Может ли помочь школе День всех влюбленных?
Близится День Святого Валентина. «Праздник», который ждут далеко не все…школы. Не секрет, что где-то он даже под запретом. Но вот ученики его любят, и ничто не помешает им несанкционированно заполонить эфир тайным перешептыванием, подбрасыванием друг другу валентинок, записок, распространением праздничного мусора-фантиков-шариков и так далее. Их мысли будут явно не про учёбу. Направить бы эту энергию в полезное русло. Но как? На помощь приходит Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).
«Идеальная» валентинка
Знаете, что такое "инсайт"? Доводилось испытывать это внезапное озарение, когда удается классно решить какую-то свою личную или профессиональную задачу? То самое, когда «пазл сошёлся»…Инсайт можно получить намеренно. Одна из методик по получению управляемого инсайта ТРИЗ, а один из инструментов ТРИЗ – «идеальность». Расскажем о нём на живых примерах (в форме сердечек).
Суть инструмента такова. Представим себе идеальную валентинку. Любые смелые фантазии записываем:
Идеальная валентинка – это какая?
— Развивает интеллект?
— Экологична (и воспитывает осознанность)?
— Не существует (нет валентинки – нет проблемы)?
— Которую не выкидывают (и она не станет мусором)?
— Которая выгодна школе…
Продолжите список сами?
Воплощаем идеалы в реальности
А теперь, отбросив сомнения, думаем над каждым вариантом: как бы его воплотить в реальность? Просто пофантазируем. Перечисленные примеры «идеального объекта» будут служить для нас ориентиром.
Валентинка, которая развивает интеллект
Объявляем в школе неделю интеллектуальных игр. В тренде – развивающие валентинки. Тот, кто придумает самую умную – тот победил. Почет ему и слава, и орден интеллектуального Валентина.
Какими могли бы быть умные валентинки? Может, это шифр? Чтобы понять тайное послание – нужно его сначала разгадать. Может, это кроссворд? Только правильно его заполнив – получишь нужный рисунок. Может, это квест? Реши несколько примеров и узнаешь координаты нахождения валентинки. Или акростих…и всё в таком духе.В результате направили энергию учеников, спровоцированную праздником, на развитие интеллекта.
Экологичная валентинка
Объявляем в школе неделю экологии. Рассказываем, как вредят окружающей среде наши отходы, пластик, милые воздушные шарики. О переработке мусора и так далее. В интернете сейчас много убедительных фотографий, чего стоят тонны мусора в океане… Самое время пробудить осознанность и предложить проявить её в рамках предстоящего обмена валентинками. Тот, кто придумает самую экологичную – тот победил. И, естественно, получил орден Осознанного Валентина.
Какой могла бы быть экологичная валентинка? Может, это валентинка из органики? Сухих листьев, иных перерабатывающихся материалов. Заодно можно подтянуть знания – какие материалы из доступных нам перерабатываются, а какие нет. А может, это валентинка из снега? Можно её слепить или вытоптать на снегу, заодно занятие физкультурой. А если всем вместе создать самую большую валентинку из снега – то можно и в новости попасть. Повысить градус экологичности и сделать валентинки не просто безвредными, а полезными? Например, из мусора, который уже валяется на улицах. Собрать фантики-пластиковые пакеты и бутылки, сложить в форме сердечек, сфотографировать на память – а затем мусор отправить в дальний путь.
Играя в экологичные валентинки, мы направим ажиотаж вокруг праздника на развитие осознанности учеников в отношении экосистемы.
Валентинка, которая не существует
Это вызов! Попробуйте такую придумать сами и предложить эту задачку ученикам. Конкурс на придумывание шпионских валентинок. Таким образом ученики решат задачу – как сделать так, чтобы и валентинки друг другу подарить – но при этом не раздражать тех, кто против этого праздника.
Может, это будет виртуальная валентинка? Открытка на каком-то сайте. Или в смс? Валентинка, которая предназначена только для определённых глаз, а другие её не увидят? Например – с помощью чернил, которые проявляются лишь со временем. Или нарисовать послание воском – а дома адресат сможет валентинку закрасить и увидеть секретное послание. А еще это может быть валентинка на зеркальце – нужно подышать на него – и она появится.Или самоуничтожающаяся валентинка! Как шпионские послания – это какая? Например, изо льда. Она растает и её не успеют увидеть лишние глаза. Главное потом не забыть стереть следы от растаявшего послания.
Запустив акцию секретных валентинок, мы решим противоречие: те, кто против праздника – ничего не увидят и избавятся от лишнего стресса. А те, кто хотят отмечать этот праздник – получат возможность это сделать…и возможность побороться за орден Секретного Валентина.
Валентинка, которую не выкидывают
Как мы сможем избежать связанного с праздником мусора? Объявить творческий конкурс на самую невыкидываемую валентинку! Но какая это может быть валентинка? Например – валентинка из цветов, красивый букет – такой точно захочется унести домой. Или съедобная валентинка. Кстати, необязательно это может быть шоколад или печенье. Наверняка найдутся любители на валентинку-бутерброд. Или даже специальный вариант для вегетарианцев – валентинка из салатных листьев. Какую еще валентинку или записку не захочется выкидывать? Ту, которая для чего-то нужна.
Как это организовать? Например, в конце 14-го февраля проводится какое-то актуальное для школы голосование, и есть две коробки, куда можно складывать всё связанное с этим праздником, что хотелось бы выкинуть – обертки, записочки и прочее. В какой коробке окажется больше снеди – та и победила. И получила орден – Аккуратный Валентин.
Валентинка, которая выгодна школе
Любое из красивых решений задачи несет дополнительные плюсы и работает на престиж школы и рост уважения учеников к администрации.
Например, престижно, если о школьной инициативе направить энергию учеников в полезное русло – напишут в СМИ. Дополнительный рост уважения к школе, подсказка другим школам, на кого равняться. Закрепление за собой креативного подхода к решению задач, передовые методы воспитания.
Рост уважения в глазах учеников связан с тем, что администрация не наложит вето на праздник, пользуясь своим авторитетом, а найдёт альтернативное решение, пробудив в учениках желание действовать. Предложит творческое решение, вместо простого запрета, который, стоит признать, вероятнее всего всё равно будет нарушен.
А ещё можно было бы совместить творческий подход + повышение престижа, организовав благотворительную акцию (конечно, предварительно прояснив все юридические моменты). Допустим, организуется творческий конкурс, и все ученики в рамках благотворительной акции могут выставить свои валентинки на продажу. Стоимость валентинки – добровольное пожертвование. А вырученные деньги можно направить в благотворительный фонд (например, по борьбе с болезнями сердца).
Возможность сделать реальный вклад побудила бы учеников сделать наиболее красивые и творческие варианты открыток. Ведь им самим было бы приятно, что их шедевры кто-то хочет купить и они приносят реальную пользу.
Такой подход помог бы превратить бесполезную трату денег на праздничную атрибутику – в полезную добрую акцию, а ученикам дал бы возможность проявить свой творческий потенциал и почувствовать вкус благотворительности, участия в бескорыстном важном деле.
Всем, кто заработал благотворительные взносы без сомнения был бы присвоен орден Самого Доброго Валентина.
Если Валентин под запретом
Идеи-то хорошие, но…как быть мне?
Несомненно, большинство из предложенных выше вариантов могут быть реализованы только на административном уровне, с поддержкой администрации. как быть отдельному учителю, который не может найти поддержки сверху, или не хочет действовать столь масштабно, но… кажется, немного заразился ТРИЗ-ом и хочет теперь что-то изменить сам?
Отдельно взятый креативный учитель вполне может направить энергию праздника в нужное русло!
Можно подцепить учеников в рамках своего предмета и дать им открытую задачку. Такие задачи на креативность и воображение очень цепляющие, поверьте 🙂
Например, как сделать математическую валентинку? А как историческую, географическую, биологическую?
Можно не привязываться к предмету, а придумать другую более общую, но не менее интересную задачу, например: а как сделать валентинку из воздуха?
Или можно рассказать ученикам про этот тризовский метод «идеальности». Придумать вместе с ними другие варианты «идеальных валентинок» и дать задание воплотить любую «идеальную валентинку» из вашего списка.
Также можно вместе порассуждать – что праздники, конечно, красивы. Но не приносят ли все эти салюты, шарики и атрибутика вред городу и экологии? А как этого избежать? А как сделать так, чтобы из-за празднований город и экосистема не страдали, а наоборот становились лучше и здоровее? Это были бы «идеальные» празднования?
Такие беседы не только дают поупражняться в смекалке, но и заставляют задуматься о действиях и их последствиях, пробуждают осознанность.
И, напоследок, валентинка от меня, автора статьи, для вас. Самая экологичная, простая, секретная, одновременно существующая и нет и…воздушная 🙂
Ещё больше интересных игр, упражнений и техник по раскрытию творческого потенциала, нестандартного мышления и развитию воображения в группе ТРИЗиКот (для учителей и родителей дошкольников и младшеклассников) Фейсбук, Вконтакте, Инстаграм и на портале Креатайм (для педагогов средней и старшей школы и всех, кто желает изучить ТРИЗ).
Первая статья рубрики ТРИЗ+праздники про Новый год и необычные поделки по ссылке