Кто такой маркетолог и чем он занимается?
В последнее время появилось много новых профессий. В магазинах и торговых центрах, а также в крупных компаниях, часто требуются маркетологи. Однако, далеко не все знают, в чем заключаются должностные обязанности маркетолога. Это востребованная и интересная профессия, требующая высокой квалификации.
Цели и задачи работы
В обязанности маркетолога входит проведение маркетинговых исследований. Также эти специалисты «пытаются выяснить, какие именно услуги и товары будут востребованы покупателями».
Вот основные цели и задачи работы такого специалиста:
- Определить главные потребности потенциальных клиентов конкретной компании;
- Сделать так, чтобы товары или услуги, производимой компании, максимально соответствовали этим потребностям;
- Регулировать ценообразование в соответствии с материальными возможностями потребителей;
- Обеспечивать активное распространение продукта, производимого компанией.
Мнение о том, что главной целью работы маркетолога является реклама продукции, является ошибочным. Обычно на рекламе специализируются PR-менеджеры и промоутеры. Эксперт по маркетингу не рекламирует товары, а старается повысить эффективность рекламы, используя широкий спектр технологий.
Что делает специалист по рынкам сбыта
На вопрос, чем занимается маркетолог в течение рабочего дня, можно ответить так: специалист занимается изучением рынков сбыта как в теории, так и на практике.
Работа может носить и выездной, и «офисный» характер. Точное описание профессии зависит от специфики организации. По сути, маркетолог – это посредник. «Он устанавливает связь между компанией, выпускаемым ею продуктом и потребителями».
Вот основные направления деятельности эксперта по маркетингу:
- Анализ эффективности различных технологий продвижения товаров и услуг;
- Продвижение новых брендов и торговых марок;
- Работа с клиентами конкретной компании;
- Разработка стратегий продвижения товаров, рассчитанных на разные группы целевой аудитории.
Специалист может выполнять как все вышеперечисленные функции, так и одну или часть из них. Маркетологи делятся на практиков, которые активно работают с людьми (клиентами), и на теоретиков, которые проводят «кабинетные» исследования.
Определение профессии
Чтобы понять, кто такой маркетолог, нужно внимательно изучить должностную инструкцию этого специалиста. Она может включать в себя разные пункты, в зависимости от специфики конкретной компании, в которой работает сотрудник.
Ниже представлено несколько определиний этой профессии:
- Специалист по анализу рынков сбыта;
- «поставщик» креативных идей, направленных на продвижение новых товаров, услуг, торговых марок;
- Специалист по работе с клиентами компании;
- Сотрудник-теоретик, изучающий деятельность конкурентов конкретного предприятия.
Есть и другие определения, которые тоже подходят под эту профессию. Поэтому прежде, чем отправлять в компанию резюме для собеседования на вакантную должность маркетолога, нужно уточнить, какой именно сотрудник требуется в организацию.
Инструкция, которой должен руководствоваться специалист
Должностная инструкция сотрудника, который проводит маркетинговые исследования, подразумевает различные виды деятельности. «Должностная инструкция маркетолога является одним из кадровых документов, разрабатываемых организациями для своих сотрудников».
Как правило, в должностной инструкции четко формулируются цели и задачи профессиональной деятельности конкретного специалиста, а также оговаривается режим работы. График может быть как свободным (работа на дому или в офисе, разъездная деятельность), так и фиксированным («с девяти до пяти», «с восьми до восьми»).
Руководствуясь этой инструкцией, сотрудник строит свой рабочий день таким образом, чтобы у него было время как на «кабинетную» работу (проведение исследований, написание отчетов), так и на «полевую» деятельность (общение с клиентами, посещение фирм-конкурентов, проведение социологических опросов с целью изучения рынков сбыта).
Исходя из прописанных в договоре должностных обязанностей, эксперт по исследованию рынков сбыта вырабатывает для администрации предприятия рекомендации по увеличению прибыли за счет выхода на новые потребительские рынки.
Что должен делать сотрудник на рабочем месте
Одна из главных задач специалиста по маркетингу – привлечение новых клиентов, поэтому в его обязанности входит анкетирование и проведение социологических опросов с целью расширения базы данных реальных и потенциальных клиентов. Специалист должен быть уверен, что он делает все возможное для поиска новых потребителей товаров или услуг конкретной организации.
Как правило, рабочий день ведущего специалиста по маркетингу начинается с «живого» общения с потребителями товаров и услуг (реальными и потенциальными), а также с представителями конкурирующих организаций. После этого сотрудник (на рабочем месте или дома) составляет план по продвижению продукции, внедряет этот план на практике (самостоятельно или с помощью подчиненных).
По итогам реализации конкретного плана составляется отчетность в письменной форме (это могут быть ведомости, таблицы или графики). Отчетность предоставляется руководству, по требованию. Периодичность предоставления отчетов может быть разной: раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал и подробный годовой итог проделанной работы.
Как начисляется заработная плата
Зарплата ведущего специалиста по маркетингу зависит от его квалификации. Как правило, сотрудник получает заранее оговоренный оклад (плюс какие-то надбавки, льготы, социальные гарантии) плюс «бонусы» — процент от продаж товаров или услуг, производимых организацией.
Поэтому, чем выше квалификация специалиста и эффективность его работы, тем больше будет его зарплата. В разных субъектах Российской Федерации она может варьироваться, от минимальной зарплаты (в российской глубинке) до ежемесячного гонорара в 40 – 50 тысяч рублей (в крупных городах).
Профессия маркетолога довольно востребована, особенно в обществе, ориентированном на потребителя. Освоить эту специальность может любой человек, имеющий опыт прямых продаж или работы с клиентами.