Квартира для машины

Автотранспорт служит для жителя мегаполиса одним из главных источников беспокойства, является причиной загрязнения воздуха и многокилометровых пробок. Но есть и еще одна проблема. Каждый автомобилист знает, какие сложности возникают при поиске парковки для машины или места в отапливаемом гараже.

Статистика показывает, что «железный конь» служащего в течение рабочего дня используется в среднем 4ч, а остальное время суток он стоит без движения. Что же делать гражданам, которые заботятся и о собственном удобстве, и о сохранении своих автолюбимцев? Так, по данным Правительства Москвы, местами для парковки на сегодня обеспечены только около 40 % автомобилей (примерно 900 тыс. мест). Кконцу 2007г. будут введены в строй еще около 200 тыс. машино-мест. Что и говорить, городские дворы в нашей стране не предназначены для такого наплыва автотранспорта- по норме количество парковочных мест должно составлять 70 % от числа квартир.

Где отдыхают железные кони

В соответствии с законом автостоянкой называют здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальную открытую площадку, которые предназначены для хранения автомототранспортных средств. Таким образом, хранить четырехколесного друга можно на плоскостных, многоуровневых (наземных, подземных и наземно-подземных) стоянках, в обвалованных гаражах, на механизированных парковках, в гаражах-ракушках и, наконец, на наземных парковках.

Стоимость гаражного бокса на вторичном рынке в зависимости от расположения и оснащения колеблется в пределах 10- 600 тыс. руб. Места в многоуровневом и подземном гараже обходятся в 0,75-2 млн руб. За аренду гаража просят 5-15 тыс. руб. вмесяц. Рассмотрим все возможные варианты.

Временная парковка

Самый простой способ оставить автомобиль на непродолжительное время (например, для похода в магазин)- это найти временную парковку. Парковки (паркинги)- участки автомобильных дорог в пределах полосы отвода, созданные для размещения транспортных средств. Могут быть платными или бесплатными, общедоступными или служебными (принадлежащими определенной организации или предназначенными для клиентов конкретной фирмы). Наземные паркинги не исчезнут совсем, поскольку необходимы для размещения автомобилей около офисов компаний. Немногие организации могут похвастаться собственной парковкой (на каждые 60-100м2 арендуемой площади выделяют одно машино-место; это особенно невыгодно для тех компаний, деятельность которых связана с большим клиентским потоком при относительно небольшой численности служащих). Даже современные торговые центры в крупных городах не всегда располагают подземными паркингами или механизированными парковками.

Но если вы и нашли удобную парковку около нужного здания, проблема временного сохранения вашего автомобиля пока не решена. Предстоит еще выяснить ситуацию с оплатой: кому, как и сколько платить. Автоматы не прижились, поскольку не предполагали возможности размена бумажных денег и требовали наличия у автовладельца монет. Ктому же паркоматы не устояли перед натиском хулиганов- разработчики не смогли сделать аппараты антивандальными. Существуют альтернативные способы внесения денег. ВКиеве, например, готовят эксперимент по оплате парковки с помощью мобильного телефона (во многих европейских государствах это практикуется уже давно).

Почасовой дневной тариф на наземной парковке в Москве- 20-100руб. Есть и льготные тарифы- ночного времени, целого дня. Они составляют 60-500руб.

Муниципальная парковка работает только в те часы, которые указаны на соответствующем дорожном знаке. Востальное время ею можно пользоваться бесплатно. Режим работы других парковок определяют их владельцы. Сведения о времени работы и тарифах на услуги, а также перечень категорий пользователей, имеющих льготы, адрес и телефон оператора (лица, принимающего претензии), должны быть размещены в доступных для обозрения местах.

Учтите, что организаторы временных паркингов не несут ответственности за сохранность автомобилей, оставленных на эксплуатируемых ими парковках, если это не входит в перечень дополнительно предоставляемых услуг. Операторы муниципальных паркингов обеспечивают: оснащение мест парковки специальным оборудованием, дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с проектом организации парковки; наблюдение за исправностью оборудования, поддержание его в рабочем состоянии, охрану оборудования, уборку бытового мусора на территории, содействие в освобождении территории при производстве работ по уборке и вывозу снега; контроль размещения автотранспортных средств, своевременной и правильной оплаты; уведомление сотрудников ГИБДД о водителях, осуществляющих постановку транспортных средств в нарушение Правил дорожного движения. Но, как видите, обеспечение сохранности автомобилей в список стандартных услуг не входит.

Открытая наземная стоянка

Самый дешевый вариант длительного хранения автомобиля- открытые наземные стоянки. ВМоскве под них отведено около 200 га земли. Строительство и обустройство охраняемой открытой стоянки обходится в несколько сотен долларов за одно машино-место. Кэтому надо прибавить затраты на согласование землеотвода и плату за аренду земли. Стоимость аренды места на оборудованной площадке с охраной- 800-2000руб. вмесяц (или 20-100руб. в сутки), в зависимости от удаленности от метро и жилых домов.

Наземные парковки радуют дешевизной. Но все, что вы на них получите,- несколько больший уровень безопасности, чем если бы оставили автомобиль под окнами дома или около подъезда. Да, администрация наземной парковки несет ответственность за ущерб, который причинен вашему автомобилю во время его пребывания на стоянке. Но для этого необходимо сохранять документы об оплате или заключать договор о хранении вашего авто. Такой договор в простой письменной форме обычно заключают лишь те автовладельцы, которые длительное время пользуются услугами одной и той же стоянки. Те же, кто оставляет машину на 2-3 дня, редко говорят о возможности заключения договора. Влучшем случае требуют документ, свидетельствующий об оплате пребывания автомобиля на парковке. Однако помните, что за транспортные средства, хранящиеся на автостоянке без ведома ее владельца (то есть вы имеете дело с охранниками, но договор не заключаете, а тем более не заводите пропуск и учетную карточку), этот самый владелец никакой ответственности не несет.
Наземные парковки за счет земельного налога регулярно пополняют городскую казну. Но продолжительность их существования зависит от степени востребованности земельных участков и альтернативного гаражного строительства в районе. Например, Правительство Москвы предполагает значительно сократить число наземных стоянок, заменив их многоуровневыми гаражами.

Узнать, есть ли у нынешнего владельца гаража свидетельство о праве собственности на продаваемую недвижимость, можно в организации, ведущей единый реестр прав. Для этого надо направить в нее соответствующий запрос, приложив к нему копию своего паспорта и платежный документ, подтверждающий внесение 100руб. на счет организации.

Гаражи

Оборудованные навесом сооружения- гаражи- предназначены для хранения транспортных средств. Вгородах большая их часть находится во владении гаражно-строительных кооперативов (ГСК), которые появились еще в 70-х гг. XXв. Часть гаражей находится в ведении Всесоюзного общества автомобилистов (ВОА), а в Москве- Московского городского союза автомобилистов. Все они возведены на участках, которые были либо оформлены в аренду на 10-15 лет, либо переданы в бессрочное пользование. ГСК с давней историей принимала Госкомиссия и вносила в реестр недвижимости Комитета по управлению имуществом как капитальные сооружения. Каждый такой гараж обычно имеет отдельный техпаспорт, удостоверение на право собственности от Бюро технической инвентаризации, правила оплаты, охраны, ремонта, а также устоявшийся коллектив участников. Все вопросы, касающиеся регулирования работы ГСК, решают на общих собраниях членов кооператива.

Основная проблема для владельцев стационарных гаражей- аренда земли, на которой они стоят (подробности этого вопроса мы обсудим немного позже). Более 50 % автомобилистов либо являются владельцами стационарных гаражей или мест на парковке, либо хотят приобрести такое пристанище для машины. Стоимость гаражей (как правило, бетонных или металлических) составляет 100-300 тыс. руб.

Покупаем машино- место

Итак, поиски подходящего по всем параметрам гаража увенчались успехом, и вы уже практически готовы стать владельцем уютного домика для вашей машины. Однако расслабляться не стоит- впереди еще юридические формальности, которые следует соблюсти во имя будущего спокойствия. Узнайте, есть ли у нынешнего владельца гаража свидетельство о праве собственности на продаваемую недвижимость. Попросите продавца показать договор покупки или дарения гаража или документы, подтверждающие его членство в ГСК и полную выплату своего пая. Запросить сведения о том, кому принадлежит гараж, вы можете и самостоятельно. Для этого необходимо обратиться с заявлением в регистрационную палату (к заявлению обязательно должна быть приложена копия вашего паспорта- на анонимные запросы палата не отвечает).

Когда вы ознакомитесь с документами и убедитесь в том, что гараж принадлежит продавцу на законных основаниях, можете приступать к оформлению договора покупки. Договор купли-продажи гаража необходимо составить в письменной форме и в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ удостоверить собственноручными подписями сторон сделки.

Как только договор будет заключен и зарегистрирован у нотариуса, обязательно получите свидетельство о праве собственности на гараж. Для этого вам нужно подать в ведомство, осуществляющее государственную регистрацию правомочий владельцев недвижимости, заявление о регистрации. Приложите к нему следующие документы: договор покупки гаража (подлинник и нотариально заверенную копию); акт передачи гаража покупателю (составляется в свободной форме и подписывается обеими сторонами); свидетельство о регистрации права собственности на продаваемую недвижимость; а также согласие супруга на заключение данного соглашения (если гараж находился в совместной собственности супружеской пары). Свидетельство о праве собственности на гараж будет вам выдано в течение 1 мес. Регистрация правомочий владельца обойдется в 500руб.

Совсем иное дело- аренда. Тогда договор в письменной форме нужно заключать лишь в случае, если арендодатель- юридическое лицо. Арендуя гараж у физического лица, вы можете заключить договор в устной форме. Но при условии, что его срок не превышает 1 года.

Досрочно арендодатель имеет право расторгнуть письменный договор с вами только через суд. Для этого ему надо доказать, что вы пользуетесь его имуществом с нарушениями условий договора; ухудшаете имущество или не делаете капитального ремонта (если по условиям договора это входит в ваши обязанности); а также если вы более 2 раз не внесли плату за имущество. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены другие основания для расторжения. Одосрочном его расторжении вас обязаны предупредить за 1 мес, если же ваш гараж относится к объектам недвижимого имущества- за 3 мес.

Гараж, который имеет фундамент или прочно связан с землей каким-либо иным способом, является недвижимым имуществом и должен быть зарегистрирован либо в местном комитете по управлению имуществом, либо в Бюро технической инвентаризации. Гаражи-ракушки и гаражи-пеналы к числу недвижимого имущества не относятся, а потому право собственности на них у вас возникает с момента их передачи.

Зона особого внимания

Важный вопрос, который необходимо выяснить при покупке гаража,- кому принадлежит земля, на которой он расположен. Чтобы из счастливого обладателя машино-места в любовно оборудованном вами домике не превратиться в обычного, «неогараженного» автовладельца, проверьте, заключен ли договор аренды между владельцем гаражей (будь то кооператив, товарищество или акционерное общество) с одной стороны и городом (в лице правительства и местного земельного комитета) с другой.

На сегодняшний день законно оформленные гаражи или стоянки размещают на официально отведенных для этого местах- землеотводах. Землеотвод может быть временным (тогда вы получите стабильное место для автомобиля на 1-2 года) или долгосрочным (в этом случае вам уготованы 10-15 лет относительно спокойной жизни). Муниципальные гаражи, разумеется, предлагают куда более долгий срок использования арендованного помещения. Но коммерсантам, решившим заработать на предоставлении машино-мест в аренду, получить землю под гараж или парковку в столице на долговременной основе пока практически невозможно. Активное строительство, охватившее Москву, не дает возможности использовать драгоценные земельные участки для этих целей. Хотя, конечно, новые жилые дома и административно-офисные здания в скором времени потребуют большого количества организованных машино-мест.

Именно поэтому точно узнайте срок, в течение которого вы вправе использовать предоставленное вам строение. Может быть, нет смысла в создании погреба (известно, что для многих гараж- место, где хранятся осенне-зимние запасы), обкладывании металлического бокса кирпичом, сооружении стеллажей и организации смотровой ямы для ремонта и техобслуживания ходовой части вашего железного коня. Если будет принято решение о ликвидации или переносе гаража, в сумме компенсации, которую вам выплатят, никакие усовершенствования учитывать не станут.

Будьте осторожны и внимательны: если ГСК и владелец земли заключили договор о совместной деятельности, ваше положение с юридической точки зрения менее надежно, чем при заключении договора аренды или субаренды. Договоры о совместной деятельности используют в случае, когда земля, на которой построен гараж, принадлежит какому-то ведомству. Такой договор легко расторгнуть в любой момент. Причиной может послужить любая прихоть руководителя ведомства (ведомственного предприятия), которому принадлежит земля. Но самое главное- договор о совместной деятельности не дает владельцам гаражей всей полноты прав, которые предусмотрены договором аренды (например, права на компенсацию вложенных средств при ликвидации стоянки).

Кроме того, чтобы обезопасить свое гаражное место, вам необходимо проверить, не относится ли земля, на которой расположен гараж, к так называемым охранным (территории возле железных дорог, вокруг строительных котлованов) или рекреационным (отведенным для отдыха) зонам.

Строительство гаража обязательно должно быть законно оформлено, а готовое здание принято специальной комиссией, о чем составляют акт приемки. Если разрешения на возведение капитального строения нет, оптимальным вариантом может стать покупка сборно-разборной конструкции, которую легко демонтировать и переместить.

Внаиболее выгодном положении оказываются члены товариществ собственников жилья- они вправе самостоятельно решать вопросы благоустройства придомовой территории. Например, могут заказать механизированную парковку или, приняв участие в программе «Народный гараж», выбрать другой вариант организации автомобильной стоянки для собственных нужд.

Ракушки и пеналы

Один из самых популярных и дешевых вариантов отдельного «жилища» для любимого автомобиля- безусловно, гаражи-ракушки и гаражи-пеналы. Стоимость собственно металлического тента относительно невысока- около 30 тыс. руб. Но автовладельца поджидают дополнительные затраты на доставку, сборку, а также на оформление разрешения на установку. Так что общая стоимость гаража-ракушки колеблется в пределах 45-90 тыс. руб.

Сдругой стороны, хранение автомобиля в ракушке или пенале сопряжено с многочисленными проблемами. Теоретически право установить такой гараж предоставляется любому человеку. Однако на практике большинству (за исключением инвалидов и ветеранов войны) отказывают. Витоге тенты продолжают ставить без разрешения. Правда, Правительство Москвы утвердило порядок выдачи разрешений на установку ракушек, согласно которому их запрещается размещать на спортивных и детских площадках, пешеходных дорожках, над инженерными сетями. Однако автомобилисты не спешат оформлять отношения с властями: условия договора краткосрочной аренды (на 11 мес) и ставка сбора за аренду участка (зависит от кадастровой стоимости земли) мало кого устраивают. Ктому же ракушки и пеналы не являются недвижимым имуществом, следовательно, землю, на которой они размещены, можно только арендовать. Подарить или уна-следовать тоже удастся лишь сам металлический тент, но отнюдь не участок земли, на котором он стоит.

Чтобы получить официальное разрешение на установку временного тента, надо обратиться в гаражную межведомственную комиссию того района, где вы проживаете. Если ракушка установлена без разрешения или на неподходящей для этих целей территории (скажем, около детской площадки или тротуара), то она подлежит сносу на основании решения местной администрации. Например, Закон г.Москвы N 28-51 от 25.06.97г. «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» гласит, что выявленные в ходе инвентаризации и проверок самовольно построенные гаражи-ракушки в случае невозможности их сохранения должны быть ликвидированы. Сейчас предполагается сократить число временных гаражей-укрытий до минимума.

Многоуровневые гаражи

Многоуровневые гаражи занимают почетное второе место по популярности (около 40 % всех автовладельцев выбирают или выбрали бы такое пристанище для машины). Комфорт, который предоставляют эти сооружения автовладельцу и его четырехколесному другу- отопление, технические средства охраны, охранная и пожарная сигнализация, вентиляция, вспомогательные службы и долгосрочный землеотвод,- не только гарантирует спрос, но и, к сожалению, определяют цену машино-места- от 300 тыс. руб. Но место в многоуровневом гараже можно арендовать, причем срок может быть разным: и помесячным, и сезонным. Всреднем аренда места стоит около 10 тыс. руб. вмесяц.

Конструктивные особенности многоуровневых гаражей позволяют разделить их на несколько типов. Это сооружения наземные и подземные, расположенные под или над зданиями (в том числе над или под жилыми домами), допускается их пристройка к зданиям другого назначения. Надземные автостоянки могут иметь наружные стеновые ограждения (закрытого типа) и обходиться без них (с поэтажными ограждениями). Парковку в многоуровневом гараже осуществляют с участием водителя или с использованием грузовых лифтов (максимальная этажность наземных стоянок- 9 этажей, подземных- 8 этажей). Важно еще и то, что дополнительно в многоуровневом гараже могут быть предусмотрены помещения для инженерного оборудования и противопожарного инвентаря, комнаты дежурных инженеров и смены охраны, а также территория, отведенная для ремонта и обслуживания автомобилей. Если гараж расположен над или под жилыми домами, его должны отделять от них нежилые помещения. При этом механизированные парковки необходимо оборудовать с учетом повышенных пожаротехнических требований.

Решив стать полноценным членом гаражного кооператива, не забудьте ознакомиться с его основным документом- уставом. Обратите внимание на условия приема в кооператив и выхода из него, на права и обязанности его членов, ответственность за просрочку уплаты взносов, а также на особенности сдачи кооперативного гаража в аренду, его перепродажи и дарения.

Механизированные парковки

Самый «фантастический» вариант хранения вашего автомобиля- это, конечно, механизированные стоянки. Машину помещают в специальный мобильный бокс и выдают хозяину с помощью специальных устройств. Такая конструкция позволяет расположить на площади 15-18м2 до 40 машин. Это дает возможность сократить подъездные пути, уменьшить занимаемую машинами площадь (в том числе за счет отсутствия пандусов). Численность персонала, который обслуживает такую парковку, минимальна. Таким образом, эксплуатационные затраты сведены к минимуму при максимальной защищенности автомобиля.

Многоуровневые механизированные стоянки, безусловно, подходят для обустройства корпоративных паркингов. Это поможет в решении проблемы пробок на столичных магистралях. Кроме того, конструктивные особенности механизированного гаража позволяют при необходимости в кратчайшие сроки демонтировать и перенести конструкцию на новое место.

Минус механизированного гаража заключается в его дороговизне. Разработчики проекта убеждены, что такие паркинги-роботы со временем вытеснят ракушки и пеналы. Однако под каждую подобную стоянку необходимо разрабатывать индивидуальный проект, что отражается на стоимости машино-места (она может составить 300-500 тыс. руб., а стоимость аренды- 100руб. в час).

Возмещение ущерба

Вне зависимости от того, какой вариант пристанища для автомобиля вы выбрали, на вас и вашего железного друга распространяются общие Правила оказания услуг автостоянок от 17.11.2001г., утвержденные Постановлением Правительства РФ N 795. Особенно они важны в той части, которая предусматривает ответственность владельца стоянки за ущерб, причиненный объекту хранения- вашему автомобилю.

При приеме авто на хранение требуются документы, подтверждающие ваше право им распоряжаться, а также технический паспорт или другие документы на машину.

При наличии договора хранения транспортного средства владелец автостоянки несет ответственность:
за сохранность транспортного средства (в размере указанной в договоре оценочной стоимости);
повреждение транспортного средства, принятого на автостоянку под охрану (в размере нанесенного материального ущерба и потери товарного вида);
разукомплектование транспортного средства, находящегося на охраняемой стоянке, и хищение комплектующих, записанных в учетной карточке.

Пользующийся услугами стоянки автовладелец, в свою очередь, отвечает за нанесенный автостоянке материальный ущерб (в размере нанесенного материального ущерба), за повреждение транспортных средств, находящихся под охраной на стоянке, в размере нанесенного ущерба и потери товарного вида.

Учтите, что о каждом происшествии, случившемся с вашим авто на стоянке, необходимо составить акт. Его подписывают все заинтересованные стороны, причем до того, как это авто покинет территорию стоянки.

Кроме того, владелец не отвечает за ущерб, причиненный непреодолимой силой или военными действиями; за транспортные средства, размещенные на автостоянках с нарушением требований (если это было совершено по вине автовладельца и могло стать прямой или косвенной причиной несохранности автомобиля). Ваша невнимательность- оставленные в легкодоступном месте (например, при незакрытой двери машины) и не снятые снимаемые комплектующие предметы (щетки дворников или дополнительные зеркала)- также не будет оплачена владельцем стоянки. Если вашу машину угнали из гаражного бокса, то должны присутствовать явные следы взлома.

Помните: необходимые условия получения возмещения за причиненный во время пребывания на автостоянке ущерб- заключение договора и соблюдение правил пользования стоянкой.

К наиболее дешевым относятся неотапливаемые многоуровневые гаражи манежного типа с разметкой, но без наружных стеновых ограждений. Место в таком гараже стоит 120-180 тыс. руб. Отопление, капитальное наружное ограждение, изолированные боксы и видеонаблюдение увеличат эту сумму до 250-400 тыс. руб.

Проект «Народный гараж»

Правительство Москвы разработало проект «Народный гараж», согласно которому предложено привлекать к финансированию строительства гаражей и стоянок самих автовладельцев. Предположительно стоимость такого гаража не должна превышать 120-150 тыс. за место в типовом гаражном комплексе на 100 мест.

Чтобы привлечь инвесторов-автомобилистов, принято решение об освобождении владельцев стоянок, созданных в ходе реализации проекта, от выкупа права аренды земельного участка, а также о применении льготных ставок арендной платы за землю (3 % от базовой ставки арендных платежей на период строительства гаража-стоянки и 10 %- на период эксплуатации). Кроме того, затраты застройщиков гаражей-стоянок на создание городских магистральных инженерных коммуникаций и сооружений должны быть компенсированы. Аот оплаты долевого участия в строительстве городских питающих центров, головных сооружений, сетей, коммуникаций и объектов инженерного обеспечения застройщиков предлагается и вовсе освободить. Как считают авторы проекта, такие меры позволят существенно удешевить стоимость машино-места.

Однако у программы «Народный гараж» есть и очевидный изъян. Из планов реализации программы видно, что наиболее удобные для автовладельцев места будут использованы для строительства коммерческих гаражей и парковок.

Подземные паркинги и конструкции над железнодорожными путями и разворотными площадками автобусов достаточно дороги и в создании, и в дальнейшей эксплуатации. Это не может не отразиться на стоимости места. Относительно дешевые быстровозводимые конструкции реализуемы лишь на поверхности земли, что вряд ли понравится заботливому автовладельцу. Ктому же проведенный опрос 15 знакомых автомобилистов показал, что максимальная сумма, которую они готовы отдать за место в гараже, составляет 60-65 тыс. руб.

Пока места в многоэтажных гаражах приобретают неохотно- потенциальных покупателей отпугивает как дороговизна (цена 1м2 в таком гараже часто превышает цену 1м2 жилой площади), так и трудности, возникающие при регистрации прав собственности. Однако представители Правительства Москвы настроены оптимистично: за 2007г. решено построить такое количество гаражей и стоянок, чтобы обеспечить местами для транспортных средств около 70 % автовладельцев. Массовое строительство будет организовано на территории прежних промзон, а также неосвоенных участков, зарезервированных под сооружение гаражей. Преимущественно планируется строить многоуровневые надземные и подземные гаражи, оборудованные подъемниками для автомобилей. Часть мест в муниципальных гаражах предполагают выделять бесплатно. Аустанавливать цены на аренду и продажу машино-мест будут государство и органы местного самоуправления. Остается лишь надеяться, что эти планы действительно удастся претворить в жизнь.

  • Источник: Журнал «Идеи вашего дома»
    №103
  • Фото:
    Владислав Балашов
  • Материал подготовила:
    Юлия Тихомирова
  • Фото:
    Вадим Ковалев

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть