Москву начали покорять малоэтажные офисы
Общая площадь офисных проектов, включающих малоэтажные корпуса до пяти этажей, достигла в столице 237,7 тыс. кв. м. Об этом «Известиям» рассказали аналитики группы «Товарищества Рябовской мануфактуры» в пятницу, 2 сентября.
Такое предложение насчитывает 600 юнитов в 60 проектах.
«Квартальный тип бизнес-центра — один из самых перспективных. Он рассчитан не только на крупные компании, которые могут арендовать целые этажи и блоки, но и на широкую аудиторию малого и среднего бизнеса независимо от специализации», — сказала управляющий директор компании Мария Дорохова.
По ее словам, зачастую предпочтение бизнес-кварталам отдают предприниматели, чье дело связано с творчеством — от флористов и фотографов до медиа и типографий. К ним примыкает гастрономия, бьюти-индустрия, магазины одежды, обуви, аксессуаров, добавила она.
«Способ организации пространства позволяет всем резидентам продуктивно взаимодействовать. Такие проекты способны активно притягивать уличный трафик и быть частью городской среды», — рассказала она.
В компании отметили, что такой жанр офисной индустрии особенно распространен в прибрежных локациях в Даниловском и Донском районах. Эта часть Москвы в свое время формировалась как базовый промышленный хаб, который в дальнейшем прошел через успешную джентрификацию, сказали там.
По данным аналитиков, в шести бизнес-кварталах Даниловского района сосредоточено 20% офисных лотов и 22% офисных площадей. Показатели Донского района измеряются, соответственно, 9 и 6%. Затем в рейтинге идут районы Дмитровский и Богородское, на каждый из которых приходится по 6%. Обе локации отличаются богатой промышленной историей, добавили эксперты.
«Большой выбор офисной недвижимости в бизнес-кварталах характерен для центра Москвы. В первую очередь, это районы Басманный (доля 6%), Таганский (доля 6%) и Хамовники (доля 5%). Таким образом, семь упомянутых локаций замыкают на себя 60% предложения», — сообщили аналитики.
В компании отметили, что всего на сегодняшний день в столице насчитывается около 1,5 тыс. офисных центров.
В середине июля аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank рассказали, что по итогам I полугодия 2022 года объем инвестиций в коммерческую недвижимость РФ вырос на 42% по сравнению с прошлым годом, до 179,8 млрд рублей. Отмечалось, что на фоне ухода брендов и компаний с российского рынка наблюдается рост объемов сделок по покупке бизнесов уходящих компаний. Зачастую приобретается весь бизнес, включая персонал, продуктовую линейку и прочее. Иногда в периметр таких сделок попадает и недвижимое имущество. Среди примеров таких сделок — продажа российских активов финского производителя Fazer (действующих фабрик в БКХ «Коломенский»), Carlsberg, Valio, Paulig, «Вимм-Биль-Данн», Pizza Hut и других брендов.