Когда и как оставлять ребенка дома одного
Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного? Прививать своему малышу самостоятельность можно и нужно, но, предвидя последствия, очень важно оценить его психологическую зрелость.
Отчасти это и является ответом на вопрос «когда», поскольку общих рамок и норм не существует: некоторые дети в состоянии остаться одни дома уже в 5 лет, другие и в 12 будут тревожиться или набедокурят, если оставить их без контроля.
Психологи утверждают, что самостоятельность и ответственность в раннем возрасте во многом определяются темпераментом и характером ребенка. Для того чтобы можно было спокойно доверить малыша самому себе и не беспокоиться за его безопасность и эмоциональное состояние, следует готовить его к этому заблаговременно.
Как подготовиться?
С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.
Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:
-
дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;
-
ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;
-
постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.
А стоит ли?
Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:
-
ребенок способен сам занять себя более двух часов;
-
не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;
-
хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;
-
играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);
-
за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);
-
умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;
-
не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;
-
способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;
-
знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;
-
соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).
Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.
Что делать в первый раз?
Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.
С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу обещание важно неукоснительно выполнить.
Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.
По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.
Инструктаж перед уходом
Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые ни в коем случае делать нельзя. Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:
-
никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;
-
нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);
-
не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;
-
запрещается играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.
У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.
Для того чтобы малыш без опаски оставался дома один на какое-то время, важно подготовиться заранее, оценив, насколько усвоены правила. Действовать нужно постепенно – с недолгого отсутствия родителей. При необходимой подготовке нахождение ребенка дома одного благоприятно скажется на его самооценке – он ощутит себя взрослым и самостоятельным.
Маргарита Прокопец