Национальная премия «Лучший учитель». Оно того стоит
Сегодня два российских учителя рассказали нам о том, каким образом они стали обладателями национальной премии «Лучший учитель» международного конкурса LEGO Education Teacher Award и за счет организаторов приняли участие в грандиозном событии – международном симпозиуме, собравшем лучших педагогов всего мира в 2016 году в Бостоне (США), а в 2017 году – в Биллунде (Дания).
Ольга Мельникова, учитель начальных классов Международной мультилингвальной школы Bala-city (г. Казань). Лауреат премии 2016 года. |
Юлия Понятовская, учитель начальных классов в МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области. Лауреат премии 2017 года. |
— Расскажите, как у Вас возникла идея принять участие в конкурсе?
Ольга: Я тогда в своей школе часто информировала коллег о разных профессиональных конкурсах и агитировала участвовать. И с этим конкурсом так же было. А где-то за две недели до окончания приема заявок я решила и сама попробовать. У меня даже мысли не было о возможности победы, я рассматривала участие в конкурсе как хорошую возможность обобщить собственный опыт, разложить все по полочкам, провести рефлексию.
Юлия: Я случайно увидела в своей ленте в Facebook чей-то пост о том, что проводится этот конкурс. А у меня в тот момент был готов очень интересный урок с использованием образовательных решений LEGO Education, по метаморфозам лягушки. Я его уже провела, знала, что урок получился. На уроке дети работали в группах, я выступала в роли помощника, ну и фотографировала и снимала видео, чтобы позже показать коллегам. Так что к моменту, когда я узнала про конкурс, все необходимое для участия у меня уже было. И я решила, что стоит попробовать принять участие.
— Насколько сложно было оформить конкурсные документы?
Ольга: Я не увидела никаких сложностей. Просто нужно было собрать все свои уже готовые материалы, структурировать их и подать в оргкомитет.
Юлия: Ну что Вы?! Совсем несложно. Самое главное – там ничего не надо выдумывать, необходимо просто тезисно изложить то, что знаешь и делаешь.
— Что участие в конкурсе дало Вам в профессиональном смысле?
Ольга: Наверное, самым главным стало понимание, что надо изучать английский язык. Став лауреатом премии, что для меня было очень неожиданно, я была приглашена на симпозиум в Бостон, куда собрались педагоги из самых разных стран мира. И, хотя мое незнание языка мне не сильно помешало, потому что на всех мастер-классах мы не столько должны быть слушать объяснения, сколько работать руками, выполняя различные задания, я, тем не менее, поняла, что язык знать необходимо, чтобы иметь возможность более подробно обсуждать с коллегами профессиональные вопросы.
Еще важным результатом участия в конкурсе стало то, что я, вернувшись домой, могла коллегам в своей школе рассказать о том новом, что я узнала, увидела, услышала в Бостоне. Там выступали педагоги из Японии, Китая, Австралии, Коста-Рики, они делились своим опытом, что-то было мне знакомо, а что-то удивило, поскольку ничего подобного мы все раньше не делали. И распространить их опыт в своей школе – это было важным и полезным следствием участия в конкурсе.
Юлия: Во-первых, мне участие в конкурсе помогло обобщить собственный опыт работы, накопившийся на тот момент, а, во-вторых, позволило наметить векторы дальнейшего развития, стало понятно, к чему стремиться, в каком направлении двигаться. Когда я принимала участие в симпозиуме в Биллунде, я получила возможность узнать, как работают мои коллеги в разных странах, получить представление об их опыте, и, конечно, это все не только вдохновило, но и подарило новые идеи для работы. Мы во время симпозиума побывали в школе, созданной компанией LEGO, посетили много мастер-классов, получили массу впечатлений. Так что для меня участие в конкурсе стало настоящей точкой роста в профессиональном плане. Привезла домой массу идей, задумок, которые теперь воплощаю.
— Ваши интервью будут читать ваши коллеги, российские учителя, среди которых, наверняка, есть те, кто станут участниками конкурса и в этом году и в следующих. На правах опытных уже людей, что вы можете им посоветовать?
Юлия: Во-первых, и самое главное, — не надо бояться. Конечно, всем нам бывает порой страшно делать шаг в неизведанное пространство нового, да еще и такого престижного конкурса, потому что боимся проиграть, боимся не доказать, что мы – круты. И вот этого бояться точно не надо. Участие в таком конкурсе – это, в любом случае, шаг вперед, это возможность понять, в правильном ли направлении мы идем или надо что-то поменять. А еще это прекрасный шанс вместе со своими учениками придумать и реализовать что-то грандиозное. Иногда внутри нас есть все необходимое для того, чтобы сделать большой рывок, но нам все время некогда, у нас рутина, не хватает какого-то толчка к этому. И вот участие в конкурсе может стать таким толчком и позволит учителю подняться на очередную ступень собственного профессионального роста. Это совершенно точно, я говорю об этом, основываясь на собственном опыте.
Ольга: Я хочу не столько посоветовать, сколько пожелать. Я желаю им веры в себя, не думать о результате, а участвовать, в первую очередь, для собственного развития. Потому что, когда мы анализируем то, что уже сделали, на этой основе мы можем придумать что-то новое. Даже, если вдруг не получится победить, это повод сделать выводы о своей работе, что-то в ней изменить, и повторить попытку через год. В любом случае оно того стоит!