Многоликий тьютор: три модели сопровождения учеников

В прошлом материале мы описали, как устроена профессия школьного тьютора и почему она становится все более востребованной в современном образовании. На этот раз расскажем, как сегодня выглядит модель сопровождения в школе «Золотое сечение».

Мы выстроили свою классификацию, исходя из трех критериев: 

  • какие задачи тьютор должен выполнить в первую очередь;
  • каков уровень самостоятельности тьюторанта;
  • насколько нужно подключение родителей к процессу сопровождения.

В соответствии с этими критериями мы выделили три модели сопровождения:

Модель 1. Стиль взаимодействия — «куратор»

Портрет тьюторанта — ученик неорганизованный и привыкший к тому, что цели и задачи ему ставят другие. Мотивирован на избегание неудачи или на сокрытие ее от родителей. Такой ученик нуждается в управлении со стороны педагога, ведь зачастую он не осознает ответственность за собственные поступки и склонен попадать под влияние других людей.

Портрет родителя — повышенная ситуативная тревожность, общение с ребенком через оценки, а с тьютором — через формальные контакты. Обычно такой родитель обращается к тьютору только по учебным вопросам и чаще в ультимативной форме: «Объясните, почему это вот так».

В этой модели тьюторам приходится много работать над мотивацией подростка, давать советы, выслушивать и разбираться в проблемах тьюторанта. В этой позиции довольно много контроля: тьютор контролирует пребывание ученика в школе, контролирует успеваемость, беседует по проблемным вопросам. Также тьютор старается помочь тьюторанту самоопределиться и задает наводящие вопросы, помогающие ученику сформулировать собственные цели и задачи.

В перспективе тьюторант должен стать более самостоятельным, обрести интерес к учебе и осознать, зачем ему нужна школа.

Модель 2. Стиль взаимодействия — «тьютор»

Портрет тьюторанта — внешне самостоятельный, адаптировавшийся; но в учебе разнонаправлен, хаотичен, не всегда понимает, чего хочет или как этого достичь. Однако уровень мотивации и образовательных притязаний у такого ученика значительно выше, чем в первой модели, поэтому он готов к сотрудничеству и способен формулировать свои запросы, но пока при помощи тьютора.

Портрет родителя в данной модели предполагает доверие к школе и к тьютору. Кроме формальных вопросов, такой родитель в случае необходимости готов общаться с тьютором и по вопросам воспитания, и по вопросам дополнительного образования. Но инициатива от такого родителя исходит редко.

Какова работа тьютора в такой системе? Это содействие формированию у ученика ключевых компетенций и создание условий для личностного роста. Больший акцент сделан на образовательных потребностях и интересах конкретного тьюторанта. Тьютор исходит из запросов ученика и помогает увидеть возможности самореализации как в пространстве школы, так и за ее пределами. В результате у тьюторант учится осознанно относиться к своему будущему, видеть свои перспективы и внутренние ресурсы, но также понимать, в каких сферах этих ресурсов не хватает и как можно их восполнить.

 Модель 3. Стиль взаимодействия — «коуч»

Портрет тьюторанта — ученик знает, чего хочет, и самостоятельно ставит цели. Легко формулирует конкретные запросы, учится ответственно и осмысленно, мотивирован и лично заинтересован в учебе. Тьюторант готов к тому, что развивать у себя новый тип мышления — основанный на уверенности в себе и своем будущем, на успешном развитии, на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон. 

Портрет родителей — доверяющий, советующийся, сотрудничащий с тьютором в вопросах обучения и воспитания. Главное, что такой родитель предоставляет подростку право самостоятельно делать выбор и обсуждает этот выбор на основе партнерства. Тотальный контроль исключен.

В отличие от другихмоделей, здесь тьюторы не занимаются поиском целей, смыслов и интересов для ученика. Они работают с теми целями, которые заявляет сам тьюторант, помогают раскрыть глубину и новые смыслы этих целей. От тьютора требуется поддерживать мотивацию ученика к саморазвитию, усиливать положительный эффект от самостоятельно принятых решений и достигнутых результатов, давать возможность тьюторанту самому спланировать свои действия. Такое сопровождение должно помочь ученику окончательно стать самостоятельным и осознанным человеком, умеющим видеть за своими и чужими действиями смысл и глубину, способным к позитивной рефлексии. На своем опыте мы убедились, что все три модели имеют право на существование в старшей школе. Конечно, мы представили здесь идеальную картину и понимаем, что выбор модели зависит еще от множества факторов. Более того, наш опыт показал, что могут существовать и, скажем так, промежуточные модели, в которых тьютор может работать в смешанных стилях («куратор-тьютор» или «куратор-коуч»), исходя из своих задач в работе с тьюторантом, из уровня доверия и взаимопонимания. Главное здесь — что рабочая модель тьюторства должна быть динамической, помогать фиксировать прогресс ученика и действовать на поддержание этого прогресса.

Об авторе: Юлия Меркулова, тьютор, учитель русского языка и литературы школы «Золотое сечение».

Мы продолжим вас знакомить с опытом школы «Золотое сечение» в области тьюторства. Тем же, кто хочет глубоко окунуться в эту проблему, рекомендуем приобрести только что вышедшую книгу «Записки тьютора. Опыт школы «Золотое сечение». 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть