Камеры в школах: когда самое логичное решение не всегда самое верное

Безопасность школьников превыше всего. Кажется, ее легко добиться, просто снабдив здание школы камерами и металлодетекторами, чем больше, тем лучше. Но так ли эти меры эффективны на самом деле?

Когда поднимается тема обеспечения безопасности в школах, мы невольно вспоминаем о массовых нападениях с огнестрельным оружием, и тут же, к сожалению, на ум приходит печальная статистика США. Неудивительно, что там-то безопасности в школе уделяется особенное внимание. По информации Министерства образования и Министерства юстиции США, в 2015 году рекордные 82 процента американских школьников в возрасте 12-18 лет отметили наличие камер видеонаблюдения в своих школах. Про другие меры тоже не забывают. Приводим результаты опроса учеников 12-15 лет, сообщивших о следующих мерах безопасности в своих школах (в  процентах):

Можно установить в школах сколько угодно камер, но педагогическая и психологическая целесообразность этого метода, к сожалению, ставится под сомнение. У распространения видеонаблюдения и металлодетекторов в школах США немало противников, даже, например, Национальная ассоциация школьных психологов США против. 

Все больше камер появляется и в российских школах. Просматривается все: входная группа, калитка, спортивный зал и столовая. Последняя, очевидно, еще и для контроля за буфетчицей. 

Почему же вокруг установки камер в школах так много противоречий? Рассмотрим основные положения.

Камеры и уровень насилия

Исследований, доказывающих то, что наличие камер и металлодетекторов в школе эффективно предотвращает насилие, не существует или пока не опубликованы результаты. Даже наоборот, некоторые исследователи (например, Nickerson, A. B., & Martens, M. R. (2008); Steinka-Fry, K. T., Fisher, B. W., & Tanner-Smith, E. E. (2016)) установили связь между расширением мер безопасности и более высоким числом правонарушений. Это легко объяснить, ведь совершивший преступление подросток желает обмануть систему и остаться незамеченным. Почти как яблоки у соседского дедушки ночью воровать. 

Когда речь заходит о камерах в школах, то в основном говорят об их установке в холлах, но про класс не вспоминают. Часто считается, что это может негативно отразиться на учебном процессе, а правонарушения происходят как раз в коридорах, туалетах и на лестницах, а не в школьных классах. Однако установка камер в классах может иметь положительный эффект: так учителя чувствуют больше ответственности за свои педагогические действия и могут анализировать записи с камер в целях улучшения учебного процесса. Об этом подробнее расскажем в конце статьи.

Камеры и ученики

Парадоксально, но ученики утверждают, что в целом не считают школу небезопасным местом, что подтверждается данными Министерств образования и юстиции. Более того, согласно некоторым исследованиям (например, Bachman, R., Randolph, A., & Brown, B. L. (2011)), наличие металлодетекторов и охранников в школах вызывает у школьников страх и беспокойство.  

Камеры и школьный климат

Очевидно, что чем строже меры безопасности в школе, тем больше устанавливается правил школьной дисциплины. Это может повлиять на социальный климат в школе и привести к тому, что школьники будут думать, что их считают неблагонадежными. 

Что уж там говорить, если между усиленными мерами безопасности и повышением успеваемости тоже не обнаружено связи. Напротив, зафиксировано ухудшение результатов обучения. Об этом говорит исследование, в котором приняли участие 38 тысяч учеников средних и старших классов. 

А как вы думаете, камеры в школах – добро или зло? Готовы ли вы к установке камеры в своем кабинете? Расскажите в комментариях!

А если вас интересует тема образовательных практик в разных странах мира, то предлагаем вам подписаться на наш канал в Яндекс.Дзен.
 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть