Межпредметный проект: подробный разбор алгоритма
Алгоритм работы над проектом в основных чертах заимствован из технического проектирования и приспособлен к задачам работы с детьми. Давайте рассмотрим его на примере общешкольного проекта «Мусор родного города», который был рализован в Технологической школе № 1299.
Общешкольный проект — это тематическая оболочка для множества индивидуальных и групповых проектов учеников, объединенных одной идеей, но с различным предметным подходом. Результаты подводились в каждой группе и на нескольких общешкольных конференциях.
Почему была выбрана эта тема?
1. Острота экологических проблем в мире и в нашем городе.
2. Комплексный характер проблемы. Её ясно прослеживаемые связи со многими предметами школьной программы.
3. Знакомство школьников с проблемой на личном опыте. Мусор — часть нашей жизни и в той или иной мере проблемы с ним связанные известны всем.
4. Прикладное значение темы, её общественная значимость.
5. Возможность развития на материале темы гражданственной позиции, чувства хозяина родного города.
6. Возможность работы по проекту в широком диапазоне форм и подходов, отвечающих различным интересам и склонностям детей.
Этапы работы
Мотивация
Рассказывать детям о важности экологических проблем не приходится. Им это известно. А вот какое значение может иметь именно их участие в проекте — важно. Для одних наиболее существенным было предстоящее участие в конференциях и «слава» в масштабе школы, для других общественный резонанс.
В пример проводили предыдущий проект, фильм о котором смотрели даже в мэрии и других организациях. Конечно, наши предложения не принимают немедленно к исполнению, но они могут стать той гирькой на весах при принятии решения, которое изменит ситуацию.
Дети знакомились с «взрослым» подходом к проблеме. Например, с постановлениями правительства Москвы по сбору, утилизации и переработке мусора; с работой организаций, занимающихся уборкой и переработкой мусора. В разгар подготовки проектов для авторов наиболее интересных решений были организованы экскурсии на мусороперерабатывающие станции. Там дети увидели, что с мусором можно работать аккуратно и даже красиво, если приложить к проблеме квалифицированный инженерный труд.
Сбор материала
Довольно неохотно школьники 6-7 классов, которые работали над проектами, искали материал в литературе. В этом нет ничего удивительного из-за перегрузки детей работой с учебным материалом по другим предметам. Именно поэтому возможность находить материал для проекта в собственном опыте является очень важным преимуществом избранной темы.
Провели ролевые игры на тему «Экологическое состояние города». Школьники примерили на себе обязанности мэра и рядового жителя, почувствовали, как переплетаются служебные и чисто человеческие задачи по отношению к городу и его жителям.
Исходный материал намеренно не давался детям в готовом или законченном виде, чтобы не было соблазна просто скопировать чужое решение. Делалась попытка провести их по всему пути творчества от осознания проблемы через формулировку цели и разработку путей ее реализации. Однако удавалось это далеко не всегда. Для того чтобы разбудить творческую мысль необходимо было добиться, чтобы решаемые проблемы стали их собственными.
Выбор темы
Детям предоставлялась широкая свобода в теме конкретного проекта: от описания конкретного мусороуборочного агрегата до системы уборки мусора в городе. Несколько особняком стоят выбранные некоторыми школьниками «Космический мусор», который к нашему городу прямого отношения не имеет, или «Утилизация бронетанковой техники», навеянная экскурсией в вонный музей.
Выявление проблемы
Чаще всего дети называют проблему — «очистить город от мусора». Однако, она очень общая. Необходимо, чтобы ребенок сумел сформулировать именно собственную, решаемую его проектом задачу. Чтобы не прийти к выводу о ненужности проделанной работы в самом ее конце, детям надо осознать важность формулировки проблемы на начальном этапе.
Постановка целей и формулировка задач
Определяется цель проекта, которая в самой общей постановке состоит в решении проблемы, но должна формулироваться по возможности конкретно. Задачи проекта детализируют его цель. Школьникам 6-7 классов с их конкретным мышлением трудно сформулировать обобщенные понятия проблемы, цели и задач, но пытаться сделать это, по-видимому, все же стоит. Как раз в приложении к собственному проекту дети и начинают осознавать смысл этих понятий.
Разработка технических требований
Здесь должны быть перечислены все требования к предполагаемому изделию (его проекту). Этот этап часто представляет трудности и для взрослых. Поэтому от детей требовалось только обозначить некоторые условия, которым должно отвечать изделие. Примером того, насколько это важно, может служить известная всем детям сказочка «Цветик — семицветик». Ведь именно неполнота требований в задании цветику и приводила героиню сказочки на край гибели.
Разработка технического задания
В сущности, это описание того, что нужно сделать, чтобы выполнять все предъявляемые требования. Сюда же включается календарный план работы по проекту. Этот этап у детей получается также в весьма упрощенном и усеченном виде, скорее, как обозначение техническое задание, а не само ТЗ.
Почему мы говорим о проекте, а не о плане работы и почему план составляет лишь часть проекта?
План указывает лишь на то, что и в какой последовательности должно быть сделано. А проект еще и указывает на то, каким образом должно быть сделано и что для этого необходимо.
Аванпроект
Самый начальный, эскизный вариант проекта, дающий лишь приблизительное представление о его конечном виде. Этот этап также вызывает трудности у многих детей, которые предпочитают рассказывать о своем проекте, но не могут ничего нарисовать. Некоторые могут изобразить что-то только на доске, но не на бумаге. Надо сказать, что дети более успешно воплощали свои идеи в виде моделей на комплектах LEGO Education.
Модельную стадию проходит создание машин от пылесосов до космических аппаратов и вполне серьезные инженеры могут применять для моделирования своих разработок на первых этапах нечто вроде детских конструкторов. Комплекты LEGO Education с компьютерным обеспечением дают детским проектам удовлетворительное воплощение.
Были созданы модели мусороуборочных машин, мусоровозов, мусороперерабатывающих установок, перегрузочных конвейеров и транспортеров, прессы, штабеллеры и погрузчики для мусора. Свои разработки ребята сравнивали с теми настоящими машинами, которые они видели на улицах и разглядывали во время экскурсии на мусороперегрузочные станции.
Другая группа разрабатывала аванпроекты в технике трехмерной анимации. Они двигались на экране, имитируя работу реальных прототипов.
Межпредметные связи
География
Ученики 7-10 классов провели обширные исследования состояния мусорной проблемы в городе. Здесь становилось понятно, что география — это не только то, что на глобусе, но и все вокруг нас. Провели опрос москвичей с целью не только собрать необходимую информацию, но и вовлечь школьников в углубленное осознание проблемы. Несколько групп учеников с 6 по 8 класс в течении двух недель собирали весь мусор в собственных семьях и тщательно его сортировали. Таким образом удалось определить сколько и какого мусора производит обычная московская семья.
Искусство и дизайн
Учителя разрабатывали со школьниками эмблемы общешкольной конференции, оформление мусорных бачков, контейнеров, корзин. Полностью вписался в тему общешкольного проекта факультатив «Мусорный дизайн». Ребята создавали из различных видов отходов композиции и конструкции, имеющие самостоятельное эстетическое значение. Собственно, этим занимаются и вполне сложившиеся художники. Недавно в московском Манеже прошла экспозиция мусорного искусства.
Иностранный язык
Учителя консультировала школьников по переводу извлекаемой с помощью Интернета информации о состоянии борьбы с отходами за рубежом в развитых странах.
Информатика
Работа по проектам относилась не к исследованию или сбору информации по проекту, а к реализации идей и разработкам. Работа с конструктором LEGO Education и трехмерной аимацией.
История
Доклады «историков» были посвящены «экологическому» состоянию Москвы в предыдущие столетия. Стало ясно, что не все в столице изменилось с тех времен в худшую сторону. При сохранении тогдашнего уровня санитарии, например, на московских рынках, город попросту вымер бы от инфекционных болезней.
Психология
Своеобразную трактовку мусорной темы приняли и психологи. На общешкольной конференции ребята показали фрагмент проведенной ими деловой игры «Психологический мусор». Игровая форма помогает лучше понять и прочувствовать ощущения человека, попавшего в сложный психологический переплет.
Химия
Изучались источники загрязнения городской среды. Другая работа была посвящена путям попадания тяжелых металлов в бытовые отходы. Выполнили химики и экспериментальные работы, например определение содержания хлора в полимерных материалах.
Проектный подход не универсален: не все дети участвовали, не все довели свой проект до законченного вида или макета. Но это и не страшно! Заставить учиться нельзя, нужно чтобы ученики захотели учиться. Проектная деятельность весьма этому способствует.
Об авторе: Сергей Александрович Красносельский, учитель и методист Технологической школы № 1299.