Вот этот скриншот сделан сегодня.
И таких скриншотов можно сделать бесчисленное количество.
Конечно, упорный и целеустремленный учитель и сейчас в состоянии получить пользу от участия в конкурсе помимо бумажки с печатью для аттестации: познакомиться с опытом коллег, научиться чему-то новому, повысить свою квалификацию. Но на этом пути его ждут разочарования, препоны, испорченное настроение. Непростой это путь.