Лунная миссия «Артемида 1» в 2021 году под угрозой: испытание двигателя сверхтяжёлой NASA SLS было прервано

NASA провело критически важное испытание двигателей основной ступени своей сверхтяжёлой ракеты Space Launch System (SLS). Однако что-то пошло не так: двигатели ускорителя отключились раньше, чем планировалось.

Испытания SLS длились чуть более минуты (NASA/Robert Markowitz)

17 января в 01:27 по московскому времени на испытательном стенде Космического центра имени Джона Стенниса дым и пламя вырывались из четырёх двигателей RS-25, которые приводят в действие основной ускоритель гигантской ракеты NASA SLS, являющейся центральным элементом американской лунной программы «Артемида».

Сжигалось 2,65 млн литров низкотемпературного топлива, однако оно протекало через двигатели в течение лишь чуть более одной минуты. Это намного меньше запланированных 485 секунд (более 8 минут), в течение которых двигатели будут работать во время полёта. «Сегодня не всё шло по сценарию, — сказал глава NASA Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) после испытаний. — Но мы получили много отличных данных, много прекрасных сведений для последующего анализа».


Пока ещё слишком рано точно говорить, что послужило причиной преждевременной остановки испытаний двигателей. Диспетчеры в процессе теста ссылаются на MCF (отказ главного компонента), связанный с двигателем № 4 на ускорителе SLS. Менеджер программы SLS Джон Ханикатт (John Honeycutt) добавил, что примерно через 60 секунд камеры зафиксировали вспышку в тепловой защите двигателя, хотя её причину и значение ещё предстоит понять.

Четыре двигателя RS-25 ракеты SLS вблизи во время теста (NASA TV)

Четыре двигателя RS-25 ракеты SLS вблизи во время теста (NASA TV)

Пока сложно сказать, потребуется ли второе огневое испытание в Космическом центре Стенниса или же следующие тесты пройдут уже в Космическом центре Кеннеди во Флориде, откуда SLS к концу этого года должна отправить беспилотную миссию «Артемида 1» с облётом вокруг Луны. Точно так же ещё слишком рано говорить, сможет ли «Артемида 1» состояться в этом году. «Думаю, что ещё слишком рано говорить, — сказал господин Брайденстайн о возможности запуска миссии в 2021 году. — Когда мы выясним, что пошло не так, мы узнаем, что нас ждёт в будущем».

Во время пресс-конференции 12 января вице-президент и руководитель программы SLS в Boeing Джон Шеннон (John Shannon) отметил, что двигатели должны проработать определенное время, чтобы получить все необходимые данные. «Если по какой-либо причине у нас случится преждевременная остановка, мы получим все инженерные данные, необходимые для обеспечения высокой уверенности в машине, примерно через 250 секунд», — сказал он тогда. Поскольку двигатели проработали лишь чуть больше 60 секунд, сложно сказать, сколько данных получено, и насколько уверены команды в ракете.

NASA TV

NASA TV

Тест изначально планировалось провести на час раньше, однако во время обратного отсчёта инженеры приостановили процесс, чтобы перепроверить работу системы отвода воды и провести другие проверки двигателя на испытательном стенде. Команды смогли быстро пройтись по всем возможным проблемам и запустить огневое испытание. Оно призвано проверить работу четырёх главных двигателей RS-25, топливных баков, вычислительных систем, авионики и других компонентов SLS. Испытание имитировало запуск, жёстко удерживая машину на стенде (к слову, именно на этой площадке проходили проверку двигатели ракеты «Сатурн-5» и космических кораблей «Спейс шаттл»).

NASA TV

NASA TV

SLS считается самой мощной ракетой из когда-либо созданных в истории человечества. Господин Брайденстайн подчеркнул, что, несмотря на преждевременную остановку двигателей, не стоит считать прошедшие огневые испытания SLS провалом — из теста будут извлечены уроки. «Совершенно уверен, что команда сможет выяснить, что это за аномалия, и определить, как её исправить, а затем снова приступить к делу. Потому что мы не терпим неудач. Мы может отступить, но затем вернёмся и сделаем это снова», — отметил он.


Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть